Основные цели
Метапредметные
- Тренировать умение проводить самооценку своей деятельности по построенному алгоритму.
Предметные
- Сформировать умение умножать многозначное числа на трёхзначное число.
- Тренировать умение письменно умножать на двухзначное число, используя распределительное свойство умножения.
- Тренировать устные вычислительные навыки табличного умножения.
- Дать первичное представление о планетах Солнечной системы.
Заметки на полях
Алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное вводится на уроке 18 аналогично алгоритму умножения на двузначное число, однако распределительное свойство умножения, лежащее в основе этого введения, распространяется на три слагаемых.
На уроке учащиеся выполняют следующие виды математических действий:
- строят и применяют алгоритмы умножения на трехзначное число, записывают умножение на трехзначное число в столбик, проверяют правильность выполнения действий с помощью алгоритма и вычислений на калькуляторе;
- решают вычислительные примеры, уравнения, простые и составные задачи изученных типов;
- исполняют вычислительные алгоритмы, заданные в виде схем и блок-схем, фиксируют результаты вычислений в таблице, записывают заданную программу действий с помощью числового выражения;
- выполняют задания поискового и творческого характера.
Основные структурные элементы урока:
1. Новое знание: алгоритм умножения числа на трехзначное число.
2. Пробное действие: № 2 (а), стр. 33 (РТ).
3. Фиксация затруднения: я пока не могу вычислить произведение на трехзначное число в столбик.
4. Фиксация причины затруднения: пока не знаю алгоритма умножения на трехзначное число в столбик.
5. Цель деятельности учащихся: узнать алгоритма умножения на трехзначное число в столбик.
6. Фиксация нового знания: алгоритма умножения на трехзначное число в столбик.
Оборудование.
1) Демонстрационный материал
- Д-18.1 Карточка с девизом урока.
- Д−18.2 Карточки с числами для этапа мотивации.
- Д−18.3 Распределительное свойство для двух чисел.
- Д−18.4 Алгоритм умножения на двузначное число.
- Д−18.5 Алгоритм умножения на круглое многозначное число.
- Д−18.6 Алгоритм умножения на трёхзначное число.
- Д−18.7 Подробный образец выполнения задания в парах.
2) Раздаточный материал
- Р−18.1 Эталон для самопроверки.
- Презентация к уроку 18: слайды 1−14.
- Печатная форма учебника (3 класс, часть 3).
- Рабочая тетрадь к учебнику (3 класс, часть 3).
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Какой праздник мы отмечали совсем недавно? (День космонавтики)
Мчатся ракеты
к дальним мирам,
К подвигу сердце рвётся…
Кто верит крылатым,
как песня, мечтам,
Тот цели своей добьётся!
- Вы готовы сегодня открывать новые знания и добиться цели?
Загадка про солнце.
- Как называется планетная система?
- Итак, наша ракета готова отправиться в космическое путешествие.
- Отгадайте, на какую планету мы прилетели (Меркурий)
Сколько звёзд на небе?
А травинок в поле?
Сколько крошек в хлебе?
Сколько капель в море?
На вопросы эти
Не найти ответ,
Но сейчас вам, дети,
Дам один совет.
Если попытаться
С числами дружить,
Можно не бояться,
Жить и не тужить.
108, 2, 57, 59, 61
(За 108 мин Гагарин облетел Землю; 2 года назад открыта Школа космонавтики во Владикавказе; 57 лет как первый раз человек вышел в открытый космос - Леонов; 59 лет назад в космосе побывала первая женщина - В. Терешкова; 61 год назад Ю.Гагарин полетел в космос.)
- Что вы можете сказать об этих числах? - Какие операции с многозначными числами вы умеете выполнять? (Сравнивать, складывать, вычитать, умножать.)
- Назовите пары чисел, произведение которых вы можете найти.
- Расположите числа в порядке возрастания.
- Наше путешествие тоже будет к планетам в порядке возрастания их массы.
- Сегодня на уроке вы продолжите работу с многозначными числами.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Продолжим наш полёт.
- Отгадайте, на какой мы планете? (Марс)
- Назовите, по какому плану мы обычно работаем при открытии нового знания?
- Вначале повторим то, что нам может пригодиться при открытии нового знания.
1. - Какой последний случай умножения мы изучали? (На двузначное число)
Учащиеся в парах выполняют задание и показывают результат работы учителю. Если выясняется, что у кого-то из учащихся есть ошибки, то предлагается им озвучить, как они находили результат.
Решение задания:
2. Действие умножение используется в различных формулах, которые помогут открыть новое знание.
Соотнесите формулы с их названиями.
3. - Для того чтобы подготовится к открытию нового я вам предлагаю выполнить задание № 1 (РТ), стр. 33.
Задание выполняется поэтапно с последовательной проверкой: 1) дописывается распределительное свойство умножения для трех чисел; 2) находится произведение многозначных чисел с использованием распределительного свойства умножения.
Решение задания:
a • (b + c + d) = a • b + a • c + a • d
156 • 324 = 156 • (300 + 20 + 4) =
= 156 · 300 + 156 ∙ 20 + 156 ∙ 4 =
= 46 800 + 3120 + 624 = 50 544.
- Что вы повторили? (…)
- Какое следующее задание?
- Вам надо выполнить задание № 2 (а) (РТ), стр. 33. Является ли это задание пробным, обоснуйте свой ответ. (Да, является пробным, т.к. надо выполнить умножение в столбик.)
Учащиеся выполняют задание на планшетках.
- У кого нет результата?
- Что вы пока не можете сделать?
- Поднимите планшетки с результатами. Как вы можете доказать, что действовали правильно, каким эталоном вы могли воспользоваться?
- Что вы пока не можете сделать? (Мы пока не можем доказать, что действовали правильно, не можем назвать эталон, которым пользовались.)
3. Выявление места и причины затруднения
- Отгадайте, на какой мы планете?
Уч-ся отгадывают загадку (Венера), а затем читают краткую информацию о планете.
- Она очень горячая и мы не будем долго на ней задерживаться.
- Что необходимо сделать? (Остановиться и определить причину возникшего затруднения.)
- Какое задание выполняли? (Находили произведение на трёхзначное число в столбик.)
- Как пробовали выполнять задание? (…)
- Почему не смогли выполнить задание или не можете обосновать свои действия? (У нас пока нет способа умножения на трёхзначное число в столбик.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Сейчас вам предстоит отгадать, к какой планете мы приблизились?
Уч-ся отгадывают загадку (Нептун), а затем читают краткую информацию о планете.
- Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Построить правило умножения на трёхзначное число в столбик и научиться умножать на трёхзначные числа в столбик.)
- Сформулируйте тему урока. (Умножение на трёхзначные числа в столбик.)
Учитель записывает на доске тему урока.
- Прочтите задание № 2 (б) (РТ), стр. 33 и составьте план своей работы. (Дописать равенства на схеме, предложить свой способ умножения в столбик на трёхзначное число, проверить себя по учебнику.)
5. Реализация построенного проекта
- Отгадайте, к какой планете мы приблизились?
Уч-ся отгадывают загадку (Уран), а затем читают краткую информацию о планете.
Учащиеся работают в группах 5 минут, обсуждаются итоги работы групп. Учитель может организовать подводящий диалог. В результате обсуждения на доске фиксируется эталон умножения на трехзначное число (Д−18.6):
- Сравните полученный алгоритм с правилом в учебнике на стр. 36.
Дети читают правило про себя, затем один ученик вслух.
- Справились с затруднением? - Молодцы!
- Какие задания вы теперь можете выполнять? (Мы теперь можем умножать любые числа на трёхзначные.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Итак, следующая планета.
Уч-ся отгадывают загадку (Сатурн), а затем читают краткую информацию о планете.
- А теперь что необходимо в дальнейшей работе на уроке? (Научиться применять новый эталон.)
На этапе предлагается фронтально выполнить третий пример из № 3 (РТ), стр. 33, а первый и второй пример - в парах. После выполнения задания учащиеся проводят самопроверку по подробному образцу (Д−18.7, слайд 3):
- У кого задание вызвало затруднение?
- На каком шаге алгоритма вы допустили ошибку?
- Кто задание выполнил правильно?
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону
Уч-ся отгадывают загадку про очередную планету (Юпитер), а затем читают краткую информацию о планете.
Для самостоятельной работы предлагается выполнить № 4 (а) (У), стр. 39. Выполнение задания сопоставляется с эталоном для самопроверки (Р−18.1):
- Кто действовал так же и получил тот же результат - поставьте «+».
- Молодцы!
- У кого получился другой ответ - поставьте «?», найдите по шагам место, где допущена ошибка, обведите её. - Обратите внимание на это место. - Молодцы в том, что сумели найти место, в котором допущена ошибка. - Поставьте рядом «+».
8. Включение в систему знаний и повторение
- А эту планету с 2006 года уже не считают планетой.
- Отгадайте. Как она называется?
Уч-ся отгадывают загадку про очередную планету (Плутон), а затем читают краткую информацию о планете.
- Где нам могут пригодиться полученные знания? (При решении задач.)
1. № 3 (У), стр. 39.
- Прочитайте текст задачи.
- На какие вопросы можно ответить по данной записи примеров?
- Запишите решение задачи:
485*365=177025(авт.)
Ответ: за год завод выпускает 177025 автомобилей.
9. Рефлексия деятельности на уроке
Но вот наше виртуальное путешествие подошло к концу.
- Чему мы сегодня учились на уроке?
- Мы достигли своей цели?
- Сегодня вы ещё на один шаг продвинулись в своём обучении.
- Назовите учеников, чья работа вам больше всего понравилась?
- А теперь оцените самих себя.
- Ребята, у каждого из вас по 3 прямоугольника: зелёного, жёлтого, красного цвета. Оцените свою работу на уроке по следующим критериям:
1) если вам было сложно, вы не справились с самостоятельной работой и трудности остались в конце урока - возьмите прямоугольник красного цвета и вырежете из него ракету
2) если в процессе самостоятельной работы вы смогли преодолеть свои затруднения, но что-то ещё осталось не совсем понятным или были недочёты в работе - ракету жёлтого цвета;
3) если вам всё ясно и понятно, а самостоятельная работа не вызвала никаких затруднений и вы были активным участником урока - ракету зелёного цвета.
Д/з: (У.) Стр.39. №4 (б, ж), №7.