Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене.

В настоящее время одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.

Под функциональной грамотностью понимают результат овладения учащимися системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В отличие от простого понятия грамотности как способности личности к чтению, составлению простых коротких текстов и осуществлению элементарных арифметических действий, функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Развитие функциональной грамотности учащихся в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной школе.

В условиях модернизации образования роль уроков истории и обществознания, имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем.

Образование, в узком смысле этого слова, является той частью процесса обучения, перед которой стоит задача обеспечить базовый уровень культуры, познакомить учащегося с ценностями, богатствами и стандартами цивилизации, а также (что главное) максимально развить его духовно-нравственный мир.

В будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Поэтому перед школой и учителем стоит цель: подготовить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Моя основная задача как учителя школьного образования сегодня - подготовить учащихся к адаптации в современном мире.

Однако, проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности, так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не позволяют осуществлять эффективную работу по формированию ФГ. Институтом стратегии развития образования разработан Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Данные работы, составленные по аналогии с заданиями международного исследования PISA, непривычны для российских школьников. В них проверяется не столько выученное содержание предмета, сколько умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Международные исследования PISA пришли к выводу, что российские школьники значительно отстают от своих иностранных сверстников в уровне сформированности читательских умений: умения находить и извлекать информацию из текста, умения интегрировать и интерпретировать сообщение текста, умения осмысливать и оценивать сообщения текста в единое целое, осмысление и оценка содержания текста.

К сожалению, задания такого типа практически отсутствуют в действующих учебниках. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием функциональной грамотности и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию функциональной грамотности.

Овладение функциональной грамотностью на уроках истории складывается из нескольких составляющих:

1. Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализируют роль личности в истории.

2. Процесс обучения - усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история XIX вв.).

Например:

  • Формирование хронологической грамотности - при помощи ленты времени, выделенных для запоминания дат учащиеся учатся определять временные рамки изучаемого исторического периода, формируется навык определения принадлежности даты к веку.
  • Работа с картой - умение читать карту, а значит извлекать информацию. Умение привязывать историческое событие к той или иной территории, показывать на карте границы государств в древности и проводить аналогию с современной политической картой мира, как менялись границы государств с течением времени и определенных событий, прежде всего войн. Умение читать историческую карту с использованием условных обозначений.
    На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, интерактивная лекция, урок-экскурсия и др. При изучении органов власти РФ например организуются группы и учащиеся сами представляют себя в роли депутатов Государственной думы, сенаторов и министров правительства. Таким образом, сложные вопросы становятся понятны и доступны.

3. Процесс образования - учащиеся владеют общим уровнем исторической культуры, знакомы с историческими ценностями и стандартами современной цивилизации.

Формирование функциональной грамотности по истории и обществознанию можно представить в виде плана работы:

  • Создание атмосферы сотрудничества на уроках.
  • Использование приемов развития критического мышления в системе.
  • Применение таких форм организации деятельности учащихся, как работа в парах, групповая работа.
  • Использование диалогового обучения, взаимообучения как одного из эффективных способов обучения учащихся.
  • Использование самооценивания и взаимооценивания.
  • Создание на уроках условий для развития одаренных и талантливых детей.
  • Организация поддержки учащимся с низкими учебными способностями

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

  • Компьютерная грамотность: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
  • Например при работе на уроках обществознания по теме функции коммерческих банков возможна работа с сайтами различных финансовых организаций города, с целью поиска лучших условий кредитования.
  • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию. Обязательно используем на уроках права кодексы по решению юридических задач, примеряя роль адвоката, прокурора или нотариуса.
  • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы. Для формирования данных умений очень продуктивны уроки диспуты - сравнение программ декабристов или движения западников и славянофилов, чьи идеи более подходят и реальны для России 19 века.
  • Грамотность при решении бытовых проблем: использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи (для развития такой компетенции у нас сейчас есть замечательный курс - ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ).
  • Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий. Например Выборы в Государственную Думу РФ, представляем работу различных партий или даем критическую оценку правлению русских императоров.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).

Психологи говорят, что у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50 % из того, что он видит, и 90 % из того, что он делает. Важное условие эффективности образовательного процесса - включенность всех сфер личности ребенка и поддержание интереса и активности в течение всего занятия. Может это не всегда получается, но стремится к этому необходимо.

Одной из проблемой школьного образования является то, что успешность в школе не всегда означает успешность в жизни. В современных условиях необходим функционально грамотный человек, умеющий получать, систематизировать и эффективно использовать информацию для достижения социально значимых результатов. Важно создать условия для того, чтобы обучаемые учились самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Проблема развития функциональной грамотности в процессе обучения может быть реализована в плане формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых условиях.

На сегодняшний день мы не обладаем системой оценивания функциональной грамотности.

В своей деятельности оценивание функциональной грамотности я разделила на три уровня:

  • на первом (низком) уровне функциональной грамотности учащиеся должны демонстрировать отдельные исторические знания, воспроизводить оценки, усвоенные в готовом виде, осуществлять деятельность по образцу, при осуществлении коммуникации излагать усвоенные в готовом виде знания; здесь возможны шкалы оценивания проектных работ, или готовые критерии.
  • на втором (среднем) уровне школьники должны воспроизвести различные оценки, полученные в готовом виде, обладать совокупностью исторических знаний, уметь преобразовать в процессе учения усвоенные способы деятельности, при выражении образа истории использовать доказательное рассуждение; При оценивании работы групп на уроке возможно создание группы экспертов, которые самостоятельно проводят ранжирование ответов уч-ся.

Фамилия Имя
Группа Государственная Дума

Работа по теме

Активность в группе

Ответы на вопросы

Доп. материал

Итоговая оценка

1

2

3

4

5

  • на третьем (высоком) уровне учащиеся должны иметь обоснованную собственную оценку и отношение к истории, обладать целостной системой знаний, уметь преобразовать чужой и собственный опыт и создать на этой основе способы деятельности, в процессе коммуникации приводить оценочные высказывания, основанные на собственных оценках. Данная система возможна на школьных научных конференциях и работе научного общества учащихся.

В российской системе оценивания качества обучения проводится целый комплекс процедур на разных уровнях: государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ), выборочные исследования (международные мониторинги, национальные исследования, исследования компетенций учителей), школьное оценивание (ВПР).

Открытый банк заданий для формирования читательской грамотности находится на сайте Института стратегии развития образования РАО.

Результатом формирования данных компетенций могут служить следующие показатели работы гимназии:

24 призовых места в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, 6 призовых мест на краевом и этапе и участие наших уч-ся на Всероссийском этапе олимпиады по обществознанию в 2022 году.

Показатели результатов экзаменов входят в тройку лучших по городу Чите, а средний балл ЕГЭ И ОГЭ намного выше среднего российского уровня. В прошлом году наши ученики получили 5 дипломов победителей и призеров научно-практической конференции «Шаг в будущее» Все это свидетельствует, что система работы по формированию функциональной грамотности приносит свои результаты. Но многое еще впереди и предстоит сделать.

Используемая литература

  1. Материалы с сайта Института стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
  2. Статья Артасова И.А., Мельниковой О.Н. «Оценка читательской грамотности в рамках предмета «История» (Электронный журнал «Педагогические измерения») https://fipi.ru/tpost/ck782cuj1f-zhurnal-pedagogicheskie-izmereniya-2-202
  3. Акушева, Н.Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н.Г.Акушева, М.Б.Лойк, Л.А.Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции.
  4. - 2020. - С. 49-51.
  5. Игнатьева, Е.Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе / Е.Ю.Игнатьева, С.В.Дмитриева // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - No 1 (94). - С. 162-172.
  6. Царегородцева, Е.А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников / Е.А.Царегородцева // Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98.
  7. Варавина, О.С. Формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства // Педагогический поиск. - 2020. - No 3. - С. 13-16.
  8. Кузнецова, Н. М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся / Н.М.Кузнецова, А.А.Денисова // Региональное образование: современные тенденции. - 2020. - No 1 (40). - С. 123-126.
  9. Кудрявцева, Т.Ю. Формирование функциональной грамотности на уроках истории / Т.Ю.Кудрявцева // Наука и образование: новое время: научно-методический журнал. - 2020. - No 2 (20). - С. 28-31.
  10. Алексеева, Е.Е. Методика формирования функциональной грамотности учащихся в обучении математике / Е.Е.Алексеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - No 66-2. - С. 10-15.
  11. Алхатова, Т. С.Компетенции педагога в использовании инновационных технологий в начальной школе в условиях обновленной системы образования / Т.С.Алхатова, А.В.Семкин, Б.Н.Иманжанова // Наука и реальность. - 2020. - No 1. - С. 64-66.