Цель урока: формирование представлений об описательном методе в биологии.
Задачи:
- образовательные: продолжить формировать у учащихся представление об основных методах изучения природы
- развивающие: развивать умения работать с учебником, тестовыми заданиями, умение анализировать, сравнивать, работать с графиком, таблицей, диаграммой; развивать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
- воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу во время работы
Планируемые результаты:
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
- Регулятивные УУД: умение оценить других и давать самооценку, соотнесение того, что известно учащимся и того, что еще не известно, создание схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта, преобразование информации из одного вида в другой.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группе, освоение разных способов коммуникаций.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы обучения: работа в парах с использованием элементов модерации, постановка вопросов проблемного содержания, самостоятельная работа.
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: презентация по теме «Описательный метод».
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель создаёт эмоциональный настрой на урок. Проверяет готовность учащихся к уроку.
2. Самоопределение к деятельности
Беседа по вопросам (слайд №1)
1. Что понимается под методом в биологии?
2. Перечислите основные методы в биологии
3. Закончите предложение:
- Наблюдение - это …
- Измерение - это…
- Эксперимент - это
Учитель демонстрирует (слайд №2) и просит учащихся рассказать , что они видят и какие методы биологии используют.
Учащиеся отвечают, что видят эксперимент про проращиванию гороха, методы наблюдение, эксперимент.
- А, какой еще метод вы сейчас использовали, когда рассказывали про данный эксперимент?
Учащиеся отвечают метод - описательный.
Тема урока: «Методы изучения природы. Описательный метод» (слайд №3)
А, теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока, учащиеся предлагают варианты цели (слайд №4)
3. Изучение материала
Слайд №5
Учитель: Научное описание биологического объекта сильно отличается от художественного не только по своему назначению, но и по стилю.
Цель научного описания заключается в том, чтобы донести максимум информации до читателя, используя только «сухие» факты, их анализ. Для этого в описании применены научные термины, цифры, соблюдена последовательность. Каждый факт обоснован и доказан.
В художественном описании используются большое количество эпитетов, метафор, которые оказывают определенное воздействие на читателя, передают ему настроение эмоции, образы.
Таким образом, задача научного описания - сообщить читателю точные сведения, проанализировать, обобщить, установить причинно-наследственную связь факторов и пояснить их роль. Задача художественного описания - изобразить объект, как можно ярче, передать эмоции и впечатления.
Задание: дома найти научное и художественное описание березы, записать его в тетрадь.
Описательный метод можно использовать схематически. Как вы думаете ввиде чего?
Слайд №6. Таблица.
Задание (слайд№7). Составление таблицы, учащиеся в парах выполняют в тетради.
Закрепление (слайд №8). Работа с табличными данными, задание, которое встретиться нам в ВПР. Учащиеся работа в тетради, отвечают на вопросы.
Слайд №9. Схема. Учитель знакомит с понятием схема.
Задание (слайд №10). Составить схему, используя биологический текст: «Среды обитания». Учащиеся работаю в парах, затем проверка вместе с учителем.
Слайд №11. Диаграмма. Учитель знакомит с понятием диаграмма, виды диаграмм.
Закрепление материала, работа с диаграммами, слайды 12, 13, 14.
Слайд № 15. График. Учитель знакомит с понятием график.
Закрепление материала, работа с графиками, слайды 16, 17.
Вопрос учителя: Для чего в научных исследованиях могут использоваться таблицы, схемы, диаграммы и графики?
Таблицы, схемы, диаграммы и графики используются в научных исследованиях для упорядочивания полученных результатов. Благодаря им удается сопоставить характеристики исследуемых объектов, сравнить полученные данные и проанализировать их, выявить какие-то закономерности и сделать предварительные прогнозы.
Слайд №18. Анализ. Учитель знакомит с понятием анализ и последовательностью действий при анализе.
Закрепление материала. Анализ биологического инструмента лупы (слайд № 19)
4. Закрепление материала
Работа со слайдом №20. Вставьте в текст пропущенные слова.
5. Рефлексия
Используем метод пяти пальцев, ответь на вопросы
- Я понял тему урока….
- Как я оцениваю свою работу на уроке….
- Своё настроение я оцениваю…
Учитель выставляет оценки за урок.
6. Домашнее задание
Найти научное и художественное описание березы, записать его в тетрадь.
Урок закончен. До свидания. Спасибо всем, молодцы!