Открытый классный час в системе профессиональной ориентации воспитанников Нахимовского ВМУ "Военный институт (военно-морской) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г.Кузнецова» МО РФ"

Разделы: ОБЖ, Патриотическое воспитание


Место проведения: учебный корпус, класс № 263 (резерв - комната досуга СК-6).

Возраст воспитанников: (9 класс, 14-15 лет).

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Методическая цель: реализовать личностно-ориентированный подход в процессе системной профориентационной работы с воспитанниками училища.

Цель: подготовка воспитанников к осознанному выбору профессии защитника Отечества, офицера Военно-морского флота России.

Задачи:

  • формировать личностное отношение воспитанников к будущей профессии, пониманию ее значимости и смысла, формирование волевой установки на служение Отечеству и мотивации на выбор именно военной профессии;
  • формировать представление о высокой общественной значимости военно-профессиональной деятельности и исполнения долга по защите Отечества;
  • формировать уважительное отношение к истории Отечества и традициям Военно-морского флота России;
  • воспитывать высококвалифицированные военные кадры на самом раннем этапе - этапе формирования личности подростка, планирующего выбрать профессию морского офицера;
  • довести информацию о направлениях обучения в учебном заведении МО РФ.

Форма проведения: открытый классный час в форме познавательной тематической лекции.

Технологии, методы, приемы: наглядно-демонстрационный, беседа, работа с разными источниками информации, исследовательская работа, показ и индивидуальные выступления.

Оформление и оборудование: мультимедийный проектор, ПК, литературная подборка из библиотеки по теме классного часа, классная доска, плакаты.

Подготовительная работа:

  • подготовка плана проведения классного часа;
  • предварительное проведение анкетирования на тему: «Выбор профессии», сбор и анализ данных и составление таблиц результатов анкетирования;
  • организация работы воспитанников по подготовке к классному часу (ознакомление нахимовцев с материалами по заданной теме, синтез поступивших от них предложений по организации проведения классного часа, выбор приоритетных направлений в тематике согласно поступивших от воспитанников предложений, репетиции выступлений);
  • подбор материалов к мероприятию;
  • подготовка мультимедийной презентации;

Планируемые результаты: Воспитанники получат информацию о военно-морском образовательном учебном заведении, что позволит более осознано подходить к выбору профессии и специальности.

Методическое обеспечение: технологическая карта классного часа.

Презентация

Этапы мероприятия

Ход классного часа

I. Организационный этап

Воспитанники входят в комнату досуга, стулья расставлены с небольшим промежутком, лицом к экрану. Дежурный докладывает о готовности класса к мероприятию.

Вступительная часть

Воспитатель: Товарищи нахимовцы, идет 5-й год вашего обучения в стенах нашего учебного заведения, остается совсем немного времени, когда вы в последний раз пройдете в парадном строю по плацу со своими товарищами, пересечете ворота училища и выйдете на дорогу под названием «большая, взрослая жизнь»! За это время вам предстоит задать себе очень важный вопрос и сделать взрослый осознанный выбор: «на что я способен, каково мое место в этой жизни, жизни нашей страны, кем быть»? Уверен, что почти все без исключения воспитанники нашего класса, поступив сюда 5 лет назад, уже знают ответ на этот вопрос и планируют связать свою жизнь с Вооруженными силами России, посвятить её служению нашему государству.

[ Слайд № 1 ] Включение ролика.

Вопрос воспитателя: Этот небольшой видеофрагмент популярного советского фильма предопределяет тему сегодняшнего нашего классного часа. И перед тем как мы начнем, я хочу спросить вас, товарищи нахимовцы, что означает слово «Гардемарин»?

Нахимовец 1: Гардемарин (от французского «garde-marine», дословно - «морская охрана», «хранитель моря») - офицерское морское звание в ряде государств.

Воспитатель: Да, действительно: звание «гардемарин» впервые введено во Франции в 17 веке небезызвестным кардиналом Ришелье, по приказу которого были созданы учебные подразделения подготовки кадров для военного флота Франции. В России с 1716 по 1752 год, и с 1860 по 1882 год звание гардемарина в российском Императорском флоте существовало как строевое унтер-офицерское звание (чин ниже мичмана), а также гардемаринами называли воспитанников старшего класса Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге.

А тема классного часа сегодня - «Военный институт (военно-морской) Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия им. Н.Г.Кузнецова» Министерства обороны Российской Федерации. История его создания, славное прошлое настоящее и будущее Морского кадетского корпуса.

По итогам нашего мероприятия мы должны с вами сформировать представление о роли и значении этого учебного заведения и его выпускников в жизни нашей страны и флота, а также его значимости в системе подготовки офицерских кадров для Военно-Морского флота в настоящем. Поэтому я прошу максимального внимания и активного участия в раскрытии темы.

Итак, давайте с вами перенесемся в прошлое России начала XVIII века.

II. Основной этап (содержательная часть) (в т.ч. просмотр презентации)

Нахимовец 2. Сообщение «История училища. XVII век. Первые успехи»

[ Слайд № 2 ]

Военно-морской институт - Морской корпус им. Петра Великого (в недавнем прошлом - Высшее военно-морское училище им. М.В.Фрунзе ) - старейшее не только военно-морское, но и гражданское учебное заведение в России. Оно насчитывает уже более 300 лет своего существования, которое ведет от Навигацкой школы, образованной в 1701 году Петром I в Москве.

А предыстория возникновения Навигацкой школы такова: 30 октября 1696 года боярская Дума России приняла постановление: «Морским судам быть…», что положило начало строительству российского регулярного флота. Петр I понимал, что Европа не будет ему в этом помогать, поэтому срочно потребовались отечественные специалисты: командиры кораблей, навигаторы, геодезисты, картографы, кораблестроители и т.п. И в 1698 году возникла идея создания математической школы для подготовки специалистов для армии, флота, строительства крепостей. В этой связи царь Петр I 25 января 1701 года издает Указ, в котором постановляет: «Быть математических и навигацких, т.е. мореходных хитростно искусств учению..», эта дата - официальная дата создания учебного заведения.

С июня 1701 г. разместившаяся в Сретенской (Сухаревой) башне в Москве Навигацкая школа начинает свою деятельность. К лету 1702 г. в ней обучалось 180 учеников, а к январю 1703 г. их было уже 300. Первый выпуск (64 человека) состоялся в 1705 г. Выпускники школы находят себя не только в морском деле, но и в артиллерии, инженерном деле, в архитектуре, а также становятся учителями. Возраст обучаемых определялся до 25 лет, а срок обучения - в зависимости от индивидуальных возможностей школяров (от 6 до 8 лет). В школе наиболее способные ученики разного звания (кроме крепостных) изучали математику, геодезию, навигацию, астрономию. Для школяров была определена своя форма одежды, как у европейских моряков.

Большое влияние на развитие Школы оказал один из первых начальников, граф и адмирал-фельдмаршал Яков Вилимович Брюс, самый загадочный из «птенцов гнезда Петрова», потомок шотландских королей, человек яркий, неординарный и таинственный, который считался одним из образованнейших людей Европы петровских времен. История этого человека может быть отдельной темой наших исследований истории России.

В 1712 г. в Школе обучалось уже 530 человек. За полтора десятка лет здесь была выполнена намеченная Петром I программа подготовки штурманов, геодезистов, картографов, кораблестроителей и других специалистов для флота.

Вопрос воспитателя: Кем и когда было принято решение о создании Навигацкой школы и для каких целей?

Ответ нахимовца 3: Указ о создании Школы математических и навигацких наук принял царь Петр I в 1701 году для подготовки отечественных флотских специалистов по морским и корабельным наукам.

Вопрос воспитателя: Кто имел право обучаться в Школе?

Ответ нахимовца 4: Учиться в школе могли выходцы из всех сословий, от крестьян до детей дворянского, аристократического происхождения. Но высшие классы (мореходные) могли пройти только дворяне и самые способные из низших сословий.

Нахимовец 5. Сообщение «История училища. XVIII век»

[ Слайд № 3 ]

В 1715 г. Навигацкий класс Школы переводится из Москвы в новую столицу - город Санкт-Петербург. В Санкт-Петербурге Навигацкий класс размещается в доме адмиралтейского советника Кикина А.В. (дом стоял на месте сегодняшнего Зимнего дворца).

[ Слайд № 4 ]

1 октября 1715 г., на базе старших курсов Навигацкого класса школы, основывается Академия морской гвардии, или Морская академия - чисто военное учебное заведение для подготовки офицеров флота. Навигацкий класс (школа) продолжает существовать как подготовительный к Академии. В Академии было 300 воспитанников, организационно разделенных на 6 бригад (отделений) по 50 человек в каждой. Академией командовал директор, а бригадами - офицеры, назначавшиеся из гвардейских полков. Учебную часть возглавлял профессор. В 1716 г. для выпускников Академии было установлено звание - гардемарин. После выпуска из Академии гардемарины зачислялись в гардемаринскую роту, находившуюся в Кронштадте и дальнейшая их подготовка была организована уже на базе флота. Каждое лето они распределялись по кораблям, а зимой продолжали подготовку на берегу. В конце обучения они сдавали экзамены и назначались на корабельные должности. С назначением на должность гардемарин производился в чин мичмана. Этот чин с 1732 г. стал первым офицерским званием на флоте, сохранив этот статус до 1917 г.

В 1752 г. Морская академия преобразуется в Морской шляхетный корпус, а Навигацкая школа и гардемаринская рота упраздняются. В Корпусе изучалось 28 предметов, в том числе: алгебра, арифметика, геометрия, тригонометрия, артиллерия, генеалогия, география, история, механика, навигация, политика, риторика, фортификация, иностранный язык (английский, немецкий, французский - по выбору), корабельная архитектура, морская практика, морские эволюции (тактическое маневрирование), такелажное дело, а также танцы и фехтование.

Нахимовец 6. Сообщение «История училища. XIX век»

[ Слайд № 5 ]

В 1798 г. Корпус разместился на набережной Васильевского острова в здании, приобретенном по указу императора Павла I у английского купца, державшего там сахарный завод. Уже тогда здание имело вид, близкий к теперешнему. Цилиндрическая надстройка в центре здания была возведена в 1832 г. Она предназначалась для производства астрономических наблюдений, а позже использовалась как сигнальный наблюдательный пост.

Впоследствии к основному зданию были пристроены здания, в которых размещались Столовый и Компасный залы, а также другие помещения. Все это располагалось в пределах квартала, ограниченного набережной Невы, 11-й и 12-й линиями Васильевского острова и Большим проспектом.

[ Слайд № 6 ]

Заметный след в истории развития Корпуса оставил великий мореплаватель адмирал Иван Федорович Крузенштерн, бывший в период 1827-1842 гг. директором Корпуса. При нем были созданы музей и обсерватория, библиотека пополнялась оригинальными зарубежными и переводными книгами и учебниками, а в Столовом зале установлена модель брига «Наварин» (в половину натуральной величины), который использовался как учебное пособие при обучении кадетов в зимнее время.

Также по его инициативе 28 января 1827 г. при Морском корпусе был открыт Офицерский класс для совершенствования подготовки корабельных офицеров. Этот Офицерский класс в 1877 г. был преобразован в Николаевскую морскую академию, впоследствии став современной Военно-морской академией им Н.Г.Кузнецова.

История Морского кадетского корпуса также продолжается сегодня и в стенах Кронштадтского морского кадетского корпуса, созданного в 1995 году в г. Кронштадте. Сегодня в КМКК обучается около 700 воспитанников из всех регионов России.

Вопрос воспитателя: Как называлось первое офицерское звание на флоте в XVIII веке?

Ответ нахимовца 7: Первое офицерское звание в то время называлось «мичман», присваивалось оно по завершении обучения в Морском корпусе, успешной сдаче экзаменов и прохождении корабельной практики в течении 1 года.

Физкультурная пауза

Нахимовец 8. Сообщение «Знаменитые выпускники училища»

[ Слайд № 7]

Старания Петра I и его последователей, привлекших к преподаванию в этом первом в России светском учебном заведении лучших отечественных и зарубежных педагогов, очень скоро дали обильные всходы. Воспитанник Навигацкой школы, будущий вице-адмирал С. Лопухин одним из первых русских офицеров стал командиром корабля и отличился на своем корвете «Наталия» в Эзельском бою 1719 г. Его однокашник Н.Головин, экзаменованный лично Петром I, уже в кампании 1743 года командовал Балтийским флотом. В числе первых россиян - командиров кораблей был и выпускник Навигацкой школы 1707 года капитан-командор И.Кошелев, которому в 1725 году доверили вести отряд кораблей в Испанию. А спустя два с лишним столетия воспитанник уже ВВМУ имени М.В.Фрунзе выпуска 1941 года капитан 1 ранга Л.Осипенко в 1958 году вывел в море первую отечественную атомную подлодку «Ленинский комсомол». Традиции любимого детища Петрова продолжаются и в наши дни.

Юношей в 14 лет окончил Академию морской гвардии В. Римский-Корсаков. Стажировка во Франции позволила ему получить чин лейтенанта французского флота - редкое по тем временам исключение. Воин Андреевич положил начало морской династии в роду Римских-Корсаковых, который дал флоту почти два десятка прекрасных моряков. Четверо Римских-Корсаковых возглавляли Морской корпус.

Морские династии - одна из лучших традиций училища. Лазаревы, Епанчины, Бутаковы, Сенявины, Веселаго, Развозовы, Шмидты, Мещерские, Мордвиновы, Платоновы, Головко, Касатоновы - все они и многие другие составляют славу Отечества.

В боевую летопись флота золотыми буквами вписаны имена десятков выпускников - выдающихся флотоводцев: адмиралы Ф.Ф.Ушаков, Д.Н.Сенявин, Ф.А.Клокачев, М. П.Лазарев, П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков, Н.О.Эссен, А.В.Колчак, Л.М.Галлер, Н.Г.Кузнецов, С.Г.Горшков, Л.А.Владимирский, А.Г.Головко, В.П. и многие другие.

Нахимовец 9. Сообщение «Знаменитые выпускники училища»

[ Слайд № 8]

Питомцы Морского корпуса И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский совершили в 1803-1806 гг. первое российское кругосветное плавание, а Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев увековечили свои имена как первооткрыватели Антарктиды.

Более 240 названий на географической карте мира носят имена выпускников Морского корпуса - это горы Лазарева, море Лаптевых, острова Римского-Корсакова, мыс Челюскина, остров Буромского, залив Головнина, пролив Сенявина и многие другие.

[ Слайд № 9]

Известны и другие знаменитые государственные деятели нашей страны из числа воспитанников корпуса: мореплаватели братья Челюскины, Ф.П.Врангель, Г.И.Невельской, В.М.Головнин, ученые А.С.Шишков, Ю.М.Шокальский, Н.Л.Кладо, Ф.Ф.Веселаго, А.Н.Крылов, авиаконструкторы А.Ф.Можайский, И.И.Сикорский, морские министры, дипломаты, наконец, основатель Путиловского (Кировского) завода Н.И.Путилов, писатели К.М.Станюкович, С.А.Колбасьев, Л.С.Соболев, художники В.В.Верещагин и А.П.Боголюбов, составитель «Толкового словаря» В.И.Даль, великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков.

В здании училища и по сегодняшний день находится картинная галерея с подлинниками картин И.К.Айвазовского и А.П.Боголюбова, других художников-маринистов.

Посетивший Россию в 1829 году известный немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник Александр фон Гумбольдт по этому поводу сказал: «Как счастлив я был бы, если бы мог знать всё то, что знает русский флотский офицер».

XX век не стал исключением - гордостью училища стали выпускники-участники Великой Отечественной войны. 52 выпускника училища в ходе войны удостоились звания Героя Советского Союза. А в послевоенное время более 30 выпускников получили звания Героя Советского Союза и России за мужество, проявленное при выполнении боевых задач в море, испытании новых образцов техники и т.п. Портреты моряков размещены в галерее Героев одного из корпусов училища.

Вопрос воспитателя: Назовите прославленных адмиралов - выпускников училища, проявивших себя при обороне Севастополя?

Ответ нахимовца 10: адмиралы Корнилов В.А, Нахимов П.С., Истомин В.И.

Вопрос воспитателя: Назовите адмиралов - выпускников, Главнокомандующих ВМФ СССР?

Ответ нахимовца 11: Это адмиралы Кузнецов Н.Г. и Горшков С.Г.

Нахимовец 12. Сообщение «История училища. Век XX»

[ Слайд № 10]

После произошедшей в октябре 1917 года Октябрьской революции и прихода к власти большевиков Морское училище в марте 1918 года было расформировано. Но уже в сентябре 1918 г. потребность в обучении специалистов флота заставила Советскую власть использовать базу Морского училища для создания Курсов командного состава флота на 300 слушателей. Слушатели, в основном, набирались из матросов, из которых рассчитывали подготовить к исполнению командирских (офицерских) обязанностей всего за 4 месяца. Эти ожидания не оправдались и в июле 1919 г. Курсы были реорганизованы в Училище командного состава флота со сроком обучения 3,5 года.

Первый выпуск из училища состоялся в июле 1922 г., а уже в октябре этого года училище преобразуется в Военно-морское училище. В 1926 г. для слушателей училища было введено воинское звание «курсант». Окончившим старший курс училища присваивалось звание «корабельный курсант». После стажировки на боевых кораблях и сдачи соответствующего экзамена им присваивалось звание «лейтенант». Полученные знания могли обеспечить продвижение по службе до командира корабля 2 ранга. В дальнейшем офицер мог совершенствовать свои знания на курсах совершенствования командного состава (впоследствии Высшие специальные офицерские классы ВМФ), а также в Военно-морской академии.

В 1922 году состоялось первое полноценное плавание курсантов на боевых кораблях. В 1924 году учебный корабль «Комсомолец» и крейсер «Аврора» с курсантами на борту совершили первый дальний поход по маршруту: Кронштадт - о. Берген - Мурманск - Архангельск - о. Тронхейм - Кронштадт, общей продолжительностью 47 суток.

В январе 1926 г. училищу присвоили имя Михаила Васильевича Фрунзе, и оно стало именоваться ВМУ им. М.В. Фрунзе.

Училище в эти годы стало кузницей всей системы военно-морского образования СССР. В период с 1937 по 1939 гг. на базе училища были созданы организационные группы вновь создаваемых военно-морских училищ в г. Баку, г. Севастополе и г. Владивостоке. Туда были направлены многие курсанты, преподаватели и строевые командиры училища.

В 1939 г. училище было отнесено к разряду высших учебных заведений первой категории, а также было награждено орденом Ленина. Теперь оно стало именоваться Высшим Военно-морским ордена Ленина Краснознаменным училищем им. М.В.Фрунзе.

Нахимовец 13. Сообщение «История училища. Век XX»

Начало Великой Отечественной войны совпало с периодом практики у курсантов. Уже 25 июня 1941 года состоялся досрочный выпуск офицеров. Лейтенантами стали 198 курсантов. Второй в 1941 году досрочный выпуск состоялся 31 октября. А курсанты 1 и 2 курсов в июле-августе 1941 года принимали участие в боях в составе 1-й отдельной бригады морской пехоты.

С началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 г. училище было эвакуировано в г. Астрахань, а через год - в г. Баку. В октябре 1944 г. училище вернулось в Ленинград, на свое старое место. По окончании войны курсанты участвовали в параде Победы на Красной площади.

В 1998 году в связи с реорганизацией военных учебных заведений ВВМУ им. Фрунзе было объединено с ВВМУ подводного плавания имени Ленинского комсомола и переименовано в Санкт-Петербургский Военно-морской институт. А 25 января 2001 года в связи с 300-летием военного образования в России Постановлением Правительства Российской Федерации институту было присвоено наименование Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт.

С 2009 г. корпус стал филиалом «Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота "Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецова"».

Воспитатель. Сообщение «Организационная структура, перечень факультетов и изучаемых специальностей, порядок поступления».

[ Слайд № 11]

На сегодняшний день в институте осуществляется подготовка офицеров военно-морского флота на 5 факультетах по 6 специальностям:

  • кораблевождение и эксплуатация морских средств навигации;
  • применение и эксплуатация навигационно-гидрографических (океанографических) и гидрометеорологических средств;
  • применение и эксплуатация крылатых ракет подводных лодок;
  • применение и эксплуатация баллистических ракет подводных лодок;
  • применение и эксплуатация морского подводного вооружения надводных кораблей и подводных лодок;
  • применение и эксплуатация минного и противоминного вооружения надводных кораблей.

Кратко разберем каждую из них.

[ Слайд № 12]

На сегодняшний день Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «ВМА» сохраняет лидирующие позиции по подготовке офицеров, мичманов и старшин основных морских специальностей. Обучение и руководство военно-научной работой ведут опытные педагоги. Среди них более двухсот докторов и кандидатов наук, из которых более 180-ти профессоров и доцентов. Кафедры и лаборатории располагают современной учебно-материальной базой - от ПЭВМ до новейших образцов вооружения и техники и полностью обеспечивают учебный процесс, экспериментальную и научно-исследовательскую работу. Училище располагает загородной базой, шлюпками и учебными катерами.

[ Слайд № 13]

На территории имеется спортивный комплекс, клуб, бассейн, кафе. В институте имеется богатая библиотека, созданы все условия для занятия художественной самодеятельностью, изобразительным творчеством, физической культурой и спортом.

В институт принимаются граждане Российской Федерации. За пятилетний период обучения в институте курсанты состоят на действительной военной службе, проходят теоретический курс и учебную практику на кораблях и в частях Военно-Морского Флота.

С курсантами со второго курса обучения заключается контракт в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и выплачивается соответствующее денежное довольствие.

Успешно окончившим институт по программам высшего профессионального образования присваивается офицерское звание «лейтенант» и вручается диплом инженера государственного образца, а по программе среднего профессионального образования присваивается звание «мичман» с вручением диплома техника.

В институт принимаются военнослужащие, военнообязанные из запаса в возрасте до 23 лет, а также лица гражданской молодежи в возрасте не моложе шестнадцати лет и не старше 22 лет (на день поступления) с полным средним образованием. Вступительные испытания проводятся с 1-30 июля.

При поступлении кандидаты сдают вступительные экзамены:

  • математика (письменно)
  • физика (устно)
  • русский язык и литература (изложение).

Все поступающие должны пройти профессиональный психологический отбор, медицинскую комиссию и сдать нормы по физической подготовке: подтягивание на перекладине, бег - 100 м, кросс - 3 км.

Воспитатель: Товарищи нахимовцы, мы осветили все вопросы нашего занятия, до конца остается несколько минут. Есть время на ваши вопросы.

III. Заключительный этап (рефлексия)

Воспитатель: Подведем итоги: сегодня мы с вами обсудили важные вопросы вашей профессиональной ориентации. Хочется надеяться, что вы для себя узнали что-то новое и полезное, что в дальнейшем сможет оказать влияние на ваш выбор профессии.

Вопрос воспитателя: Как вы думаете, почему в истории корпуса так много выдающихся людей нашей страны?

Ответ: Уровень подготовки, престиж военно-морской службы, разностороннее образование на уровне лучших университетов мира позволяли выпускниками достичь признания и уважения не только в морском, военном деле, но и во многих областях науки, искусства и государственного управления.

Вопрос воспитателя: Как вы думаете, какая самая короткая дорожка на командирский мостик, к погонам адмирала: с большого корабля или с малых кораблей флота?

Повторное анкетирование

Вопрос воспитателя: Достаточен ли для вас объем материала, освещаемый на классном часе по системе военных учебных заведений?

И в заключение хочу прочитать вам стихотворение поэта-мариниста Вячеслава Кузнецова «Курсант. Дорога к морю».

На этом наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание и участие.

Литература

  1. Антонова В.С., Лобов В.В., Грибовский В.А. «ВВМОЛУ им. М.В.Фрунзе. Краткая история: Факты, события, люди».
  2. Дугинец В.В. «Фрунзаки. Флотская исповедь в 2-х томах».
  3. Алпатьев П.В. «Юность с золотыми якорями».
  4. Саркисов А.В. «Система (сборник)».

Интернет-ресурсы

  1. https://ens.mil.ru/education/higher/more.htm?id=8674%40morfOrgEduc
  2. https://flot.com/education/academies/frunze.htm
  3. https://allmines.net/catalog/russia/vuz/vvmolku1/
  4. http://www.edu.cankt-peterburg.ru/spetsialnoe/voennoe-obrazovanie/uchrezhdeniya-voennogo-obrazovaniya/1143433/1143434
  5. https://www.kop.ru/catalog/vuzy/morskoy-korpus-petra-velikogo-sankt-peterburgskiy-voenno-morskoy-institut/
  6. https://ru-wiki.ru/wiki/ВВМУ_им._М.В.Фрунзе
  7. https://army-today.ru/vuzy/spbvmi