Единица содержания:способы составления геометрических мозаик.
Цель:
обучающий аспект
- узнать определение мозаики и паркета, понятие правильной геометрической мозаики;
- определить, из каких фигур и по какому принципу составляются геометрические мозаики (паркеты) (познавательные универсальные учебные действия);
- уметь составлять геометрические мозаики (познавательные универсальные учебные действия);
- познакомиться с творчеством голландского художника Маурица Эшера (личностные и познавательные универсальные учебные действия).
развивающий аспект
- развивать умение самостоятельно ставить цель и планировать свою учебную деятельность (регулятивные универсальные учебные действия);
- развивать математическую речь / понимать значение, грамотно и точно употреблять специальные термины правильные многоугольники, правильная мозаика (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать логическое мышление при составлении геометрических мозаик, доказательстве теоремы о паркете из четырехугольников (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать познавательный интерес к математике, выделять ее роль в искусстве и значение в жизнедеятельности людей (личностные универсальные учебные действия);
воспитывающий аспект: воспитывать культуру общения при работе в парах, а также такие качества как ответственность и аккуратность (коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия).
Тип урока: урок-открытие.
Этапы урока:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
- применение знаний и способов действий,
- итог на рефлексивной основе.
Граница знания - незнания
Знают |
Не знают |
Понятие правильного многоугольника (равностороннего треугольника, квадрата), формулу суммы углов правильного n-угольника |
Определение мозаики, способов составления мозаик |
План урока «Геометрия в мозаиках»
1. Этап актуализации
Математика - это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство как познания, так и создания красоты. Художники, скульпторы, архитекторы в своём творчестве применяют знания геометрии. Наука и искусство, словно нити холста, переплетались в полотнах мастеров Возрождения. Живопись переходила в начертательную геометрию, а геометрия - в искусство.
Сегодня мы рассмотрим одно из направлений применения геометрии. Тема урока «Геометрия в мозаиках». У нас сегодня необычный урок. Урок-открытие. Мы попытаемся приоткрыть тайну составления мозаик.
Но для начала вспомним,
- какие многоугольники называются правильными? (Многоугольники, у которых все стороны и все углы равны)
- назовите градусную меру угла в правильном треугольнике (60°),
- в правильном четырёхугольнике, т.е. квадрате) (90°),
- в правильном шестиугольнике (120°).
А теперь перейдём к мозаикам.
Мозаики бывают разными. Кирпичная кладка домов, паркет в комнате, кафельная плитка на кухне - все это примеры геометрических мозаик, орнаментов, повторяющиеся элементы которых накрывают всю плоскость. В сущности, мы живем среди геометрических мозаик. С точки зрения портного или обувщика такая мозаика - это выйкройка без потерь.
Посмотрим определение мозаики. Мозаики - регулярное разбиение плоскости, набор замкнутых фигур, которыми можно замостить плоскость без пересечений фигур и щелей между ними. |
|
Давайте познакомимся с необычными, поражающими воображение мозаиками нидерландского художника графика Мориса Эшера (1898-1972). Элементами его мозаик являются фигуры животных, рыб, птиц, рептилий, находящиеся в определённом порядке по отношению друг к другу. Мозаика «День и ночь» является своего рода психологическим тестом на определение оптимистов и пессимистов. Белые лебеди летят в ночной город, а чёрные- в город, в котором - день. Оба города расположены симметрично друг другу относительно некоторой оси. |
|
Вызывает интерес и удивление работа Эшера «Рептилии». В ней помимо мозаики художник показывает связь между: плоским и пространственным изображениями. Математики всего мира используют работы Эшера для иллюстрации математических идей и закономерностей. Следующая мозаика называется «Метаморфозы» |
|
Идея симметрии объединила целую серию мозаик Эшера в одну группу. Всадники, бабочки, яшерицы, рыбы с кораблями - эти мозаики построены с использованием одних и тех же математических закономерностей. В чём отличие этих мозаик от предыдущих? (Они состоят из повторяющихся фигур, связанных друг с другом в определённом порядке) Сегодня мы будем рассматривать геометрические мозаики, составленные по тому же принципу, что и регулярные мозаики Эшера. |
|
2. Этап получения и применения знаний |
|
Проблема 1: Из каких геометрических фигур можно собрать мозаику? ФОПД - парная
Задание 1
|
|
Проверяем выполнение задания с помощью Смарт доски Из каких геометрических фигур можно собрать мозаику?
Вывод: Плоскость можно покрыть правильными треугольниками, квадратами, правильными шестиугольниками.
|
|
Итак, проблема 2: В каком случае соответственные вершины правильных многоугольников могут соединиться в узле мозаике?
|
|
Задание 2
Составьте паркет из предложенных равных 4-х угольников. Фрагмент паркета выложите на парте. Докажите, что существует паркет, составленный из равных 4-х угольников. (Иллюстрация - на слайде) |
|
Учащиеся на партах составляют паркет из предложенных четырёхугольников и объясняют, почему такой паркет можно составить из любых равных четырёхугольников. (т.к. сумма углов в узле равна сумме углов четырёхугольника, т.е. 360°. | |
Мы составляли достаточно простые паркеты. Но существуют и паркеты комбинированные. В геометрии доказано, что из правильных фигур можно составить 11 видов паркетов.
Задание 3
Задание 1-й паре: Сложить мозаику по образцу:
Задание 2-й паре: Сложить мозаику по образцу:
Задание 3-й паре: Сложить мозаику по образцу:
Задание 4-й паре: Сложить мозаику по образцу:
Учащиеся комментируют составленные паркеты. Записывают сумму углов в узле. |
|
3. Итог и рефлексия |
|
В чём заключаются секреты составления геометрических мозаик?
Геометрические мозаики можно составлять
|