Информационная карта программы
1. Полное название программы |
«Школа безопасности». |
2. Сведения о программе: |
|
2.1. Нормативная база: |
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
|
2.2. Область применения |
дополнительное образование |
2.3. Направленность |
физкультурно-спортивная |
2.4.Уровень освоения программы |
базовый уровень |
2.5. Вид программы |
общеразвивающая |
2.6. Возраст обучающихся по программе |
10-16 лет |
2.7. Продолжительность обучения |
1 года |
1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе методических рекомендаций по содержанию, организации и проведению слета-соревнования Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», программы «Основы безопасности жизнедеятельности» и методических рекомендаций по содержанию и организации работы «Школы экологического выживания» и предназначена для реализации в МКОУ гимназия г. Вятские Поляны.
Данная программа направлена на воспитание смелости, мужества, решительности, самообладания, целеустремленности, трудолюбия, внимательности, самостоятельности; формирование Личности безопасного типа. Образовательная программа предусматривает овладение обучающимися навыками выживания в городской и природной среде, участие в соревнованиях по туризму, достижение спортивных результатов.
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Уровень освоения программы: базовый уровень.
Новизна программы. Зачастую в основных образовательных программах не предусматривается раздел патриотического воспитания и военно-прикладные виды спорта как дополнение к основной программе курса ОБЖ. А данная Программа включает это содержание.
Актуальность программы. В настоящее время разительные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны преследуют цель создания здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за физическое, но и за духовное развитие нового поколения, укрепление нравственного здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Это особенно важно, так как состояние здоровья учащейся молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества.
Наиболее полно и целенаправленно вопрос повышения уровня здоровья подрастающего поколения можно реализовать в образовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе «Школа безопасности», который помогает формировать и воспитывать ученика как Личность безопасного типа (я не опасен сам себе и тем, кто меня окружает).
Педагогическая целесообразность
Программа курса разработана и изучается с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся, в заявленной возрастной группе.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью подготовки учащихся к действиям в любой ситуации и ЧС. Программа позволяет развить у учащихся такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность, ответственность за себя и других. Содержание программы является доступной формой массового обучения школьников приемам и способам выживания и действия в ЧС. Привлекает детей тем, что у них имеется реальная возможность подготовиться и проверить себя в ситуациях, приближенных к реальным условиям выживания, что крайне важно для творческих личностей и будущих защитников Отечества.
Отличительные особенности
Ключевой идеей программы является воспитание Личности безопасного типа и подготовка учащихся к реальной жизни.
Комплексность данной программы дает возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию и, может быть, жизненный путь. Строится на следующих педагогических принципах:
- гуманистический подход к образованию; осуществление целостного подхода к воспитанию;
- соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся;
- деятельностный подход в обучении;
- формирование социально приемлемых интересов и потребностей обучающихся.
Программа разработана с учетом:
- использования материальной базы учебного заведения;
- освоение простейших упражнений и навыков, выполнение которых в условиях соревнований дает право на присвоение юношеского разряда.
Программа «Школа безопасности» создана с целью военно-патриотического воспитания детей и подростков, формирования Личности безопасного типа, личного и профессионального самоопределения, творческого досуга.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей в возрасте 10-16 лет
Условия набора обучающихся. Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа безопасности» принимаются все желающие без предварительного отбора, входящие в основную медицинскую группу, при условии предоставления справки от педиатра установленного образца, независимо от интеллектуальных и физических способностей детей.
Количество обучающихся учащихся. Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (10-15 человек), подгрупповые занятия (5-10 человек).
Объём и срок освоения программы. Занятия проходят 2 раз в неделю по 1 часа. Всего 68часов, 34 недели.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения: 68 часов. Составлена на 2 возрастных уровня.
Методы обучения и воспитания:
- Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
- Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно, в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
- Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно- образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
- Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
- Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
- Практические - получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы - тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
- Наглядные - сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео - роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей).
Педагогические технологии:
- Технология развивающего обучения
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Коллективно-творческая деятельность
- Здоровьесберегающая технология.
Форма обучения - очная. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.
Формы организации образовательного процесса
- Занятия проходят в разновозрастных группах. Постоянный состав группы. Так как она имеет ряд преимуществ:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в группе.
Структура занятия
- Организационный момент (1 мин)
- Повторение пройденного материала (5 мин)
- Разбор нового материала (10 мин)
- Физкультминутка (3 мин)
- Практическое занятие (15-20 мин)
- Подведение итогов занятия (1 мин)
Алгоритм учебного занятия
Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения:
Вводная часть - подготовительная часть - основная часть - заключительная часть.
В вводную часть входит организационный момент: организация рабочего места, проверка наличия необходимого инвентаря. На вводную часть отводится от 3 до 5 минут.
Подготовительная часть включает себя разминку. На подготовительную часть отводится от 10 до 15 минут.
Основная часть содержит теоретический материал о том или ином явлении или понятии, а также практический материал. Если темой предусмотрена только практическая деятельность, теоретический материал сокращается. Если предусмотрено занятие с объяснением теоретического материала, практическая деятельность сводится к минимуму, необходимому для закрепления усвоенного теоретического материала. На основную часть отводится от 40 до 60 минут.
В заключительную часть входит подведение итогов. Заключительная часть рассчитана на 5 - 10 минут.
1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
В соответствии с потребностями человека и общества, исходя из общих целей образования и воспитания, целями курса «Школа безопасности» являются:
- создать условия для обучения учащихся навыкам безопасного поведения в основных сферах жизнедеятельности;
- пропаганда и популяризация здорового безопасного образа жизни;
- воспитание и формирование Личности безопасного типа;
- совершенствование и выработка новых форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях;
- оказание само- и взаимопомощи;
- развитие заинтересованности школьников в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций;
- подготовка к участию в слете-соревновании Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;
- участие в олимпиадах разного уровня;
- участие в походах;
- участие в мероприятиях по курсу Основы безопасности жизнедеятельности.
Для приближения к поставленной цели в реализации программы «Школа безопасности» ставятся соответствующие общие задачи:
Обучающие:
- создать условия для формирования культуры личности здорового типа;
- сформировать представление об основах здорового образа жизни;
- сформировать представление о правах и обязанностях несовершеннолетних;
- сформировать представление об опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;
- сформировать представление об источниках возможной опасности и опасных ситуациях;
- создать условия для формирования представления об эмоциях в экстремальных ситуациях;
- научить навыкам безопасного поведения дома;
- научить навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, на транспорте и на природе;
- научить навыкам по оказанию помощи в случае возникновения пожара;
- сформировать представление о чрезвычайной ситуации;
- сформировать представление о терроризме и безопасном поведении в случае теракта;
- научить навыкам оказания первой помощи;
- сформировать навыки организации свободного времени;
Развивающие:
- создать условия для самостоятельности обучающихся в принятии ими решений;
- развитие способностей учащихся, способствующих становлению личности здорового типа;
- развивать мотивацию к созданию необходимых условий для укрепления физического и нравственного здоровья подростков.
- развивать интеллектуальные навыки: активную речь, внимание, все виды памяти, образное мышление, умение моделировать ситуацию, конструктивно работать в «проблемном поле»;
- развивать умение связно, точно, четко, лаконично выражать свои мысли и адекватно по содержанию передавать их другому;
- развивать положительный опыт межличностного общения и решения нестандартных ситуаций в городских и естественных природных условиях;
Воспитательные:
- формировать общую культуру обучающихся;
- способствовать развитию индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии детей;
- формировать культуру здорового и безопасного образа жизни,
- формировать экологическую культуру обучающихся;
- формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;
- формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, гражданской позиции, взглядов, убеждений, готовности к достойному служению интересам общества и государства;
- воспитывать чувство ответственности и взаимовыручки.
Программа дополнительного образования «Школа безопасности» носит практико-ориентированный характер, готовит детей к действию и взаимодействию с людьми, с окружающим миром в реальных жизненных условиях, а также в условиях ЧС. Она направлена на развитие УУД и имеет следующие целевые установки по данному компоненту:
личностных:
- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств; формирование гуманного отношения к людям и окружающей среде;
- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе как ответственный и надёжный товарищ: как «руководитель» и как «подчиненный»;
- физическое совершенствование школьников - развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
- участие в соревнованиях и походах, военно-спортивных конкурсах и состязаниях.
метапредметных:
- расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, обществознанию, русскому языку (работа с устными и письменными текстами при передаче информации в ЧС), ОБЖ, физической подготовке;
- расширение и углубление знаний обучающихся по истории родного края и области.
предметных:
- приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
- знакомство с проблемами экологии и охраны природы, практические действия по охране окружающей среды, природы, по спасению ее от истребления;
- приобретение умений и навыков в работе со спецодеждой и спецснаряжением в условиях ЧС;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- обеспечение выживания в экстремальных условиях.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Содержание программы выстроено по четырем линиям:
- выживаемость человека;
- автономное существование человека в условиях природной среды;
- чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера;
- прикладная физическая подготовка.
Учебно-тематический план на 202..-202.. год (7-9 лет)
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Форма организации занятий |
Форма аттестации, контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Организация работы в творческом объединении «Школа безопасности |
1 |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
2 |
Основы здорового образа жизни |
8 |
4 |
4 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений |
3 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни |
2 |
1 |
1 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
4 |
Управление эмоциональным состоянием в опасных ситуациях |
4 |
2 |
2 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
5 |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
4 |
2 |
2 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
6 |
Основы первой помощи |
10 |
4 |
6 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
7 |
Пожарная безопасность и поведение при пожаре |
3 |
1 |
2 |
Лекция
|
Опрос |
8 |
Безопасное поведение дома |
6 |
3 |
3 |
Безопасное поведение дома |
Самостоятельное выполнение упражнений |
9 |
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
6 |
3 |
3 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
10 |
Терроризм и безопасность человека |
4 |
2 |
2 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
11 |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
6 |
3 |
3 |
Лекция
|
Самостоятельная творческая работа |
12 |
Безопасное поведение на транспорте |
4 |
2 |
2 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений |
13 |
Безопасное поведение на природе |
6 |
3 |
3 |
Лекция
|
Самостоятельная творческая работа |
14 |
Мои права и обязанности |
2 |
1 |
1 |
Лекция
|
Опрос |
15 |
Подведение итогов за год |
2 |
1 |
1 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений |
|
Итого: |
68 |
33 |
35 |
|
|
Учебно-тематический план на 202..-202.. год (10-16 лет)
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Форма организации занятий |
Форма аттестации, контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1 |
Организация работы в творческом объединении «Школа безопасности |
1 |
1 |
Беседа |
Опрос |
|
2 |
Основы здорового образа жизни |
8 |
4 |
4 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений |
3 |
Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни |
2 |
1 |
1 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
4 |
Управление эмоциональным состоянием в опасных ситуациях |
4 |
2 |
2 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
5 |
Защита человека в чрезвычайных ситуациях |
4 |
2 |
2 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
6 |
Основы первой помощи |
10 |
4 |
6 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
7 |
Пожарная безопасность и поведение при пожаре |
3 |
1 |
2 |
Лекция
|
Опрос |
8 |
Безопасное поведение дома |
6 |
3 |
3 |
Безопасное поведение дома |
Самостоятельное выполнение упражнений |
9 |
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера |
6 |
3 |
3 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
10 |
Терроризм и безопасность человека |
4 |
2 |
2 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений. |
11 |
Безопасное поведение на улицах и дорогах |
6 |
3 |
3 |
Лекция
|
Самостоятельная творческая работа |
12 |
Безопасное поведение на транспорте |
4 |
2 |
2 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений |
13 |
Безопасное поведение на природе |
6 |
3 |
3 |
Лекция
|
Самостоятельная творческая работа |
14 |
Мои права и обязанности |
2 |
1 |
1 |
Лекция
|
Опрос |
15 |
Подведение итогов за год |
2 |
1 |
1 |
Лекция
|
Самостоятельное выполнение упражнений |
|
Итого: |
68 |
33 |
35 |
|
|
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Программа предусматривает формирование предметных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся. В этом направлении приоритетами для курса «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Планируемые результаты
В процессе овладения программой учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:
Личностные
- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, учащиеся будут делать выбор, как поступить (при поддержке взрослого);
- будут выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- будут понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные:
- у учащихся будут сформированы практический навык и общеинтеллекуальные умения познавательных процессов;
- учащиеся будут анализировать итоги деятельности, делать выводы, умозаключения;
- у учащихся будут сформированы предпосылки учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- учащиеся будут ориентироваться в своих знаниях, находить ответы на поставленные вопросы
- учащиеся будут проводить самооценку и оценку деятельности;
Предметные:
- будут сформированы знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету;
- будет сформирован, устойчивый интерес к понятиям «экстремальные и чрезвычайные» ситуации;
- будут сформированы представления об источниках возможной опасности и опасных ситуациях, которые могут возникнуть в быту, правилах безопасного поведения при возникновении ч/с в доме;
- будут сформированы представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми, о правилах обеспечения сохранности личных вещей;
- будут сформированы представления о сущности терроризма и правилах поведения в случаях угрозы и наступлении данной опасной ситуации;
- будут сформированы представления о безопасном поведении на улицах и дорогах; при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте; при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
- будут сформированы представления о ядовитых растениях, грибах, ягодах;
- будут сформированы представления о правилах поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- будут сформированы представления об основных видах травм у детей (порезы, ссадины, царапины, отравления), их причинах и признаках;
- учащиеся получат навыки по оказанию первой помощи в ч/с ситуациях;
- будет сформирована положительная мотивация к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый образовательный результат.
В результате изучения курса «Школа безопасности» обучающийся должен знать и понимать:
- варианты и причины возникновения экстремальных ситуаций;
- физиологические резервы человеческого организма;
- способы преодоления экстремальных ситуаций;
- правила оказания доврачебной помощи;
- природные лекарственные средства;
- приемы самозащиты
уметь:
- определять стороны света;
- ориентироваться на местности;
- преодолевать препятствия;
- добывать огонь;
- действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера;
- производить правильную укладку парашюта;
- выполнять специальные комплексы физических упражнений;
- защищать себя и окружающих в различных криминогенных ситуациях
а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья своей и окружающих.