Исследовательская деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочное время

Разделы: География, Общепедагогические технологии


Введение

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к судьбам Родины, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать различные ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной.

В современной педагогической науке существуют разнообразные трактовки понятия « исследовательская деятельность учащихся».

Как указывает А.В.Леонтович, председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, «…исследование, отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель - установление истины. …развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности - в свойственном человеческой природе стремлении к познанию».1

_____________

1 Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С.33-34.

По мнению А.С.Обухова, заместителя главного редактора журнала «Развитие личности», «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры».2

_____________

2 Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 49-50.

Алексеев Н.Г., кандидат психологических наук, считает, что именно «через учителя, через его отношение» учащиеся «до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности».3 Значение такой деятельности он видит в том, что «ребята получают творческий импульс или желание расширить и умение радоваться расширению собственных горизонтов».4

_____________

3 Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 66.
4 А лексеев Н.Г. там же с. 66.

При написании исследовательской работы очень большую роль играют информационные технологии. Демин И.С., кандидат экономических наук, отмечает «несколько основных блоков, включающих навыки, необходимые исследователю: оформление научной работы, способы и формы представления данных, компьютерная обработка данных исследования, принципы работы с большими объемами информации».5

_____________

5 Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 145.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере».6

_____________

6 Постникова Т.Ф. Организация исследовательской деятельности в научном обществе учащихся «Родная природа» / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 180.

Но любой вид деятельности невозможен без наличия сформированных навыков, позволяющих осуществлять её успешно. Поэтому большое внимание в своей работе с детьми я уделяю именно формированию базовых навыков исследовательской деятельности, поскольку овладение ими создаёт основу для становления у ребёнка научного метода исследования.

Работая над формированием навыков исследовательской деятельности с учащимися, я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. расширять и углублять знания учащихся по географии;
  2. формировать у детей навыки научно-исследовательской деятельности;
  3. формировать умение публичного выступления, иметь собственную позицию и уметь её аргументировано отстаивать;
  4. развивать коммуникативные качества личности школьников;
  5. уметь пользоваться различными источниками и анализировать содержащуюся в них информацию;
  6. научить школьников составлять электронные презентации собственных исследований;
  7. помочь учащимся определиться с выбором профессии;
  8. подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по географии для дальнейшего обучения в ВУЗах.

Формирование навыков исследовательской деятельности осуществляется в моей практике на двух уровнях: на уроках и во внеурочной деятельности. Оба уровня являются взаимосвязанными: на уроках географии закладываются базовые навыки исследовательской деятельности, во внеурочной деятельности по предмету эти навыки углубляются и индивидуализируются.

В своей работе я ставила перед собой следующие цели:

  • рассмотреть способы формирования базовых навыков исследовательской деятельности на уроках географии;
  • выделить основные способы и методы формирования навыков исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности по предмету.

Глава 1. Формирование базовых навыков исследовательской деятельности на уроках географии

В рамках уроков географии происходит формирование базовых навыков исследовательской деятельности учащихся, которыми ребёнок должен овладеть в связи с требованиями государственных стандартов образования.

Поэтому в своей работе по формированию исследовательских навыков учащихся на уроках обычных и нетрадиционных я особое внимание уделяю следующим направлениям деятельности:

  • формирование навыка работы с различными видами географических источников: документами, географическими картами, фотографиями и т.д.
  • формирование навыка составления конспекта
  • формирование навыка написания реферата.

Географический источник является основным средством в процессе обучения географии в школе. Правильно организованная работа с источниками позволяет педагогу рационально использовать время, отведенное для изучения определенной темы, так как является одним из продуктивных способов обучения.

Работа над разбором текста географического документа может быть организована различным образом:

  • разбор документа самим учителем;
  • разбор документа самим учащимся под непосредственным руководством самого учителя;
  • самостоятельная работа учащихся по документу по заданию учителя;
  • самостоятельная домашняя работа по документу по заданию учителя.

По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и моделирование.

При составлении конспекта ученики руководствуются заранее оговоренными правилами записи текста:

  • Запись должна быть краткой, убористой
  • При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
  • Необходимо применять ВЫДЕЛЕНИЯ И РАЗРАНИЧЕНИЯ.

Ученик, конспектируя, учится выделять главное, существенное, учится краткому изложению материала.

На основе подготовленного конспекта учащимся можно предложить подготовить устное сообщение, в котором им необходимо выделить проблему исследования, использованные географические источники, методы исследования, степень новизны, важнейшие дискуссионные аспекты анализируемой статьи.

Этот вид деятельности формирует навыки выступления перед аудиторией, развивает научную устную речь, т.е. умение грамотно формулировать свою позицию, задавать вопросы и отвечать на них.

Умение написать хороший реферат - одна из предпосылок умения провести собственное исследование, поскольку реферат предполагает обработку достаточно обширного научного материала, его оценку и умения сформулировать собственную позицию по определённому вопросу.

Подводя итог всему выше сказанному, я бы хотела подчеркнуть, что организованная в системе работа над формированием базовых навыков работы с источником, текстом является важнейшей составной частью становления навыков исследовательской деятельности. Это- та база, без которой невозможно научить ребёнка самостоятельности в выполнении индивидуального исследования.

Глава 2. Система формирования навыков естественно-научной грамотности на уроках географии

Внеурочная деятельность по предмету является одним из важнейших аспектов деятельности педагога-предметника. Нельзя недооценивать значение этого вида педагогической работы, поскольку именно в рамках внеурочной деятельности создаются возможности для наиболее полного раскрытия творческого потенциала учащихся, возникает положительная мотивация к учению, дети гораздо чаще, чем на уроках, испытывают ощущение успеха. Старая истина гласит, что лучше всего мы делаем то, что нам нравится и то, что у нас хорошо получается. Именно хорошо организованная и систематизированная внеурочная деятельность педагога-предметника в наибольшей степени способствует повышению качества знаний учащихся, стимулирует повышение интереса к изучаемому предмету, позволяет максимально индивидуализировать процесс обучения, формировать у детей устойчивые умения и навыки.

Работу по формированию исследовательской деятельности учащихся во внеурочной деятельности я подразделяю на четыре взаимосвязанных этапа:

  • мотивация учащихся к исследовательской деятельности
  • формирование исследовательских навыков
  • самостоятельную исследовательскую деятельность учащегося
  • работа над устным выступлением.

Формированию исследовательских навыков, как мне кажется, в обязательном порядке должен предшествовать этап мотивации учащихся к исследовательской деятельности. Причём, как показывает мой личный опыт, в исследовательской деятельности охотно принимают участие ученики с разными учебными способностями и возможностями. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть подчас скрытый потенциал ребенка, ведь каждому ученику хочется быть успешным.

На этом этапе важно суметь поставить перед учениками по-настоящему интересную им проблему, заинтересовать их, затронуть подчас дремлющие интересы.

Когда учащиеся овладели первоначальными навыками исследовательской деятельности можно начинать с ними подготовку самостоятельных исследовательских работ.

  • Основными трудностями с которыми сталкиваются учащиеся при подготовке исследовательской работы являются:
  • выявление темы и проблемы исследования;
  • постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования;
  • правильный выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников;
  • отбор и структурирование материала;
  • соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Поэтому педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы.

Выбор темы исследования - один из самых сложных моментов. Учащиеся зачастую затрудняются с формулировкой, либо выбирая чересчур обобщённые темы, носящие реферативный характер, либо исключают из формулировки проблемное звучание. Поэтому им крайне необходима консультация педагога, который поможет преодолеть возникающие трудности. Как показывает практика, наиболее актуальными для учащихся являются темы:

  • темы, связанные с Россией;
  • темы, посвященные географии материков
  • темы, связанные с известными объектами нашей области.

Определившись с тематикой в самом общем виде, я, как руководитель работы, предлагаю ученику примерный список источников, рекомендую изучить материалы, имеющиеся в библиотеках школы, района, в том числе материалы СМИ, научную литературу, интернет-ресурсы.

Важно нацелить ребёнка на то, что результаты исследования должны соответствовать цели и задачам, поставленным во введении.

Успех исследования учащихся во многом зависит от ее четкой организации.

После изучения разных источников, тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется план работы, а ученик начинает писать текст. Я всегда рекомендую сначала написать основную часть, так как в процессе оформления текста могут несколько измениться цели и задачи. Затем пишется заключение как итог и выводы проделанной работы, и, наконец, введение. Окончательное название темы формулируется уже в самом конце работы. И в этом часто помогает руководитель, так как самим учащимся бывает тяжело конкретизировать тему.

Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация, видеоролик.

К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка.

Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключение должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования.

Выполненные работы представляются на различных уровнях. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, школьных, районных конференциях, также участвуют в различных творческих и предметных конкурсах исследовательских работ.

Как показывает опыт работы подчас мало написать хорошую исследовательскую работу. Не менее важно научить ребёнка её грамотно представить. В связи с этим я обычно строю свою работу с учащимися по этому направлению акцентируя внимание на двух основных аспектах: оформление презентации9видеоролика) и работа над устным выступлением.

Работая над презентацией к исследовательской работе, важно нацелить ученика на то, что презентация, во-первых, должна соответствовать самой работе, а, во- вторых, должна создать яркий, наглядный зрительный образ выполненного исследования. Кроме того необходимо выдерживать чисто технические критерии оформления презентаций: выдержанность в одном стиле, иметь не более 15 слайдов, иметь минимум текста, наличие иллюстраций, фотографий, диаграмм, содержать краткое изложение всех основных разделов работы. Следует избегать при этом порой ненужных анимационных эффектов.

При работе над устным выступлением следует обратить внимание на следующие моменты:

  • речь выступающего должна быть грамотной, четкой, эмоционально-выразительной
  • выступление - кратким, но содержательным. В выступлении должны быть отражены обязательные пункты: представление темы, цели и задачи, методы, объект и предмет исследования, использованная литература, краткие выводы по основным вопросам
  • умение вести корректную дискуссию, уверенно и содержательно отвечать на заданные вопросы.

Обычно перед выступлением на конференциях любого уровня мы с учениками обязательно выступаем перед аудиторией класса, в котором учится ученик, написавший исследовательскую работу

Таким образом, формирование основных навыков исследовательской деятельности учащихся, как мне кажется, в наиболее полной форме может осуществляться именно в рамках внеурочной деятельности по предмету, поскольку именно внеурочная деятельность позволяет максимально индивидуализировать работу с детьми, в полной степени сформировать навыки самостоятельной исследовательской работы.

Заключение

Как мне кажется, формирование навыков исследовательской деятельности учащихся - весьма важный аспект современного географического образования, поскольку в условиях стандартизации жизни современного человека и общества позволяет выявить неповторимую индивидуальность ребёнка, раскрыть сущность личности ученика и человека. Кроме того сформированные навыки исследовательской деятельности позволяют нам воспитывать «человека - думающего», неравнодушного к окружающим.

Анализируя результативность работы с учащимися по формированию навыков исследовательской деятельности, можно сделать следующие выводы.

Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:

  • усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к географии;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
  • дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;

Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:

  • сложности научного оформления работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов географического исследования;
  • требует большой затраты сил и времени участников исследования

Несмотря на это, мне думается, что те результаты, которые мы получаем в ходе исследовательской деятельности своих учеников, компенсируют те трудности, которые возникают у нас в процессе их обучения основным навыкам исследовательской работы.

Литература

  • Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.
  • Е.В.Аристархова. Программа элективного курса «Технология обработки научного материала»// Методические рекомендации по предпрофильному обучению в основной средней школе. Саратов. 2004г.
  • Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.
  • Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.
  • Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001.
  • Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 49-50.
  • Постникова Т.Ф. Организация исследовательской деятельности в научном обществе учащихся «Родная природа» / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 180.