Применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Смысловое значение на уроках чтения

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Чтение - это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение - это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя - преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

  • умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
  • найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
  • основываясь на тексте, сделать простые выводы;

II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

  • устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
  • интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
  • реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Задачи:

  • научить осознанно, правильно, выразительно читать;
  • извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
  • самостоятельно выбирать книги для чтения;
  • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
  • развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.

Основу содержания русского языка, литературы, истории, обществознания идр. как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение того или иного материала. Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

  • осознанное, творческое, выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
  • пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов;
  • характеристика героя;
  • написание отзыва;
  • написание сочинения, и др.

Мотивация учения

Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

  • 1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
  • 2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
  • 3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

Приём «Верите ли вы …»

  1. Верите ли вы, что можно детей научить учиться?
  2. Верите ли вы, что урок длится 40 минут?
  3. Верите ли вы, что школа может существовать без детей?
  4. Верите ли вы, что всё это происходит ради детей?
  5. Верите ли вы, что учитель находится в постоянном поиске новых идей?
  6. Верите ли вы, что по окончании мастер-класса вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?
  7. Верите ли вы, что работа с текстом не влияет на развитие речи ребёнка?
  8. Верите ли вы что формирование читательской грамотности - не играет роли в образовании детей?

Я тоже в это не верю. Какой приём я сейчас использовала?

Приём «Верите ли вы…» может быть началом урока. связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Приём - «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приведу пример опросника к тексту Л.Н.Толстого «Лев и собачка», который был предложен учащимся для работы в парах с последующим коллективным обсуждением.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.

В современных подходах к обучению отмечается важность того, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только приобретенным жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. Вместе с тем в этом возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих. В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.

Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С.Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.

Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего - «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.