Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста.

Разделы: Работа с дошкольниками


Читать - это ещё ничего не значит:
что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети - это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Книга уже не воспринимается как учебник жизни. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие - низкий уровень читательской грамотности.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». (3, с.8)

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги. (1, с.9)

Процесс формирования читателя в дошкольнике состоит из двух этапов.

1. Пассивный этап: ребенок является слушателем тех произведений, которые предлагаются ему взрослым. Но при пассивном отношении к процессу, обусловленном неумением читать самостоятельно и закономерным отсутствием профессиональных навыков в выборе книг, активно работают внимание, память, восприятие, воображение и интеллект дошкольника. Развивается его эстетический вкус и творческий потенциал. Этот этап длится до тех пор, пока ребенок не накопит опыт слушания, пока в нем не разовьются собственные читательские предпочтения, которые приведут к желанию освоить технику чтения, чтобы не зависеть от взрослых в общении с книгой. Развитие читателя в ребенке - процесс индивидуальный. Длительность его зависит от многих причин: периодичности и качества чтения ему; бытового контекста, в котором находится ребенок: любовь к книге и интерес к чтению всех членов семьи повлияют на становление читателя в малыше.

2. Активный этап формирования читателя начинается тогда, когда он сам, говоря словами поэта, «тычет в книжку пальчик», постоянно просит взрослых читать ему, устанавливает для себя круг любимых произведений, слушать которые он готов ежедневно. Малыш хорошо запоминает содержание произведений, логично может пересказать небольшой по объему текст, правильно, а порой и оригинально отвечает на вопросы, использует сюжет произведения в своих играх, умея преобразовать его согласно замыслу. Движимый интересом к книге и чтению, такой ребенок легко усваивает буквы и после ознакомления с ними начинает читать сам.

Активный этап формирования читателя - продуктивный, но опасный период, который не должен оставаться без внимания взрослых. Только что научившийся читать ребенок еще не в силах освоить большой по объему и интересный для него текст, а тексты, на которых отрабатывается техника чтения, неинтересны ему. Этот замкнутый круг, не разорванный вовремя взрослыми, может привести к потере будущего хорошего читателя, поэтому воспитатели и родители и далее должны развивать в ребенке навыки слушания и интерес к книге. Процесс развития интереса к книге должен стать бесконечным. У него нет возрастного ограничения.

Пройдя указанные два этапа формирования читателя (слушателя), ребенок постепенно становится грамотным читателем.

Грамотный (настоящий, талантливый, компетентный) читатель - это читатель, глубоко понимающий смысл текста, авторский замысел, умеющий оценить художественные достоинства произведения, знающий, как найти нужную книгу, извлечь из нее информацию, оценить и проанализировать ее. Дошкольный возраст - это лучший сензитивный период в воспитании того читателя, которого впоследствии можно будет назвать грамотным. Процесс создания грамотного читателя может быть только комплексным. В нем принимают активное участие родители, воспитатели, библиотекари, позже - школьные учителя. Стараниями одной стороны воспитать настоящего читателя возможно, но трудно. (2, с.23)

Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста:

  • устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
  • наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
  • заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
  • умение некоторых детей читать самостоятельно.

Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи книг доставляет много радости и той и другой стороне.

В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А.Пушкина, Г.Х.Андерсена, Д.Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.

В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например сказки А.Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например В.Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении. Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом дошкольников знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).

Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя - своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).

Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А.Пушкиным, К.Чуковским, С.Маршаком дети называют М.Зощенко, Н.Носова, Д.Хармса, А.Милна, Г.Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.

Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).

Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув, что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает радость или отчаяние героев).

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

  • ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов;
  • самостоятельное рассматривание детьми книг;
  • специальные занятия;
  • свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.

Перечень произведений для чтения детям 6-7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем или иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных регионах нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.

В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом: «Пять… веселых… домовых… расшалились… очень…») и т.д.

Упражнения из книги «Расскажи стихи руками» очень популярны за рубежом. Подобная книга вышла и на русском языке: «Расскажи стихи руками. По мотивам английского фольклора» (вольный пересказ В.Егорова. - М., 1992). Такие упражнения способствуют развитию образного мышления, свободы движений. Старшие дошкольники находят очень точные и выразительные жесты при чтении русских народных песенок, стихотворений Д.Хармса, С.Черного, отрывков из сказок К.Чуковского.

Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы - предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт.

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книг.

Список литературы

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе гоунне детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 112с.
  2. Гриценко 3.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб.заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2008. - 320 с.
  3. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е.Пановой. - Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020 - 116 с.