Логопедическое занятие для детей старшей группы с ОНР по теме «Наш родной поселок Оболенск», краеведение в работе логопеда

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Краеведение, Конкурс «Здесь Родины моей начало…»

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с ОНР


Цель занятия: Обобщение представлений детей о родном поселке, о работе родителей на предприятиях поселка, воспитание патриотических чувств к малой родине.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • развивать мелкую моторику рук и общую моторику;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • формировать навык понимания многоступенчатых инструкций;
  • корригировать и развивать личностные качества, эмоциональную сферу (навык самоконтроля, усидчивости), произвольность.

Образовательные:

  • активизировать и обогатить словарный запас по теме «Город»;
  • ввести в активный словарь слова-антонимы;
  • совершенствовать навыки правильного грамматического оформления речи и навыки словообразования;
  • совершенствовать слоговую структуру речи;
  • развивать элементы связной речи;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • формировать патриотические чувства.
  • воспитывать нравственные качества (взаимопомощь, трудолюбие).

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: проектор, экран, мячик, флажок, пособие «Классификация фигур по форме и цвету», пособие «Подбери ключи к замочку», массажные шарики «Су- джок».

План занятия

I. Организационный этап

1. Приветствие. Упражнения для мелкой моторики рук.

Логопед:

«Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться - доброе утро!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра».

Дети встали в круг и, передавая мяч, здороваются. Называют друг друга по имени ласково: «Здравствуй, Варенька. Здравствуй, Димочка».

Упражнения для мелкой моторики руки с массажером «Су-джок» со стихами (активизация речевых зон коры головного мозга)

Логопед: Сегодня я приглашаю вас на прогулку по улицам нашего поселка.

Очень любим мы гулять,
Все на улице считать:
Детский сад - это раз!
Магазины - это два!
Поликлиника, аптеки - это три!
На четыре - у ДК
Ёлка очень высока!
Пять - по улице знакомой
Возвращаемся назад, в детский сад!

Отработка понимания многоступенчатых инструкций, активизация звукового анализа: «Сядет тот, чье имя начинается на звук [И], [М] и т.д.

Планируемые результаты:

  1. активизация деятельности коры головного мозга, речевых зон,
  2. активизация внимания,
  3. автоматизация суффиксального словообразования (употребление в самостоятельной речи детей уменьшительно-ласкательных форм имен существительных);
  4. создание положительного эмоционального фона.

II. Основная часть занятия

2. Постановка цели занятия

Логопед: - Вы запомнили, о чем говорилось в стихотворении? (Детский сад, магазины, аптека, ДК).

- Где это все находится? (В нашем родном поселке).

- Как называется наш поселок? (Оболенск).

- Оболенск - это для нас родина. То место, где человек родился и живет, называется малая родина. Это для нас самое родное и любимое место на земле, здесь живем мы и наши родные люди.

- Что должно быть в любом городе, поселке? (Дома, улицы, разные предприятия).

Планируемые результаты:

  1. активизация мыслительных процессов;
  2. активизация словаря.

3. Отработка слов-антонимов - игра «Скажи наоборот»

Логопед: Наш поселок городского типа. Он такой же, как любой город, только маленький.

«Скажи наоборот» игра с мячом:

  • В большом городе улицы широкие, а в маленьком … (узкие).
  • В большом городе улицы длинные, а в маленьком … (короткие).
  • В большом городе площади большие, а в маленьком … (маленькие).
  • В большом городе дома высокие, а в маленьком … (низкие).
  • В большом городе улицы шумные, а в маленьком … (тихие).
  • В большом городе транспорта много, а в маленьком … (мало).

Планируемые результаты:

  1. активизация словаря антонимов;
  2. активное вовлечение детей в речевое общение;
  3. развитие реакции, распределения внимания.

4. Отгадайте загадку

В два ряда дома стоят:
Десять, сорок, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят… (Улица)

Планируемые результаты:

  1. активизация мыслительных процессов;
  2. активизация внимания.

5. Понятие «адрес»

Логопед: Если я пойду к кому-то в гости, как я найду нужную квартиру? (Надо знать адрес)

Да, надо знать адрес. Что указывают в адресе?

  1. Название населенного пункта.
  2. Название улицы.
  3. Номер дома, номер квартиры.

6. Игра: «Пригласи друга в гости»

Логопед: Чтобы пригласить кого-то в гости надо сообщить свой адрес.

Дети передают флажок и произносят слова-приглашения: «Настя, приходи ко мне в гости. Мой адрес…». (Каждый ребенок называет свой адрес).

Планируемые результаты:

  1. усвоение понятий «адрес», «населенный пункт», «улица».
  2. развитие и активизация памяти;
  3. тренировка концентрации внимания;
  4. развитие элементов связной речи;
  5. развитие лексико-грамматических структур речи;
  6. тренировка коммуникационных способностей.

7. Чья эта улица, чей это дом? (Приложение 1, презентация, слайды 3-6)

Логопед: Посмотрите на слайды и отгадайте, чья это улица, чей это дом?

Когда дети видят свою улицу и слышат ее названия, они встают.

Планируемые результаты:

  1. развитие восприятия;
  2. узнавание своей улицы по словесному и зрительному представлению.

8. Игра «Собирайся в круг»

Логопед хлопает в ладоши, дети слушают и строятся в кружки: сколько хлопков, столько должно быть детей в кругу. В заключении дети делятся на 3 команды для выполнения следующего задания.

Планируемые результаты:

  1. развитие слухового внимания,
  2. развитие взаимодействия, навыка работать в коллективе;
  3. развитие произвольности.

9. Игра «Рассели жильцов в свои дома» - упражнение на классификацию фигур

Дети командами подходят к столам, на которых разложены схемы многоквартирного дома и геометрические фигуры разного цвета. Дети выполняют классификацию фигур по цвету и форме. Затем дети считают этажи в своих домах: У нас пятиэтажный дом… У нас семиэтажный дом….

Планируемые результаты:

  1. развитие мыслительных процессов, распределения внимания;
  2. формирование планирования деятельности, удержание поставленной задачи;
  3. развитие основ взаимодействия в команде.

10. Игра «На каком ты этаже?» - отработка предложно-падежных конструкций и слов сложной слоговой структуры

Логопед: Я живу в девятиэтажном доме на 4 этаже. А ты где? Дети проговаривают фразу по образцу логопеда.

Планируемые результаты:

  1. тренировка памяти, концентрации внимания;
  2. активизация словаря;
  3. отработка падежных форм имен существительных,
  4. отработка произношения слов сложной слоговой структуры.

11. Игра «Подбери ключи к замочку» - упражнение на концентрацию и распределение внимания

Детям предлагается запомнить последовательность трех геометрических фигур, затем образец переворачивается и по команде логопеда дети должны выбрать ключ с правильным расположением фигур.

Планируемые результаты:

  1. развитие восприятия, памяти, внимания,
  2. запоминание последовательностей;
  3. формирование планирующей функции.

12. Предприятия поселка «Узнай, что это, и для чего это нужно людям» (Приложение 1, презентация, слайды 7-14).

Дети рассматривают слайды и объясняют, для чего нужны: школа, детский сад, бассейн, церковь, поликлиника, магазины, парикмахерская, почта.

Планируемые результаты:

  1. развитие связной речи,
  2. формирование лексико-грамматических структур речи,
  3. закрепление поставленных звуков в свободной речи.

13. Физминутка: упражнения для активизации межполушарных связей

Дети встали в круг и выполняют вместе с логопедом перекрестные движения руками и ногами со стихами:

Мы по городу шагаем, (маршируют)
Много видим, называем: (руки вверх)
Светофоры и машины, (крутят руль)
Ярмарки и магазины, (хлопки руками)
Скверы, улицы, мосты, (мостик руками)
И деревья, и кусты. (руки вверх, руки на пояс, сели)

Планируемые результаты:

  1. снятие статического напряжения,
  2. активизация межполушарных сигнатур.

14. Где работают наши родители? (Приложение 1, презентация, слайды 15-28)

Логопед: Самая большая ценность в нашем поселке - это люди, специалисты разных предприятий. Это ваши родители! Они очень любят наш поселок, работают на предприятиях Оболенска, вносят свой вклад в процветание нашей страны.
Дети рассматривают слайды и рассказывают о работе своих родителей, используя алгоритм рассказа: кем работает мама или папа, на каком предприятии, что они делают на работе, как результат их работы используется людьми (зачем это нужно людям?).

Рассказы дети подготовили дома с родителями по заданию логопеда.

- Научный центр (Илья, Аня): Мой папа работает научным работником в центре микробиологии. Папа изучает микробов полезных и вредных для человека. В результате таких исследований создаются лекарства для людей от разных тяжелых болезней. Мой папа работает для того, чтобы люди не болели и все были здоровы.

- «Герофарм» (Ксюша): Моя мама работает на предприятии, которое выпускает разные лекарства. Мама работает контролером качества продукции. Она следит, чтобы лекарства были качественными и помогали лечить разные болезни. Когда я вырасту, я тоже хочу работать, как мама.

- «Мирра М» (Лиза Б.) Мои мама и папа работают на предприятии, которое выпускает косметику: кремы, шампуни, гели. Мои родители работают технологами, они следят за процессом. Работа моих родителей очень нужна всем, чтобы люди были чистыми и красивыми.

- Пекарня (Варя). Моя мама работает в пекарне технологом. Она печет хлеб, чтобы накормить всех людей. Это очень важная профессия.

- Воинская часть (Леша, Максим С.) Мой папа военнослужащий. Он защищает нашу родину, чтобы все люди могли жить спокойно. Папа очень сильный и смелый, он умеет стрелять. Моя мама работает медсестрой в воинской части. Она следит, чтобы все военные были здоровы. Если кто-то заболеет, мама делает уколы и меряет температуру.

- Мастер по маникюру (Максим М.) Моя мама работает в салоне красоты, она мастер по маникюру. Она делает всех мам красивыми и добрыми.

- Детский сад (Варя, Леша). Моя мама работает в детском саду методистом. Она помогает воспитателям проводить занятия и праздники.

Планируемые результаты:

  • развитие связной речи,
  • формирование лексико-грамматичеких структур речи.

III. Заключительный этап занятия

15. Рассматривание фотографий с видами родного поселка (Приложение 1, презентация слайды 29-36)

Логопед: Какой красивый наш поселок и удобный для жизни людей! Давайте будем заботиться о нашей малой родине, беречь и развивать то, что есть у нас в Оболенске. Надеюсь, что когда вы вырастите, вы тоже будете работать на предприятиях нашего поселка, как и ваши родители.

Рассматривают слайды с видами Оболенска.

Планируемые результаты:

  1. развитие восприятия, памяти, внимания,
  2. формирование патриотических чувств, понятия «малая родина».

16. Итоговая беседа (рефлексия)

Логопед: Сегодня мы говорили о нашем родном поселке. Какие задания и упражнения мы делали? Слушайте ответы детей и не повторяйте то, о чем уже сказали другие ребята.

Планируемые результаты:

  1. обучение детей рефлексии, умению подвести итог, оценить результат работы;
  2. развитие элементов связной речи;
  3. понимание детьми практического использования изученного материала.

Литература

  1. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. - М.: Синтез, 2007.
  2. Вахрушева А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И. К. Здравствуй, мир! Образовательная система «Школа-2100». - М.: Беласс, 2007.
  3. Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. Город. Транспорт. - М.: Аркти, 2007.

Приложение 1. Презентация к занятию.

Приложение 2. Фотоматериалы открытых занятий.