Технология «Лэпбук» и её использование на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: лэпбук


Известный писатель и мыслитель эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо написал однажды: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской. его руки работают на пользу его ума…» [95]. Трудно не согласиться с его словами. Всем известно, что лучше запоминается то, что было самостоятельно найдено, исследовано, эмоционально окрашено. Как добиться того, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он смог научиться пользоваться знаниями, которые получил на уроках? Одним из эффективных способов достижения этой цели является работа с лэпбуком.

Что же такое ЛЭПБУК?

Лэпбук - самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ученик может доставать, складывать по своему усмотрению [2].

Рис.1

В книжке собирается материал по какой-то определённой теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ученик проделал в ходе изучения данной темы. Работа над лэпбуком позволяет:

  • самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников;
  • учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретать коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению);
  • развивать исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать);
  • развивать системное мышление.

Важным аспектом является «научить учиться самому». Когда обучающийся сам действует с объектами, он лучше познает и усваивает материал, поэтому приоритет в работе следует отдавать практическим методам обучения. Одним из перспективных практических методов является создание лэпбука.

Лэпбук, отвечающий требованиям ФГОС должен быть:

  • информативным;
  • полифункциональным: способствовать развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;
  • пригодным к использованию одновременно группой обучающихся;
  • обладать дидактическими свойствами;
  • являться средством художественно-эстетического развития обучающегося, приобщать его к миру искусства;
  • вариативным (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание должны быть доступными для обучающегося; обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся на уроке и во внеурочное время.

Какие же виды тематических папок существуют?

В зависимости от назначения: учебные, игровые, поздравительные, праздничные, автобиографические, папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.;

В зависимости от формы: стандартная книжка с двумя разворотами; папка с 3-5 разворотами; книжка-гармошка; фигурная папка.

В зависимости от организации материала: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки. окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали, карточки, теги, стрелки, пазлы;, чистые листы для заметок и т.д.

Лэпбук - разновидность метода проекта, так как создание лэпбука содержит все его этапы:

1. Проблема - целеполагание, выход на тему. На данном этапе выбирается тема и вид лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.

2. Планирование - разработка лэпбука. После выбора темы следует написание плана, ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Надо тщательно продумать, что лэпбук должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, можно использовать модель «трёх вопросов».

Задаём вопрос:

  • Что ты знаешь о…?
  • Что хотел бы узнать о …?
  • Что сделать, чтобы узнать о …?

3. Поиск информации - выполнение. На данном этапе создаётся макет папки. Чтобы сделать макет лэпбука, понадобится:

  • распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать цветной принтер, цветную бумагу для принтеров - тогда папка получается цветная и красочная;
  • лист плотной бумаги формата А3 или листы А4 для изготовления самой папки. Традиционно папки лэпбуков делают с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;
  • ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, скотч;
  • безграничная фантазия.

Необходимо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Всё, что придумали разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках.

4. Продукт.

5. Презентация результата проекта.

Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. При правильном построении работы, учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы, связанные с данной темой. Наполнение и раскрытие данных вопросов и тем, будет зависеть от учеников, от того, как они видят проблему и от того, как они захотят её решить.

В итоге, у каждого ученика к концу обучения будет своё портфолио, с которым интересно работать, которое легко в использовании, а главное, оно будет содержать нужную информацию по разным проблемам окружающей нас действительности.

Подробно изучив весь теоретический материал, учащиеся 6 класса МБОУ «Гимназии №6» города Глазова решили лэпбук по теме «Немецкий город».

При выборе темы лэпбука за основу был учебник «Немецкий язык. Второй иностранный язык» для 5, 6 классов, серия «Горизонты».

Рис.2

Рис.3

Учащиеся пришли к выводу, что тема «Город» будет очень интересная и даёт множество возможностей для работы нашего воображения, а также имеет практическую значимость.

При решении, какой вид лэпбука взять, выбор пал на учебный, игровой, стандартный, с двумя разворотами.

На этапе написания плана, учащиеся провели большую работу с использованием модели «трёх вопросов».

Для начала был задан вопрос, что же мы знаем по теме «Немецкий город». Оказалось, что знаний немного, лишь названия некоторых зданий в Германии.

Следовательно, отвечая на второй вопрос, мребята хотели бы узнать, во-первых, как называются здания и сооружения города на немецком языке. Во-вторых, хотели бы пополнить знания об архитектуре немецких городов. В-третьих, было бы полезно знать фразы, которые помогают ориентироваться в немецком городе.

Для того чтобы дать ответы на все эти вопросы, начался сбор информации. Был создан список слов по теме «Город». Данный список включает в себя название зданий и сооружений в городе, прилагательные для описания города, основные глаголы.

Далее собрали подробную информацию об архитектуре Германии, которая имеет долгую, разнообразную и богатую историю. Для закрепления предложенного материала учащиеся разработали различные игры.

Самый творческий и интересный этап - это этап создания макета.

Для создания самой папки использовался картон плотный от коробок.

Рис.4

Далее картон обклеивается цветной бумагой нейтрального цвета.

Рис.5

И в последнюю очередь было продуманно, как познавательный и игровой материал необходимо разместить в папке. В итоге получился продукт - лэпбук.

Рис.6

Рис.7

За время создания проекта дети изучили огромной объём информации, связанной с архитектурой городов Германии, расширили свой словарный запас по теме «Город» на немецком языке. А разработанные и созданные игры способствуют закреплению знаний по теме в познавательной, игровой форме.

Данный проект можно использовать на уроках немецкого языка при изучении темы «Город», а также во внеурочной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что лэпбук помогает организовать информацию по изученной теме и лучше понять и запомнить материал. В любое удобное время можно открыть сделанный своими руками лэпбук и с радостью повторить изученный учебный материал.

Также обучающие научились самостоятельно собирать и организовывать информацию, что может в дальнейшем послужить хорошей подготовкой к написанию исследовательских работ.

Следует отметить, что лэпбук хорошо подходит для занятий в мини-группах, что способствует достижению такого личностного результата, как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Кроме того, учащиеся научились быть доброжелательными, умеющими слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать своё мнение.

С уверенностью можно сказать, что использование лэпбука на уроках в качестве продукта самостоятельной творческой деятельности, а также как способ систематизации и обобщения полученных знаний достаточно продуктивно.

В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу - личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у педагога появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. Лэпбук не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на учебном занятии, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача педагога лишь придавать обучающимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. В настоящее время лэпбук является новейшим способом организации учебной деятельности, это одновременное и игра, и творчество, и познание и исследование нового, и повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности.

Список литературы

  1. https://socratify.net
  2. https://nsportal.ru
  3. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман.- 10-е изд. - М.: Просвещение: Cornlesen, 2021. - 96 с.
  4. lepbook.ru
  5. www.betzold.de
  6. www. das - germany.de
  7. ru. wikipedia.org
  8. ru-geld. de
  9. htts:// mein - deutsch.ru. vsesvoimirykami.ru