Нахождение дроби от числа, или Математика на страже здоровья

Разделы: Математика

Ключевые слова: нахождение дроби от числа


Пояснительная записка

Предлагаемый урок разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Преподавание математики в 6-м классе ведётся по учебнику А.Г.Мерзляка, В.Б.Полонского и др. «Математика 6». По учебному плану на изучение математики в 6-м классе отводится 5 часов в неделю (170 уроков в год). В соответствии с программой изучается раздел «Обыкновенные дроби». В рамках этого раздела содержится тема «Нахождение дроби от числа», на изучение которой отводится 3 урока. Данный урок является последним в теме.

Тип урока: урок закрепления и комплексного применения новых знаний.

Цель урока: создание условий для организации продуктивной деятельности учащихся по применению знаний по теме «Обыкновенные дроби» при решении задач на функциональную грамотность в области здоровья.

Задачи:

  • Развивать навык применения математических знаний для решения практических жизненных задач.
  • Развивать интерес к формированию здорового образа жизни через решение математических задач.
  • Формировать осознание последствий и неприятие вредных привычек для физического и психического здоровья человека.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ камера, лист самоконтроля.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, выполнение заданий со сменой установки, фронтальная, индивидуальная, парная работы. Урок динамичен, использование различных форм и методов, использование проблемных ситуаций позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на протяжении всего урока, построенного на основе системно-деятельностного подхода.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить изученный материал по теме «Обыкновенные дроби»; научить применять приобретенные знания, умения, навыки для решения задач на функциональную грамотность; расширить представления о практическом применении математики.

Метапредметные:

  • Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли и уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями; анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения задачи.
  • Регулятивные: определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий); корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.
  • Познавательные: осуществлять смысловое чтение; использовать общие приёмы решения задач.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению; умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности: накапливать опыт для последующего обобщения и формирования внутрипредметных и межпредметных связей.

Характеристика задач на функциональную грамотность и методика работы над ними

Обучающимся предлагаются два компетентностно-ориентированных задания (1 задание состоит их 10 задач и учащиеся решают их в классе, второе задание, состоящее из 9 задач, выполняется дома). Задание 1 «Никотиновая зависимость и ее последствия», задание 2: «Одно яблоко в день - и врач не нужен». В них есть взаимосвязанные вопросы, т.е. ответ в предыдущей задаче используется в следующей задаче. Есть и независимыми вопросы, и ответ на последующий вопрос не обусловлен правильностью ответа на предыдущий. Использование таких заданий в учебном процессе позволяет ответить на вопросы учащихся «Зачем нам нужна математика?», «Где нам это пригодится?», «Зачем мы это изучаем?» и позволяет систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников.

Для формирования читательской, математической и финансовой грамотностей используются следующие педагогические технологии:

а) формирования типа правильной читательской деятельности (учитель вначале работы над заданием призывает учащихся внимательно прочитать текст задания и найди информацию, необходимую для решения задач);

б) информационные и коммуникационные технологии (на уроке используется компьютер, документ камера);

в) обучения на основе «учебных ситуаций» (например, при решении задачи 1.6);

г) оценивания учебных достижений учащихся (в конце урока проводится рефлексия).

Приёмы мотивации учебной деятельности:

  1. Использование высказывания древнегреческого историка Геродота - эпиграф к уроку и стихотворения Д.Бершадского «Запомни человек!»
  2. Использование жизненного опыта учащихся - встречались ли ученики или их родители в жизни с задачами о сохранении своего здоровья?
  3. Использование познавательного текста о вреде курения и пользе витаминов, содержащихся в яблоках.
  4. «Польза от знания темы». В начале урока создаются условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему даст усвоение материала на уроке.
  5. Создание проблемной ситуации - что можно купить на деньги, сэкономленные отказом от курения?
  6. В конце урока создаются условия для оценки достижения цели, поставленной в начале урока, определения причины удачи или неудачи.

Конспект урока

«Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство, не играют силы,
бесполезно богатство и бессилен разум».
Геродот

Учитель: (организует целеполагание и мотивацию в процессе актуализации знаний) Приветствует учащихся. Проводит фронтальную беседу: прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете: о чём сегодня пойдёт речь на уроке? Почему?

Учащиеся: Читают эпиграф. Отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Какие задачи мы сегодня с вами будем решать на уроке?

Учащиеся: Отвечают на вопрос учителя. Делают предположения.

Учитель: Наше здоровье - самое ценное, что у нас есть. Здоровье - это то богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. Люди сами укрепляют или разрушают то, что им дано природой. Сегодня в очередной раз убедимся, что наш мир полон математики, и продолжим исследование на предмет выявления математики вокруг нас. Попытайтесь сформулировать тему и цель урока.

Учащиеся: Отвечают на поставленные вопросы учителя. Формулируют тему и цель урока.

(Тема "Математика на страже здоровья" и цель "Учиться применять знания по изучаемой теме при решении задач о здоровом образе жизни").
Записывают тему урока.

Учитель: Раздаёт оценочные листы (приложение 1). Даёт краткий инструктаж по работе с ними. Какие компоненты соответствуют понятию «здоровье»? Чем человек может навредить своему здоровью? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующие упражнения:

Устные упражнения (выводятся на доску с помощью документ камеры):

  1. Как найти дробь от числа?
  2. Что называется процентом?
  3. Перевести проценты в десятичную дробь: 3%, 10%, 47%, 100%, 125%.
  4. Перевести дроби в проценты: 0,25; 0,53; 1/5; 4/5.

Соотнесите ответ в задании с буквой. Заполните таблицу.

  1. Найти 1/4 от 24; 100. Найти 2/5 от 20.
  2. Найти 10% от 400; 25% от 800.
  3. Найти число, если 50% которого равны 45; 20% которого равны 70.

у

25

е

20

и

360

к

6

н

90

р

4

к

у

р

е

н

и

е

6

25

4

20

90

359

20

Учитель: Как вы думаете почему подростки начинают курить?

Учитель: Как вы думаете почему подростки начинают курить?

Учащиеся: Отвечают на вопрос учителя. Делают предположения.

Учитель: С экранов телевизоров, на рекламных плакатах, в журналах и газетах мы видим антирекламу табака; на каждой пачке сигарет написаны различные предупреждения, чем грозит человеку пагубная привычка. Но несмотря на это, количество курящих людей растёт. В табачном дыму ежегодно гробят здоровье подростки и даже дети. Последние исследования утверждают, что курить начинают уже в подростковом возрасте, а первый опыт «пробы» сигарет и того раньше - до семи лет.

Учитель: Прочитайте внимательно текст и выполните задания. Запишите ответ к задаче и приведите соответствующее решение.

На современном этапе развития общества существует проблема подросткового курения. Почти каждый третий школьник в России пробовал курить. Детям часто сложно осознать опасность от увлечения сигаретами. Не испытывая никаких негативных внешних проявлений от отравления никотином, они просто не могут оценить в полной мере весь риск.

Росстат выяснил, что в России постоянно курят 22,5% граждан. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. 75% тех, кто начал курить, становятся зависимыми от курения людьми. Среднее количество выкуриваемых сигарет в день составляет 17 штук. Табачные изделия в России 1 июля 2021 года стоят в пределах от 120 до 140 рублей.

Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни, а курящие дети сокращают себе жизнь на 15%.

Известно, что в табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм: синильная кислота, табачный деготь, окись углерода, полония, кадмий, цианид водорода, аммиак, ртуть, ацетон. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина.

1. Численность населения города Суздаля, согласно официальных статистических данных на 2020 год, равна 9 тысяч 606 человек. Сколько человек из них курят? Ответ округли до десятков.

Учитель: Найдите в предлагаемом тексте недостающее данное для решения задачи (Сколько процентов людей курят постоянно?) и решите задачу.

Учащиеся: Решают задачу самостоятельно, один ученик на переносной доске. (Решение: 9606*0,225=2160).

Проверка и оценка результата.

2. Сколько человек из курящих в городе Суздаль страдают заболеванием лёгких?

Учитель: Найдите в предлагаемом тексте недостающее данное для решения задачи (Сколько процентов, курящих, страдают заболеванием лёгких?). Какие ещё данные надо знать, чтобы решить задачу? Решите задачу.

Учащиеся: Отвечают на вопросы учителя. Решают задачу самостоятельно, один ученик на переносной доске. (Решение: 2160*0,8=1728 человек).

Проверка и оценка результата.

3. Сколько человек умрёт за год от заболевания, связанного с курением, если каждые 13 секунд умирает один человек? Ответ дайте в мл. человек, округлив до десятых.

Учитель: Что необходимо знать, чтобы решить задачу? (количество часов в сутках, дней в году и секунд в 1 часе). Решите задачу.

Учащиеся: Отвечают на вопросы учителя. Решают задачу всем классом, один ученик работает у доски. (Решение: млн.человек.)

Проверка и оценка результата (Каждый ученик в своём листе оценивает степень самостоятельности при решении задачи)

4. На сколько лет уменьшают свою жизнь курящие дети, если средняя продолжительность жизни России 70 лет?

Учитель: Найдите в предлагаемом тексте недостающее данное для решения задачи (На сколько процентов сокращают свою жизнь курящие дети?) и решите задачу.

Учащиеся: Решают задачу самостоятельно, один ученик на переносной доске. (Решение: 1) 15% = 0,15 2) 0,15· 70 = 10,5 (лет))

Проверка и оценка результата.

5. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 17 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?

Учитель: Найдите в предлагаемом тексте недостающее данное для решения задачи (Сколько никотина содержит дым от одной сигареты?) и решите задачу.

Учащиеся: Решают задачу самостоятельно, один ученик на переносной доске. (Решение: 1) 5 ∙ 17 = 85 (мг) ─ содержится никотина в 15 сигаретах. 2) 20% = 0,2; 85∙ 0,2 = 17 (мг) - примет человек за один день.

Проверка и оценка результата.

Учитель: Ребята. Предлагаю вам поработать парами (приложение 4) и решить следующие задачи (6-9). Оказывает консультативную помощь.

Учащиеся: Решают задачи.

6. Диспетчер на станции «Скорая помощь» получает телефонный звонок «Мой ребёнок страдает астмой. Приятель дал ему покурить электронную сигарету. Он задыхается! Хрипит! Что делать? Помогите!» По вызову диспетчеру необходимо отправить машину в пункт Д. В ответе запишите длину наиболее короткого маршрута движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.

Ответ: __84_________

Решение:

А-С-Д: 64+64:16*5=84

А-К-Д: 51+51:17*12=87

А-Е-Д: 56+56:8*5=91

7. Определите процентное содержание ядовитых веществ в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет половину от никотина; табачный деготь составляет 7,5 частей никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а полоний ─ 2/3 от количества окиси углерода.

1) 2% = 0,02; 0,02 ∙ 0,5 = 0,01 = 1(%) ─ синильной кислоты;

2) 2 ∙ 7,5 = 15 (%) ─ табачного дёгтя;

3) 0,6 ∙ 15 = 9 (%) ─ окиси углерода;

4) 2/3∙ 9 = 6 (%) ─ полония.

8. Сколько лет жизни теряет человек из - за привычки курить, если он выкуривает 17 сигарет в день, а продолжительность жизни в среднем 70 лет? Ответ округли до целого числа.

Решение:

1) 6*17=102 мин. в день

2) 102*30=3060 мин.= 51час в в месяц;

3) 51*12 =612 часов = 25,5 суток в год;

4) 25,5 *70 = 1785 суток 5лет жизни теряет человек из- за привычки курить.

9. Сколько денег в среднем расходуют курящие на табак в течение 1 года (1 пачка=20 сигаретам=130 рублей)?

Решение:

1) 365 х 17 = 6205(сигарет) количество выкуренных сигарет за 1 год;

2) 6205: 20= 310,25 (пачек) за 1 год курения;

3) 310,25 х 130 = 40332,5 (рублей)

Учитель: К доске вызывает ученика, который презентует свою работу с помощью документ камеры.

Учащиеся: Проверяют решение и оценивают свою работу.

10. Я не курил(а) и не курю. Но, если предположить, то сэкономленные за 1 год деньги можно потратить на ….

___________________________________

Учитель: Ребята. Как вы думаете, на что можно потратить сэкономленные деньги?

Учащиеся: Отвечают на вопрос учителя письменно.

Проверка и обсуждение результата.

Подведение итогов работы на уроке

Учитель: Предлагает учащимся вспомнить, какую цель ставили в начале урока. Спрашивает, достигли ли её? Согласны ли с эпиграфом? Организует рефлексию (см в оценочном листе). Предлагает из облака слов выбрать наиболее значимые слова для каждого ученика и записать с их помощью свое отношение к работе на уроке (приложение 2). Облако слов проектируется на экран с помощью документ камеры.

Учащиеся: Выполняют задание учителя в оценочных листах.

Учитель: С помощью следующего ребуса (проецируется на экран с помощью документ камеры) вы сможете узнать названия веществ, которые способствуют укреплению здоровья.

Учащиеся: Разгадывают ребус.

Учитель: Подводит ребят к выводу, что отказ от вредных привычек, рациональное питание, закаливание, положительные эмоции, спорт- составные части счастливой и здоровой жизни.

Задаёт домашнее задание (приложение 3).

Учащиеся: Записывают домашнее задание в дневниках.

Учитель: Благодарит ребят за работу на уроке и заканчивает урок словами Д.Бершадского:

Запомни: человек не слаб,
Рождён свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету
Не стану на за что курить.
Я - человек! Я - должен жить!»

Источники информации

  1. Что будет, если есть яблоки каждый день? Как правильно выбрать яблоки
  2. Количество жителей в городе Суздаль
  3. Генератор ребусов
  4. Изучение содержания витамина С в различных сортах яблок
  5. Примерная площадь, которую занимает яблоня
  6. Правильное питание школьников
  7. Сушёные яблоки
  8. В помощь учителю математики «Планируемые результаты и УУД на уроках математики»
  9. Картинка