Аннотация: в настоящей статье автор рассматривает этапы подготовки студента к выступлению на научно-практической конференции, а также роль руководителя в обеспечении успешной защиты исследовательского проекта участником данного мероприятия.
Тематическая рублика: средняя школа, СПО.
В 2014 году канд. пед. наук, академик Галина Владиславовна Буковская (Моршанский строительный колледж, Тамбовская обл.) опубликовала статью «Научно-практическая конференция - важный этап в организации исследовательской деятельности студентов (УДК 371.31; 001.891). Это своего рода технологическая карта для организаторов студенческой научно-практической конференции (СНПК). Автор не затрагивает исследовательскую деятельность участников, так как «она является самостоятельным и самодостаточным мероприятием и требует особого внимания...».
Мне приходилось присутствовать на СНПК в качестве руководителя студента. Собственные наблюдения, впечатления и выводы полностью совпадают с тезисом Г.В.Буковской: «Руководство исследовательской деятельностью и подготовкой студентов к СНПК укрепляет научное и педагогической сотрудничество преподавателей и их воспитанников». Именно сотрудничество - залог успешного публичного проекта. Рассмотрим этапы педагогического процесса.
Шаг 1. Предложение участвовать в СНПК. Как правило, на этом этапе студент задает себе и руководителю три вопроса 1) хочу? б) смогу? в) будет ли помощь? Ответ руководителя - твердое троекратное «да». Во-первых, это интересно, престижно.
Во-вторых, это опыт публичного выступления, репетиция защиты дипломного проекта.
В-третьих, всегда помогу, научу, поддержку.
Шаг 2. Выбор темы. Непростой выбор. А) конференция научная: требуется провести исследование, то есть рассмотреть несколько способов решения задачи, затем выбрать оптимальный вариант. Б) конференция практическая: требуется практическая часть проекта с указанием области ее возможного применения. Поскольку у учащихся 1-2 курсов опыта в таких мероприятиях, как правило, нет, то руководитель сам может предложить несколько тем и обосновать их актуальность, при этом окончательный выбор за студентом.
Шаг 3. Постановка целей и задач. Это самый ответственный момент. Грамотную формулировку целей и задач должен обеспечить руководитель, так как часто молодой человек не может справиться с научным стилем изложения.
Шаг 4. Планирование работы над проектом по времени: 1) поиск, сбор, обработка информации (фильтрация, сортировка); 2) составление плана изложения теоретической части и определение порядка выполнения практической части проекта. Студенту предоставляется творческая свобода, но руководитель обязан контролировать соблюдение сроков, передавать свой опыт через рецензирование работы (хорошо, плохо, можно лучше), через рекомендации, конкретные предложения, демонстрацию своих «фишек».
Шаг 5. Составление тезисов доклада. Очень важно соблюдать логическую структуру доклада и научный стиль изложения. При необходимости руководитель редактирует доклад. Обязательные разделы доклада: титульный лист, цели и задачи, теоретическая и практическая части проекта, заключение, библиография.
Шаг 6. Создание презентации. Презентация создается на основе тезисов. Структуры презентации и тезисов должны соответствовать. Руководитель заранее знакомит исполнителя с правилами оформления слайдов: цвет фона и шрифта; гарнитура, размер шрифта заголовков и основного текста, применение макетов; способы структурирования текста: таблицы, рисунки, схемы, диаграммы. На мой взгляд, руководитель имеет право непосредственно помочь студенту в создании информационно емких слайдов.
Шаг 7. Подготовка к публичному выступлению. Если организаторы предоставят возможность, то тандем студент-руководитель знакомится с тезисами докладов всех участников СНПК. Руководитель и студент совместно анализируют и отмечают слабые и сильные стороны представленных работ, а также своего проекта. Этот анализ поможет внести необходимые коррективы в доклад и довести его до совершенства.
Очень важно психологически настроить студента перед выступлением: похвалить за проделанную работу, вселить уверенность, ободрить, чтобы он шел на СНПК собранный, спокойный, с хорошим настроением.
Успех тандема - это радость преодоления трудностей, ощущение достижения цели, счастливая улыбка на лице воспитанника и чувство удовлетворения педагога от совместного сотрудничества.
К сожалению, оригинальные работы студентов не всегда должным образом представлены: не обозначены цели и задачи проекта, презентация невыразительная, мелкий шрифт, текст не структурирован, нет заключения. Однозначно, это наши недочеты, недочеты руководителей. Только при тесном научном и педагогическом сотрудничестве руководитель-студент конференция выполнит свое главное предназначение - организация научно-исследовательский деятельности студентов, а также повышение эффективности качества образования в целом.
В качестве примера совместной работы студента и преподавателя прилагаются несколько слайдов из презентации и доклад участника городской научно-практической конференции «Математика - царица всех наук», диплом 2-степени (<Рисунок 1>,<Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>, Приложение).
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5