Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с трудностями в развитии

Разделы: Работа с дошкольниками


Ранний возраст - является ответственным периодом в развитии ребенка. В данное время наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру.

Мы понимаем, что своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Квалифицированная коррекционно-развивающая работа с ребенком, дает возможность выявить и предупредить неблагоприятные варианты развития и эффективнее решить его проблемы. Основными задачами образовательной деятельности являются: организация единого подхода к формированию ранней помощи, создание условий для становления функциональных систем в соответствии с онтогенезом, стимуляция познавательного и речевого развития, профилактика отклонений в психомоторном, сенсорном, когнитивном и речевом развитии.

Приобретенный опыт в работе с детьми раннего возраста позволил выстроить определенную структуру моей деятельности.

1 этап. Ознакомительный

При поступлении детей в ДОУ, я изучаю карту развития ребенка, знакомлюсь с особенностями нервно-психического развития малыша. Стараюсь встретиться с каждой семьей на консультации, где с родителями беседую о том, как протекала беременность, не было ли каких-то осложнений в период младенчества. Обговариваем, как проходит процесс адаптации ребенка к детскому саду и как сделать этот процесс безболезненным. Родители проговаривают, с какими трудностями встречается семья при воспитании ребенка. Часто беспокоятся отсутствием речи: «Малышу уже 2 года, а речи все нет, надеемся, что с посещением сада появится и речь», либо замечают, что ребенок излишне подвижен, порой неуправляем в поведении. Нельзя оставлять родителей один на один со своими проблемами, ведь речь может не появится и к 3 годам и даже позже, а излишняя подвижность оказаться гиперактивностью.

2 этап. Наблюдение за процессом адаптации детей к детскому саду

Выяснить причины несоответствия развития ребенка возрастным показателям нормы, позволяет нам ранняя диагностика.

Как мы выявляем детей с особенностями в развитии? Большое внимание уделяю процессу наблюдения за поступившими детьми в течении полугода, так как дети часто болеют и порой адаптация затягивается на более длительный период. Прислушиваюсь в период наблюдений к воспитателю группы, ведь именно педагог, проводя режимные моменты, как никто близок к взаимодействию с малышами, изучает их и замечает индивидуальные особенности каждого. Воспитатель отмечает особенности привыкания детей, динамику развития в карте НПР (по К.Л.Печоре).

3 этап. Занятия педагога-психолога с детьми 2-4 лет

С целью успешной социализации детей раннего возраста, провожу 2 раза в неделю адаптационные игры (автор А.С.Роньжина). Положительным моментом проведения занятий с малышами является то, что при проведении скринингового обследования дети хорошо идут на контакт, так как во время игр возникает доверительное взаимодействие с малышами.

На занятиях мы можем отследить появилась ли динамика у наблюдаемого ребенка. Выясняем причину отставания от нормы, возможно это была тяжелая форма адаптации и ребенок догнал в развитии сверстников, либо причина более глубокого характера. В этом случае, необходимо дальнейшее наблюдение и обследование.

4 этап. Скрининговое обследование по методике Е.А.Стребелевой

С целью изучения умственного развития детей раннего возраста, использую методику Е.А.Стребелевой (рекомендуемую ТПМПК). Родители заполняют согласие на проведение психологической диагностики. В моей практике отказов на проведение диагностики не было, были желающие присутствовать на скрининге, это желание родителей было удовлетворено.

5 этап. Организация консилиума

Ребенок, попавший в «группу риска», рекомендуется на консилиум детского сада. На заседание ППк приглашаем индивидуально родителей ребенка. Важно, чтобы разговор с родителями проходил конфиденциально, то есть без присутствия посторонних лиц. На консилиуме каждый специалист: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель озвучивают представление на ребенка. Определяются слабые стороны ребенка и его потенциальные возможности, ресурсы. Если ребенок отстает на 1 эпикризный срок (на 2 году жизни - это 3 месяца; на 3 году жизни - это полугодие) от общего развития, то ведущим специалистом-тьютером назначается воспитатель группы, он составляет план индивидуальной работы с малышом с динамическим наблюдением. Если отставание на 2 и более эпикризных периода, то здесь подключаются специалисты. В нашей практике за последние 3 года, выявлено 5 детей с отставанием в сенсорном развитии на 1 эпикриз (не знали основные цвета, наблюдались сложности практико-ориентировочных действий), после проведения индивидуальных занятий, дети перешли в младшую группу достигнув норму возрастного развития, теперь посещают среднюю и старшую группу и успешно осваивают ООП ДО. Если по истечении 3 месяцев динамика развития отрицательная, то снова собирается внеочередной консилиум и ребенка рекомендуем на городское ПМПК (с согласия родителей, законных представителей).

6 этап. Работа с семьей

Реакция родителей после консилиума бывает разной. Не всегда родители согласны с тем, что их ребенок какой-то «не такой» как все. Очень часто выражают свое несогласие на то, что ребенку рекомендуется посетить городское ПМПК. Были случаи, когда родители приходили вместе мама и папа, и в их решении не было согласованности по дальнейшему развитию ребенка. Иногда родители сравнивают ребенка с собой, вспоминая себя в дошкольный период: «я тоже начала разговаривать в 3 года, и ничего, потом догнала сверстников». Бывает, что на консультации приходится успокаивать маму, которая очень эмоционально реагирует на то, что ребенку необходимо психолого-педагогическое сопровождение. Мама возлагала большие надежды на сына и думала, что ребенок очень сообразительный, аргументируя, что водят ребенка на изучение английского языка и что в частной группе их хвалят. Такие мамы не желают «принять» факт, что ребенок особенный, что ему нужна помощь. В таких случаях мы работаем с мамой, ведь от того, насколько мы ее поддержим, убедим в правильности ее решения, зависит дальнейший маршрут развития ребенка.

Когда родители отказываются от посещения ТПМПК идет разъяснительная работа, что ТПМПК это команда специалистов, которая призвана решать многоплановые задачи: осуществляет комплексное обследование, разрабатывает индивидуальные рекомендации, оказывает консультативную помощь родителям, и методическую помощь педагогам. Поэтому, получив рекомендации в ТПМПК, и выполняя их, вы создадите ребенку благоприятные условия развития и успешной социализации. Обязательно проговариваем в доброжелательном тоне, что эта работа проводится с учетом интересов ребенка. Если он нуждается в сопровождении, а родители избегают данной процедуры, то проблемы вновь дадут о себе знать в следующих возрастных группах, но уже будет упущен благоприятный период развития ребенка. Упущенное время, ведет за собой наслоение проблем развития и с раннего возраста отставание перетекает в дошкольный период, а дальше в школьный. Такой прогноз важно услышать родителям, иногда это позволяет сделать им правильный выбор.

Посетив ТПМПК, родитель имеет право не показывать заключение специалистов. Право выбора всегда остается за родителями и это мы им тоже проговариваем. Но если заключение предъявляется в детский сад, то учреждение обеспечивает при необходимости сопровождение ребенка теми специалистами, которых рекомендует ТПМПК. Если ребенку рекомендовано посещение группы с ТНР, мы направляем в детский сад, где в каждой группе работают с детьми воспитатель и учитель-логопед. Если у ребенка, уже дошкольника задержанное психическое развитие, то рекомендуем детский сад, где с детьми работают воспитатель, педагог-психолог, дефектолог. Если родители желают остаться в детском саду общеразвивающей направленности, то сопровождение осуществляется всеми специалистами детского сада. На основании рекомендаций ТПМПК, мы разрабатываем АОП и осуществляем коррекционное воздействие с динамическим наблюдением.

7 этап. Взаимодействие с родителями

Для того, чтобы родители увидели со стороны, все трудности малыша не на словах, мы организуем индивидуальные занятия «Вместе с мамой». Где происходит обучение мамы приемам взаимодействия с ребенком. Родителям порой сложно подобрать необходимый материал, чтоб соответствовал возрасту и индивидуальным особенностям своего ребенка, педагог-психолог помогает им в этом. Родители осваивают приемы, которые позволяют заинтересовать малыша занятием, игрой. В беседе с родителями сначала проговариваем положительные стороны развития ребенка, затем, ненавязчиво говорим какие специальные занятия необходимы ребенку, на что следует обратить внимание дома.

8 этап. Взаимодействие с воспитателями раннего возраста

С воспитателями раннего возраста проводятся консультации, мастер-классы по взаимодействию с детьми с особенностями развития, им также необходима поддержка. Не каждый педагог готов работать с особым ребенком. Очень часто дети в связи с незрелостью процессов возбуждения и торможения, имеют поведенческие проблемы и вызывают у педагогов растерянность. Как правило, бурные реакции - это результат длительного зажима эмоций ребенка. Обычно я рекомендую «принять» этого ребенка, посмотреть на мир глазами этого малыша. Ребенок начинает доверять взрослому, меняется и поведение его в лучшую сторону. Отслеживаем развитие детей через тетрадь взаимодействия, в которой я прописываю игры и упражнения, а воспитатель ставит отметку о выполнении заданий.

Таким образом, раннее выявление отклонений, профилактическая и коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста, предотвращает трудности в более старшем возрастном периоде, способствует полноценному развитию всех сторон психики ребенка.
Поддержка и помощь родителей в решении сложных психолого-педагогических задач, помогает им сделать выбор в пользу малышей, способствует безусловному принятию.