Изучение родного края младшими школьниками посредством чтения этнических сказок коренных народов Кузбасса (шорцев)

Разделы: Краеведение


В 2021 году Кемеровской области, Кузбассу исполнилось 300 лет. Кемеровская область, Кузбасс наша малая родина, где проживает большое количество представителей различных народностей, народов, наций, коренных жителей. Все они по-своему уникальны, со своей самобытной культурой, с богатыми обычаями и традициями, с особым укладом жизни, языком, фольклором. Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области в Горной Шории. Этнографически шорский народ представлен двумя группами, отличающимися местом проживания. Одна группа горнотаежная, проживает на юге Кузбасса, вторая лесостепная, и они проживают на севере. До 19 века одним из основных занятий у шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее - пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь) - с 19 века охота с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Основным источником питания служило рыболовство. Дополнительным занятием было собирательство.

Мы все должны знать историю своего родного края, ведь человек без истории как дерево без корней. Одним из эффективных инструментов получения информации о истории родного края для младших школьников выступает устное народное творчество коренных жителей. Сказки, особенно народные - это культурное наследие, которое передаётся из поколения в поколение. В них собрана народная мудрость и опыт, отражено желание народа видеть мир вокруг себя прекрасным и добрым, всё это доносится до школьника простым и понятным языком. В сказках правда всегда побеждает ложь, а добро - зло. Всем людям хочется, чтобы в реальной жизни происходило все так же. Это возможно, если не изменять человеческим добродетелям, вытекающим из сказок, легенд, былинных сказаний, пословиц и поговорок и нашего культурного этнического наследия.

Изучение этнических сказок народов Кузбасса на внеурочных занятиях «Кузбасс - наш дом родной» соединяют в себе две формы познания мира - художественную и научно-краеведческую. Читая произведения фольклора малого народа России - шорцев, младший школьник как бы входит в «единое духовное пространство» и узнаёт, что мир велик и многообразен и в то же время един. Знакомство с шорским фольклором даёт возможность школьнику лучше узнать историю родного края с самого раннего возраста, так как изучая содержания народных сказок коренных жителей Кузбасса школьник получает информацию об их культуре, традициях, веровании, укладе жизни. Он устанавливает связь между содержанием этноса и историей Кузбасса, своеобразием ее природы, особенностями быта, обычаями, традициями коренных жителей региона. Всё выше перечисленное стимулирует дальнейшее изучение истории родного края с использованием разных источников информации.

Сегодня читать шорские сказки мы можем благодаря таким ученым-фольклористам как Н.П.Дыренкова, А.И.Чудояков, С.С.Тотыш, С.С.Торбоков. Эти люди кропотливо и бережно собирали шорский фольклор, обрабатывали его и прилагали все усилия для широкой печати.

Фольклор шорцев разнообразен. Это предания, легенды, поговорки, песни, пословицы, охотничьи рассказы, сказки. Термин «ныба», «ныбак» в переводе с шорского языка обозначает такой жанр, как сказка. У шорцев представлены все их разновидности, это сказки о животных, социально-бытовые и волшебные. Причём социально-бытовые появились намного позже, чем волшебные и о животных. Художественный мир шорского фольклора опирается на шаманское мировоззрение, мир в них триедин: Верхний мир - Небесный, мир Ульгеня; Нижний - Подземный, мир Эрлика, тёмный, без солнца и луны и Средний - это мир человека, место борьбы Ульгеня и Эрлика. Изучая этнические сказки младший школьник узнаёт, что шорцы всегда ощущали единство с живой природой, они считали, что душа есть у всего, что их окружает и у животных, и у растений, и у гор. Они верили в духов гор, рек, тайги. По мнению древних шорцев горы, реки и тайга населены духами, у которых есть свои цели в этом мире. Такое верование считается языческим и сохранялось оно у них почти до конца 19 века.

В сказках о животных и птицах (Коварные барсуки, Ненасытный баран, Жадность лисы, Как глухарь хотел быть ханом, Совушка-завидушка, Муравей Кмыс, Верная Ку, Гора Пус-Таг, «Сказки Шапкая») прежде всего отражаются черты наблюдения человека первобытного общества за природой и животными. Смысл этнических сказок скорее всего состоял в передаче детям знаний о животном и растительном мире родного края. Вырастут дети, и мальчики пойдут на охоту добывать зверя для нужд племени: мясо - для пищи, мех - пушнину для пошива тёплой одежды или обмена на другие товары, в которых нуждались шорцы, девочки - собирательницы даров тайги, лекарственных трав, ягод, полезных кореньев, грибов.

У шорцев сказка очень часто переплетается с легендой. Легенды о животных объясняют, например, почему кукушка поёт «ка-кук» («Кукушка»), почему барсук такой жирный («Отчего барсук жирный»), почему Мрас-Су впадает именно в Томь («Мрас-Су и Кара-Том»), почему раздвоена вершина Поднебесного Зуба, почему образовался порог на реке Мрас-Су, почему вершина Мустага белая («Пус-Таг»), почему гора называется Темир-тау («Железный камень»), почему белая береза большая редкость в Горной Шории («Кузук и Казын»). Серия легенд объясняет первобытные представления шорцев о создании мира: «Ульгень и Эрлик», «Забавы Ульгеня», «Посредники между Богом и людьми» [1].

Так во втором классе на внеурочном занятии «Кузбасс - наш дом родной» школьники знакомятся с шорской народной сказкой о животных «Догадливая выдра» [2]. Перед чтением этой сказки напоминаем ученикам о её повадках и показываем иллюстрацию. Учитель ведёт диалог с учениками, т.к. ранее была изучена тема «Животный мир Кемеровской области». Ученики вспоминают и рассказывают, что выдра - хищное млекопитающее, ныряя в водоём она добывает себе пищу в воде, ведёт скрытный образ жизни, пугливая. Этот зверёк осторожный и хитрый, ловко плавает в воде, с забавной походкой на суше, с хорошей памятью.

Первичное восприятие идёт через чтение учителем, а вернее сказать, что педагог её рассказывает как сказитель. Слушая учителя и перечитывая её вслух ученики ведут наблюдения над особенностями композиции этой сказки. Ученики отмечают, что композиция у шорского фольклора отличается от русского народного - у этой сказки нет привычного зачина («Жили-были …», «В некотором царстве, в некотором государстве..»). Концовка так же отличается, но в тоже время есть и общее с русской народной сказкой. После прослушивания, прочтения и литературного анализа сказки школьники приходят к выводу, что сюжет прост и по своему характеру она немного похожа на бытовую сказку, что шорцы верят в духов-покровителей, духов-помощников. Также эта сказка показывает, что хитрость и смекалка выдры позволяет ей не платить дань и всегда оставаться с пышной шёрсткой, ум этого зверька противопоставлен физической силе духов - Хозяина горы и Хозяина воды. Выдра не линяет благодаря сообразительности, это объясняется через сочиненную легенду, которая более близка человеческому пониманию.

Читая шорские сказки младшие школьники узнают, что в Горной Шории в изобилии водились различные лесные животные и птицы, в реках - различная речная рыба, следовательно основным занятием у шорцев были: охота, рыбная ловля, собирательство даров тайги, ручное ткачество, гончарное производство предметов быта.

Из опыта работы следует отметить, что чтение этнических сказок коренных народов Кузбасса, в частности шорских дают возможность младшему школьнику начать знакомство с историей родного края с самого раннего возраста, стимулируют дальнейшее его изучение с использованием разных источников информации. Этническая сказка - это многовековой опыт прошлых поколений, который представляет историческую (этнографическую), научную и художественную ценность, учит бережно относится к традициям и обычаем коренных жителей.

Таким образом изучение шорских сказок младшими школьниками как на внеурочных занятиях «Кузбасс - наш дом родной» так и самостоятельно способствуют изучению истории малой родины. Ученик получает информацию о культуре, традициях, укладе жизни малого народа - шорцев, о животном и растительном мире Кемеровской области, прививается любовь к родному краю.

Литература

1. Калишев Г.П. Легенды горы Зелёной: Устное творчество шорского народа / Г.П.Калишев; СКИФ. - Кемерово: СКИФ, 2004. - 64 с. - Текст: непосредственный.

2. Чудояков А.И. Шорские сказки, легенды / А.И.Чудояков; ООО РИФ «Весть». - Кемерово: ООО РИФ «Весть», 2012. - 205 с. - Текст с иллюстрациями.