«Труд − всегда был ядром для человеческой жизни и культуры».
Школьное время - интересная пора в жизни любого человека. Всё жизнь мы познаём мир с разных сторон. Ученики получают огромный поток информации, иногда не понимают, что же с ней делать и как она может пригодиться в жизни. Бывает, что ребята задают вопрос: «Зачем нам нужен предмет технология? И конечно, в век компьютеров и гаджетов при их помощи можно решить много проблем и ответить на много вопросов. Но электроника не заменит человеческого - живого общения и ручного труда.
Уже многими доказано, что уроки технологии связаны со всеми науками: с физикой (свойства материалов, принцип работы швейной машины, принцип работы утюга и т.д.), с химией (свойства пищевых продуктов и текстильных материалов и т.д.), с математикой (расчет продуктов для приготовления блюда и т.д.), ИЗО (цветовая гамма и т.д.), черчение (построение чертежа для выкройки изделия и т.д.), а также с историей, биологией, русским и иностранным языками и т. Все предметы дополняют друг друга.
В современном мире, встречается всё больше высказываний, что технология, как школьный предмет, изжил себя, что в ближайшем будущем он будет трансформирован в робототехнику или ИКТ.
И я столкнулась с такой же проблемой. Я работаю в школе учителем технологии у девочек. Я рада, что у меня кабинет полностью оборудован всем необходимым и девочки могут научиться швейной работе, и попробовать себя в роли швеи. Я иногда слышу мнение, что не обязательно уметь шить, вещи можно сдать в ремонт, купить, и т.д. А как же индивидуальность? Мы не хотим быть похожими друг на друга, мы хотим отличаться! Создавая что-то свое индивидуальное, мы учимся ставить цель, стремимся к успеху, проявляем творчество. В нашей жизни часто случаются такие мелкие неприятности, что-то отклеивается, заедает, ломается. Мои ученицы с такими проблемами справляются легко. Могут восстановить отпоровшеюся деталь так, что никто даже и не заметит, что её отремонтировали.
Вот, например, не во всех домах есть швейная машинка, а если и есть, то не все её умеет пользоваться. Значит, нужно давать девчонкам такую возможность: кроить, шить, придумывать. Пока они этого хотят! Нужно видеть восхищенные глаза девочек, после того как они попробуют впервые шить на электрической швейной машинке.
А если количество часов технологии сократится в школе? Ребята ещё меньше станут работать руками. Думаю, что только благодаря творчеству можно превратить труд в увлекательное, интересное дело.
Для современных школьников справиться с задачей - придумать что-то, является самым сложным. Вот и моим девчонкам на первых уроках сложно справиться с такой задачей. Но постепенно процесс придумывания начинает доставлять им удовольствие. Обдумывать сам процесс изготовления - это дело времени и навыка работы. Собственно их мы и приобретаем на уроках технологии.
Я считаю, что девчонки должны уметь работать руками. Мы учителя технологии должны научить главным приемам работы ручного труда, в том числе и на швейной машинке. На уроках технологии девчонки должны научиться, не просто сшить, к примеру, фартук, а изделие должно быть полезным. На занятиях выполняем проекты, тема которых определяется путем мозгового штурма. Поставлена проблема: что делать? Необходимо учесть и возрастные особенности, имеющиеся навыки, и то какие умения мы получим, и то насколько изделие будет актуально для учащихся. Познавая законы этого мира, ребёнок готовится стать взрослым. Все выводы, полученные в результате исследования - не просто часть работы, а траектория движения ребёнка от теории к практике.
Формирование творческих способностей учащихся является результатом использования элементов творчества в организации учебно-познавательного процесса посредством творческих работ, проблем, игровых ситуаций, проектов, и т.д. Это позволяет создавать критерии результативности: позитивный эмоциональный комфорт на уроках, многие учащиеся способны перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию, большой познавательный интерес, положительное отношение к предмету, учителю.
Можно сделать вывод, что умение делать своими руками - залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребенок может делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С.Выготский, - завтра он становится способен выполнить самостоятельно…Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня. И всё это благодаря труду, а именно предмету технология, который является нужным в современном образовании.