Читательская компетентность как один из важных компонентов функциональной грамотности

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: читательская грамотность, читательская компетентность


Читать - это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное - вот в чем главное.
К.Д.Ушинский

Основы читательской компетентности формируются в начальной школе - это базовый навык функциональной грамотности. Что такое функциональная грамотность? Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал: «Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Функциональная грамотность - это, прежде всего умение работать с информацией, что является важным показателем качества образования.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых - математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Почему же среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место? Мы живём в информационном мире, бурного развития электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение как источник получения знаний. Часто школьные знания в представлении ребенка имеют мало общего с реальной жизнью. Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любые учебные действия по предметам начальной школы начинаются с текста, требующего осмысленного чтения. Если ребёнок не владеет техникой чтения и не понимает прочитанного возникают учебные затруднения, потому что любой предмет построен на чтении. А если возникают проблемы в обучении - ребёнку не нравится и сложно учиться, не может появиться и желание читать. Цепочка закономерная.

Как тогда изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чём же заключается сущность понятия «читательская грамотность». Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность - это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом, отбирать необходимую информацию и найти ей применение в своей жизненной ситуации.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС.

На основе анализа методической литературы в процессе формирования читательской грамотности младших школьников можно выделить 4 этапа:

  1. Подготовительный (1 класс) - этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание текста на слух, рассматривать и устанавливать простейшие взаимосвязи между содержанием и оформлением текста, приучаться выделять и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности : складывать из знакомых букв слоги, слова, читать предложения и небольшие по объёму тексты.
  2. Начальный этап (2 класс) - этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных текстов . К этому времени дети уже становятся грамотными и приступают к освоению собственного чтения, т.е. овладевают умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закрепляются навыки техники и выразительности чтения.
  3. Основной этап (3 класс) - этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать тексты .
  4. Заключительный этап (4 класс)- этап совершенствования умения извлекать из текстов полезную информацию. Формирование умений интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных суждений .

Работая над разными текстами, нужно использовать разные методики, разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста.

Приёмы работы с текстом при изучении нового материала

Приём «Лингвистическая сказка»

Формируется умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.

Приём «Письмо с дырками (пробелами)»

Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.

Прием «Верите ли вы, что…»

Формируются умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Приемы активизации ранее полученных знаний

Приём «Описание»

  • К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
    если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова;
  • затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Приемы графической переработки учебного материала

Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»

Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисункам название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы.

Приемы, используемые при групповой работе

Приём «Корзина» идей, понятий….

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

  • Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
  • Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты).
  • Затем происходит обмен информацией в парах или группах (не более 3 минут).
  • Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
  • Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
  • Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации

Прием «Письмо по кругу»

Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

  • размышлять об информации, сообщенной в тексте;
  • высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;
  • сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом.

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.

Приём «Лови ошибку»

Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует: умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.

Творческое чтение

Прием «Выделяем существенные признаки»

Знакомое ученикам понятие определяется ими посредством перечисления его признаков, среди которых выделяются существенные и несущественные.

Прием «Мозаика». «Реставрация текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например тем: «Предложение», "Текст", " Тема текста".

Текст разделяется на части (предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.

Приёмы стратегии смыслового чтения

"Мозговой штурм"

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

Учитель обращается к ученикам с вопросом: "Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему?"

Учитель записывает все называемые ассоциации.

Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.

"Глоссарий"

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте.

"Рассечение вопроса"

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.
Учитель предлагает ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте.

"Чтение в кружок"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача - читать внимательно, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

"Чтение про себя с вопросами"

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

"Чтение с остановками"

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие - на прогноз содержания последующего отрывка.

"Читаем и спрашиваем"

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

  • Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.
  • Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.
  • Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него.
  • Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

"Чтение с пометками"

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

  • v Знакомая информация
  • + Новая информация
  • - Я думал (думала) иначе
  • ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

"Синквейн"

Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Учитель предлагает написать синквейн по ключевому слову поработанного текста.

Синквейн - «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing - пять), в котором синтезирована основная информация.

Структура синквейна:

  • Существительное (тема).
  • Два прилагательных (описание).
  • Три глагола (действие).
  • Фраза из четырех слов (описание).
  • Существительное (перефразировка темы).

Разнообразные и увлекательные задания помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное. Таким образом, выпускники начальных классов подготовятся к освоению программы средней школы. Они получат качественную базу для дальнейшего обучения.

Читательская грамотность способствует развитию когнитивных умений. Это позволяет в первую очередь:

  • определять вид и назначение информации;
  • понимать тексты научного, художественного и делового характера;
  • выделять основное содержание события текста, соотносить его с собственным опытом.

Во-вторых, позволяет отбирать из базы имеющихся знаний и умений те, которые необходимы для достижения целей или удовлетворения потребностей; систематизировать полученную информацию и на ее основе строить собственные утверждения, составлять опорные конспекты, планы; видеть проблемы и уметь решать их.

Литература

  1. Стулова О.К. Формирование функциональной читательской грамотности у младших школьников с помощью конструктора приемов Социальные и педагогические вопросы образования: сборник материалов Международной научнопрактической конференции. - 2020. - С. 124-127.
  2. Дьякова Е.А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе; под общей редакцией Н.С.Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. - 2020. - С. 250-255.
  3. Царегородцева Е.А. Формирование когнитивного опыта как основы функциональной грамотности младших школьников. Детство, открытое миру: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2020. - С. 95-98