Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Разделы: Профессия — педагог

Ключевые слова: эмоциональное выгорание


С целью снижения уровня эмоционального напряжения в педагогическом коллективе, в рамках программы «Здоровьесбережения» предлагаем вам провести семинар-практикум «День психологического и физического здоровья».

Задачи семинара-практикума:

  • Обеспечить благополучный эмоциональный климат в педагогическом коллективе через игры психологической направленности.
  • Организовать тренинг навыков доверия, поддержки и взаимовыручки по средствам командной эстафеты.

Следует обратить внимание на то, что все игры и конкурсы имеют психологическую подоплеку.

Для достижения максимального результата эстафету рекомендовано проводить в командах и на протяжении мероприятия поддерживать соревновательный дух. В конце эстафеты итоги должны быть проведены таким образом, чтобы ничья, и последнее задание выполняется всем коллективом.

Мероприятие можно проводить в паре специалистом(инструктором по физической культуре или музыкальным руководителем).

Подбор музыкального сопровождения осуществляется исходя из предпочтений ведущего.

Семинар рассчитан 1,5 часа позволяет проводить его во время дневного сна без отрыва от рабочего времени и пространства.

Рекомендовано проводить мероприятие в физкультурном (музыкальном) зале.

Примерный список упражнений для семинара практикума:

1. Жеребьевка проводиться ведущим (заранее заготовлены цифры для проведения жеребьевки). Можно рассчитать на первый, второй.

2. Далее командам дается первое творческое задание придумать речевку и девиз команды.

(Цель: обеспечить соревновательный дух мероприятию)

3. Эстафета «Пугало»

Инструментарий: футболка большого размера - 2 шт., шляпа с полями - 2 шт. штаны большого размера - 2 шт. каждый комплект вещей раскладывается перед командами. После сигнала первый участник добегает до места одевает на себя штаны, шляпу и футболку, фиксирует положение на правой ноге. Подняв левую руку, снимает с себя одежду пугал, бежит к команде и передает эстафету хлопком ладони.

(Цель: обеспечить эмоциональную разрядку и сформировать настроение на игру)

4. Задание «Нарисовать дворец»

Инструментарий: лист ватмана - 2 шт., наборы фломастеров - 2 шт., заготовленные листы с надписями частей здания. Условия задания - молча коллективом нарисовать то, что будет написано на листочке. На одном листе каждый член команды молча рисует свое задание. Жюри оценивает сплоченность работы команды, качество рисунка, скорость выполнения рисунка.

(Цель: тренинг командной работы, сплочение коллектива)

5. Задание «Гусеница»

Инструмент: обруч - 2 шт. Команды встают в линию держаться за руки. Ведущий крайнему участнику одевает на руку обруч. Задача - не расцепляя рук всей команде по очереди пролезть через обруч. Жюри оценивает скорость и качество выполнения задания, а также взаимовыручку и поддержку членов команды друг друга.

(Цель: сплочение коллектива, тренинг навыков взаимопомощи и поддержки).

6. Игра «Изобрази слово»

Инструментарий: заранее изготовлены карточки со словами. По очереди каждый член команды выходит к группе соперников и с помощью мимики и жестов объясняет заданное слово. Жюри оценивает артистичность, активную поддержку участника со стороны своей команды, и количество отгаданных слов каждой группой.

(Цель: создание позитивного настроя в коллективе)

7. Игра «Передай мяч»

Инструментарий: маленький мяч - 2 шт. Участники становятся в одну линию, руки за спиной. Ведущий дает мяч. Необходимо прижать его подбородком к груди и таки образом передать друг другу. Жюри оценивает скорость выполняя задания, а также взаимовыручку поддержку.

(Цель: сплочение коллектива).

8. Игра «Паровоз»

Инструментарий: шарф для завязывания глаз - 2 шт. первые два участника эстафеты становятся на исходную позицию. Первому завязывают глаза - это паровоз, второй - вагон. Задача вагону провезти паровоз по заданной траектории. Пробежав эстафету и вернувшись к команде тот, что был вторым становиться первым, т.е. паровозом и завязывает глаза, а следующий участник становиться вагоном. Таким образом, каждый член команды побывает в роли ведущего и ведомого. Жюри оценивает скорость и качество выполнения задания

(Цель: тренинг доверия к коллеге).

9. Игра «Пантомима»

Инструментарий: на карточках написанные сюжетные ситуации. Каждая команда должна подготовить коллективную пантомиму и разыграть ее соперникам. Используя только мимику и жесты, а также доступный инвентарь. Жюри оценивает скорость подготовки команд к выполнению задания и качество

(Цель: сплочение коллектива).

После этого подводиться итог. Выступает жюри.

10. Упражнение «Пирамида»

Ведущий предлагает всему коллективу создавать одну пирамиду. Можно использовать спортивный инвентарь, стулья и т.д. На счет раз, два, три… Делается групповое фото.

Приведенные ситуации можно варьировать как по количеству, так и по содержанию исходя из индивидуальных особенностей каждого коллектива.

Список литературы

  1. Бушнева И.М. и др. Педагогические советы / авт.-сост. И.М.Бушнева [др.] - Волгоград: Учитель 2010-250 с.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М., Сфера, 2008.
  3. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни / Т.Е.Сергиенко// Методист. - 2006. - №10. - С. 63-68.