Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Личные местоимения 1, 2, 3, лица ед. числа, мн. числа. Роль личных местоимений в речи». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: личные местоимения


УМК: Школа России.

Место урока в теме: 2 урок в теме "Личные местоимения".

Цель урока:

  • познакомить с грамматическими признаками личных местоимений, закреплять понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.
  • развивать общеучебные интеллектуальные умения учащихся, таких как анализ, синтез, абстракция и обобщение.
  • воспитывать чувство толерантности при работе в паре.

Предметные результаты:

  • Личностные:
    • Формирование понимания чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им.
    • Формирование знания основных моральных норм и проекции этих норм на собственные поступки.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные:
    • Использовать речь для регуляции своего действия.
    • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
    • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • Коммуникативные:
    • Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет.
    • Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации умение договариваться и приходить к общему решению.
  • Познавательные: Находить и выделять учебную информацию, знать знаково-символическое обозначение.

Дидактические средства:

  • Для учителя: ИКТ-презентация.
  • Для обучающихся: тетрадь, учебник, индивидуальные карточки, инструкция для работы с текстом.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный.
Мотивация учебной деятельности
Цель:
осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности.

Дарометр настроения
Обеспечение полной готовности к работе. Проверка внимания хлопками.

Эпиграфом к нашему уроку взяты слова древнеримского писателя Петрония: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя»

- Как вы понимаете слова эпиграфа?
(1 слайд)
Свою работу будете оценивать на оценочных листах.

(Полученные на уроке знания вам пригодятся в жизни)

Личностные: мотивация учения.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель: выявить уровень знаний и индивидуальных затруднений.

Пишем грамотно и красиво. Хитрые вопросы.
Какие два местоимения мешают движению на дороге.
Какие местоимения самые чистые?
Что интересного заметили в написании этих слов?
Какие местоимения увидели?
Что знаете о местоимении?
Какие это местоимения и почему?
Какие ещё личные местоимения знаете?
Что вы о них можете сказать?
Сведения о местоимении. Местоимений в русском языке 69. Но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимает 3 почётное место после глаголов и существительных.
Тема урока: Личные местоимения (2 слайд)

Кал. мин.
ямы вымыты
Звуко-буквенный анализ ямы, характеристику звуку й.
Они состоят из местоимений.

Местоимение - это важная часть речи. Она не обозначает предмет, но указывает на него).

Личные. Называют лицо.
1 лицо, 2 лицо, 3 лицо

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные: оценивание усваимого содержания

Выборочный диктант: Найди и запиши местоимения по лицам: Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они - Все слова отличные, важные и личные.
Это без сомненья - всё местоимения
Запись местоимений в тетради по лицам из слов: яма, мыло, тыквы, бульон, корона, звонок, пони.
Проверяют по слайду 3
1.я.мы

3. Постановка учебной задачи.

Цель: уметь использовать местоимения в речи и делать вывод.

Задачи урока 3 слайд
1. На какие ещё группы можно разделить личные местоимения ?
2. Какую роль личные местоимения играют в нашей речи?
Физмин. Хлопайте когда услышите местоимение: Слово я и слово мы. Я на свете одиноко. Одному или одной трудно справиться с бедой. Слово мы сильней, чем я. Мы семья и мы друзья. Мы народ и мы едины. Вместе мы непобедимы!

Познавательные: подведение под понятие, выведение следствий, смысловое чтение.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения с уже известной информацией, планирование действий, прогнозирование.

Физминутка

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: решение учебной задачи, способ выхода из затруднений

Словарь:

Ин й -

он м.р

Б рёза -

она ж.р

К.ньки -

они мн.ч.

Обл.ко -

оно с.р.

1. Вставьте безударные гласные
2. Какой частью речи являются слова?
3. Можно ли их заменить местоимением?
4. Исследуем их. Сделайте вывод.
5. На какие группы по грамматическим признакам можно разделить эти местоимения.
6. Что мы знаем про сущ. Мн.ч.?
7. Что можно сказать про местоимения 3 лица.
Заполните таблицу в тетради. стр.32 №69

Местоимение может заменить существительное.

Это местоимения 3 лица.

Он, она, оно - ед .ч. Они - мн.ч.
Значит, в ед. ч. 3 л. можно определить род.

Инструкция для работы
1.Вставьте безударные гласные
2.Какой частью речи являются слова?
3.Можно ли их заменить местоимением?
4.Сделайте вывод.
Работа в печатной тетради стр. 32 № 69 заполни таблицу.
Вписывают в таблицу местоимения. Проверяют в паре по эталону в учебнике стр. 54.

Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата.
Личностные: оценивание усваимого содержания

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

Обратимся к учебнику стр.54. Какую справку нам даёт автор? По таблице расскажите о грамматических признаках местоимений.

Используя данные таблицы в учебнике вставьте местоимения по признакам в печатной тетради стр. 32 №72 (5 слайд)
Физминутка

Я иду и ты идёшь раз, два, три. (ходьба)
Я пою и ты поёшь, раз, два, три, (хлопки)
Мы идём и мы поём раз, два, три. (ходьба, хлопки)
Очень дружно мы живём раз, два, три.

Какие грамм. признаки помогали определить местоимение?

Работа по таблице. Стр.54
Кол-но 4 слайд

Работа в печатной тетради.
Сам-но проверка

Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.
Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения

6. Самостоятельная работа.

Цель: построение нового способа действий.

Я о себе такого мнения. Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, я заменяю имена.
(6 слайд) Знаете ли ..., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

Работа с текстом. По инструкции
1. Прочитать текст.
2. Вставить подходящие местоимения.
3. Подчеркнуть местоимение 3л. ед.ч, м.р.
4. Сделать вывод: Местоимения делают нашу речь

Познавательные: выделение цели, смысловое чтение, анализ объектов, с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения, построение логической цепи рассуждения.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка результата.

7. Итог

8.Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности.

Составление кластера

Что такое диалог? 7 слайд
Составьте диалог по теме нашего урока, используя кластер.

Просмотрите работу в тетради. И закончите предложение: 8 слайд
Сегодня на уроке я узнал:
Я научился:

Оцените свою работу по листу.

Личные местоимения
Часть речи …
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.
Работа в паре:
Ученик 1. Какие новые знания ты получил сегодня на уроке?
Ученик 2. Я теперь знаю, что местоимения бывают …
Ученик 1. Можешь назвать личные местоимения?
Ученик 2. Я ты вы
Ученик 1. Зачем нужны местоимения
Ученик 2. Речь была яркой, разнообразной, помогает избежать повторов.

Д/з Тест: Я знаю
1.Местоимение - это
А) это слово
Б) часть речи
В) член предложения
2.Местоимение -
А) отвечает на вопросы сущ.
Б) глаголов
В) нельзя задать вопросы
3. Местоимение -
А) обозначает предмет
Б) признак предмета
В) указывает предмет
4. Местоимения бывают
А) ед. ч и мн.ч.
Б) только ед.ч.
В) только мн.ч
5. Местоимения по родам изменяются
А) 1 л. ед.ч.
Б) 2 л. ед.ч.
В) 3 л ед.ч.

Коммуникативные: деловое сотрудничество, выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка способов разрешения, принятие решение, умение выражать свои мысли.

Личностные: признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

Приложение