Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Школа безопасности"

Разделы: ОБЖ, Патриотическое воспитание


Информационная карта программы

1. Полное название программы

«Школа безопасности».

2. Сведения о программе:

2.1. Нормативная база:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;
Санитарные правила СП 2.4.3648-20;
Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467);
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564);
Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844);
Устав МКОУ гимназии г. Вятские Поляны

2.2. Область применения

дополнительное образование

2.3. Направленность

физкультурно-спортивная

2.4.Уровень освоения программы

базовый уровень

2.5. Вид программы

общеразвивающая

2.6. Возраст обучающихся по программе

10-16 лет

2.7. Продолжительность обучения

1 года

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана на основе методических рекомендаций по содержанию, организации и проведению слета-соревнования Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», программы «Основы безопасности жизнедеятельности» и методических рекомендаций по содержанию и организации работы «Школы экологического выживания» и предназначена для реализации в МКОУ гимназия г. Вятские Поляны.

Данная программа направлена на воспитание смелости, мужества, решительности, самообладания, целеустремленности, трудолюбия, внимательности, самостоятельности; формирование Личности безопасного типа. Образовательная программа предусматривает овладение обучающимися навыками выживания в городской и природной среде, участие в соревнованиях по туризму, достижение спортивных результатов.

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» имеет физкультурно-спортивную направленность.

Уровень освоения программы: базовый уровень.

Новизна программы. Зачастую в основных образовательных программах не предусматривается раздел патриотического воспитания и военно-прикладные виды спорта как дополнение к основной программе курса ОБЖ. А данная Программа включает это содержание.

Актуальность программы. В настоящее время разительные перемены в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве страны преследуют цель создания здорового общества. Это повышает ответственность системы образования не только за физическое, но и за духовное развитие нового поколения, укрепление нравственного здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни. Это особенно важно, так как состояние здоровья учащейся молодежи вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и у всего общества.

Наиболее полно и целенаправленно вопрос повышения уровня здоровья подрастающего поколения можно реализовать в образовательном учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе «Школа безопасности», который помогает формировать и воспитывать ученика как Личность безопасного типа (я не опасен сам себе и тем, кто меня окружает).

Педагогическая целесообразность

Программа курса разработана и изучается с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся, в заявленной возрастной группе.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью подготовки учащихся к действиям в любой ситуации и ЧС. Программа позволяет развить у учащихся такие качества, как ловкость, выносливость, терпеливость, аккуратность, коммуникативность, самостоятельность, ответственность за себя и других. Содержание программы является доступной формой массового обучения школьников приемам и способам выживания и действия в ЧС. Привлекает детей тем, что у них имеется реальная возможность подготовиться и проверить себя в ситуациях, приближенных к реальным условиям выживания, что крайне важно для творческих личностей и будущих защитников Отечества.

Отличительные особенности

Ключевой идеей программы является воспитание Личности безопасного типа и подготовка учащихся к реальной жизни.

Комплексность данной программы дает возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию и, может быть, жизненный путь. Строится на следующих педагогических принципах:

  • гуманистический подход к образованию; осуществление целостного подхода к воспитанию;
  • соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся;
  • деятельностный подход в обучении;
  • формирование социально приемлемых интересов и потребностей обучающихся.

Программа разработана с учетом:

  • использования материальной базы учебного заведения;
  • освоение простейших упражнений и навыков, выполнение которых в условиях соревнований дает право на присвоение юношеского разряда.

Программа «Школа безопасности» создана с целью военно-патриотического воспитания детей и подростков, формирования Личности безопасного типа, личного и профессионального самоопределения, творческого досуга.

Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей в возрасте 10-16 лет

Условия набора обучающихся. Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа безопасности» принимаются все желающие без предварительного отбора, входящие в основную медицинскую группу, при условии предоставления справки от педиатра установленного образца, независимо от интеллектуальных и физических способностей детей.

Количество обучающихся учащихся. Технология программы предусматривает проведение занятий по группам (10-15 человек), подгрупповые занятия (5-10 человек).

Объём и срок освоения программы. Занятия проходят 2 раз в неделю по 1 часа. Всего 68часов, 34 недели.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 год обучения: 68 часов. Составлена на 2 возрастных уровня.

Методы обучения и воспитания:

  • Игровые методы: организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
  • Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно, в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
  • Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно- образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
  • Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
  • Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество, заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
  • Практические - получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы - тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
  • Наглядные - сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео - роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей).

Педагогические технологии:

  • Технология развивающего обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Коллективно-творческая деятельность
  • Здоровьесберегающая технология.

Форма обучения - очная. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Формы организации образовательного процесса

  • Занятия проходят в разновозрастных группах. Постоянный состав группы. Так как она имеет ряд преимуществ:
  • Повышается учебная и познавательная мотивация.
  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в группе.

Структура занятия

- Организационный момент (1 мин)

- Повторение пройденного материала (5 мин)

- Разбор нового материала (10 мин)

- Физкультминутка (3 мин)

- Практическое занятие (15-20 мин)

- Подведение итогов занятия (1 мин)

Алгоритм учебного занятия

Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения:

Вводная часть - подготовительная часть - основная часть - заключительная часть.

В вводную часть входит организационный момент: организация рабочего места, проверка наличия необходимого инвентаря. На вводную часть отводится от 3 до 5 минут.

Подготовительная часть включает себя разминку. На подготовительную часть отводится от 10 до 15 минут.

Основная часть содержит теоретический материал о том или ином явлении или понятии, а также практический материал. Если темой предусмотрена только практическая деятельность, теоретический материал сокращается. Если предусмотрено занятие с объяснением теоретического материала, практическая деятельность сводится к минимуму, необходимому для закрепления усвоенного теоретического материала. На основную часть отводится от 40 до 60 минут.

В заключительную часть входит подведение итогов. Заключительная часть рассчитана на 5 - 10 минут.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

В соответствии с потребностями человека и общества, исходя из общих целей образования и воспитания, целями курса «Школа безопасности» являются:

  • создать условия для обучения учащихся навыкам безопасного поведения в основных сферах жизнедеятельности;
  • пропаганда и популяризация здорового безопасного образа жизни;
  • воспитание и формирование Личности безопасного типа;
  • совершенствование и выработка новых форм и методов подготовки молодежи к безопасному поведению в экстремальных ситуациях;
  • оказание само- и взаимопомощи;
  • развитие заинтересованности школьников в предотвращении возможных чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка к участию в слете-соревновании Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности»;
  • участие в олимпиадах разного уровня;
  • участие в походах;
  • участие в мероприятиях по курсу Основы безопасности жизнедеятельности.

Для приближения к поставленной цели в реализации программы «Школа безопасности» ставятся соответствующие общие задачи:

Обучающие:

  • создать условия для формирования культуры личности здорового типа;
  • сформировать представление об основах здорового образа жизни;
  • сформировать представление о правах и обязанностях несовершеннолетних;
  • сформировать представление об опасных ситуациях, возникающих в повседневной жизни;
  • сформировать представление об источниках возможной опасности и опасных ситуациях;
  • создать условия для формирования представления об эмоциях в экстремальных ситуациях;
  • научить навыкам безопасного поведения дома;
  • научить навыкам безопасного поведения на улицах, дорогах, на транспорте и на природе;
  • научить навыкам по оказанию помощи в случае возникновения пожара;
  • сформировать представление о чрезвычайной ситуации;
  • сформировать представление о терроризме и безопасном поведении в случае теракта;
  • научить навыкам оказания первой помощи;
  • сформировать навыки организации свободного времени;

Развивающие:

  • создать условия для самостоятельности обучающихся в принятии ими решений;
  • развитие способностей учащихся, способствующих становлению личности здорового типа;
  • развивать мотивацию к созданию необходимых условий для укрепления физического и нравственного здоровья подростков.
  • развивать интеллектуальные навыки: активную речь, внимание, все виды памяти, образное мышление, умение моделировать ситуацию, конструктивно работать в «проблемном поле»;
  • развивать умение связно, точно, четко, лаконично выражать свои мысли и адекватно по содержанию передавать их другому;
  • развивать положительный опыт межличностного общения и решения нестандартных ситуаций в городских и естественных природных условиях;

Воспитательные:

  • формировать общую культуру обучающихся;
  • способствовать развитию индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом развитии детей;
  • формировать культуру здорового и безопасного образа жизни,
  • формировать экологическую культуру обучающихся;
  • формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;
  • формировать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме, гражданской позиции, взглядов, убеждений, готовности к достойному служению интересам общества и государства;
  • воспитывать чувство ответственности и взаимовыручки.

Программа дополнительного образования «Школа безопасности» носит практико-ориентированный характер, готовит детей к действию и взаимодействию с людьми, с окружающим миром в реальных жизненных условиях, а также в условиях ЧС. Она направлена на развитие УУД и имеет следующие целевые установки по данному компоненту:

личностных:

  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств; формирование гуманного отношения к людям и окружающей среде;
  • выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе как ответственный и надёжный товарищ: как «руководитель» и как «подчиненный»;
  • физическое совершенствование школьников - развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями;
  • участие в соревнованиях и походах, военно-спортивных конкурсах и состязаниях.

метапредметных:

  • расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих общеобразовательную программу по географии, экологии, обществознанию, русскому языку (работа с устными и письменными текстами при передаче информации в ЧС), ОБЖ, физической подготовке;
  • расширение и углубление знаний обучающихся по истории родного края и области.

предметных:

  • приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом;
  • знакомство с проблемами экологии и охраны природы, практические действия по охране окружающей среды, природы, по спасению ее от истребления;
  • приобретение умений и навыков в работе со спецодеждой и спецснаряжением в условиях ЧС;
  • приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
  • обеспечение выживания в экстремальных условиях.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Содержание программы выстроено по четырем линиям:
  • выживаемость человека;
  • автономное существование человека в условиях природной среды;
  • чрезвычайные ситуации техногенного и социального характера;
  • прикладная физическая подготовка.

Учебно-тематический план на 202..-202.. год (7-9 лет)

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма организации занятий

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Организация работы в творческом объединении «Школа безопасности

1

1

Беседа

Опрос

2

Основы здорового образа жизни

8

4

4

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений

3

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни

2

1

1

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений.

4

Управление эмоциональным состоянием в опасных ситуациях

4

2

2

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений.

5

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

4

2

2

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений.

6

Основы первой помощи

10

4

6

Лекция
Практическое занятие. Экскурсия на станцию «скорой помощи»

Самостоятельное выполнение упражнений.

7

Пожарная безопасность и поведение при пожаре

3

1

2

Лекция
Практическое занятие, экскурсия

Опрос

8

Безопасное поведение дома

6

3

3

Безопасное поведение дома

Самостоятельное выполнение упражнений

9

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

6

3

3

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений.

10

Терроризм и безопасность человека

4

2

2

Лекция
Практическое занятие. Просмотр видеофильма

Самостоятельное выполнение упражнений.

11

Безопасное поведение на улицах и дорогах

6

3

3

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельная творческая работа

12

Безопасное поведение на транспорте

4

2

2

Лекция
Практическое занятие, экскурсия

Самостоятельное выполнение упражнений

13

Безопасное поведение на природе

6

3

3

Лекция
Практическое занятие. Экскурсия в парк

Самостоятельная творческая работа

14

Мои права и обязанности

2

1

1

Лекция
Практическое занятие

Опрос

15

Подведение итогов за год

2

1

1

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений

Итого:

68

33

35

Учебно-тематический план на 202..-202.. год (10-16 лет)

Название раздела, темы

Кол-во часов

Форма организации занятий

Форма аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Организация работы в творческом объединении «Школа безопасности

1

1

Беседа

Опрос

2

Основы здорового образа жизни

8

4

4

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений

3

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни

2

1

1

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений.

4

Управление эмоциональным состоянием в опасных ситуациях

4

2

2

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений.

5

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

4

2

2

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений.

6

Основы первой помощи

10

4

6

Лекция
Практическое занятие. Экскурсия на станцию «скорой помощи»

Самостоятельное выполнение упражнений.

7

Пожарная безопасность и поведение при пожаре

3

1

2

Лекция
Практическое занятие, экскурсия

Опрос

8

Безопасное поведение дома

6

3

3

Безопасное поведение дома

Самостоятельное выполнение упражнений

9

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

6

3

3

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений.

10

Терроризм и безопасность человека

4

2

2

Лекция
Практическое занятие. Просмотр видеофильма

Самостоятельное выполнение упражнений.

11

Безопасное поведение на улицах и дорогах

6

3

3

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельная творческая работа

12

Безопасное поведение на транспорте

4

2

2

Лекция
Практическое занятие, экскурсия

Самостоятельное выполнение упражнений

13

Безопасное поведение на природе

6

3

3

Лекция
Практическое занятие. Экскурсия в парк

Самостоятельная творческая работа

14

Мои права и обязанности

2

1

1

Лекция
Практическое занятие

Опрос

15

Подведение итогов за год

2

1

1

Лекция
Практическое занятие

Самостоятельное выполнение упражнений

Итого:

68

33

35

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Программа предусматривает формирование предметных знаний, умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся. В этом направлении приоритетами для курса «Школа безопасности» на этапе основного общего образования являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;
  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды;
  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

Планируемые результаты

В процессе овладения программой учащимися должны быть достигнуты следующие результаты:

Личностные

  • в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, учащиеся будут делать выбор, как поступить (при поддержке взрослого);
  • будут выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
  • будут понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные:

  • у учащихся будут сформированы практический навык и общеинтеллекуальные умения познавательных процессов;
  • учащиеся будут анализировать итоги деятельности, делать выводы, умозаключения;
  • у учащихся будут сформированы предпосылки учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • учащиеся будут ориентироваться в своих знаниях, находить ответы на поставленные вопросы
  • учащиеся будут проводить самооценку и оценку деятельности;

Предметные:

  • будут сформированы знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • будет сформирован, устойчивый интерес к понятиям «экстремальные и чрезвычайные» ситуации;
  • будут сформированы представления об источниках возможной опасности и опасных ситуациях, которые могут возникнуть в быту, правилах безопасного поведения при возникновении ч/с в доме;
  • будут сформированы представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми, о правилах обеспечения сохранности личных вещей;
  • будут сформированы представления о сущности терроризма и правилах поведения в случаях угрозы и наступлении данной опасной ситуации;
  • будут сформированы представления о безопасном поведении на улицах и дорогах; при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте; при движении по открытой местности: ориентирование, правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.;
  • будут сформированы представления о ядовитых растениях, грибах, ягодах;
  • будут сформированы представления о правилах поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
  • будут сформированы представления об основных видах травм у детей (порезы, ссадины, царапины, отравления), их причинах и признаках;
  • учащиеся получат навыки по оказанию первой помощи в ч/с ситуациях;
  • будет сформирована положительная мотивация к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый образовательный результат.

В результате изучения курса «Школа безопасности» обучающийся должен знать и понимать:

  • варианты и причины возникновения экстремальных ситуаций;
  • физиологические резервы человеческого организма;
  • способы преодоления экстремальных ситуаций;
  • правила оказания доврачебной помощи;
  • природные лекарственные средства;
  • приемы самозащиты

уметь:

  • определять стороны света;
  • ориентироваться на местности;
  • преодолевать препятствия;
  • добывать огонь;
  • действовать при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и социального характера;
  • производить правильную укладку парашюта;
  • выполнять специальные комплексы физических упражнений;
  • защищать себя и окружающих в различных криминогенных ситуациях

а также использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья своей и окружающих.

См. продолжение программы