Формирования естественно-научной грамотности в начальной школе путём решения ситуационных задач

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Основы грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму, чтению, говорению, слушанию, счёту, поэтому развитие умений организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных (общеучебных) умений - путь к развитию функциональной грамотной личности.

Отсутствие социально и личностно-значимой ориентации в школьных курсах часто ведёт к неумению применять и переносить полученные знания в повседневной жизни. Для того, чтобы решить данные проблемы совсем не обязательно увеличивать объём учебного материала. Более эффективным может стать формирование навыков применения предметных знаний к новым проблемам, т.е. изменение содержания знаний и типов работы. Данные проблемы на уроках позволяет решать такая форма работы как ситуационная задача.

Ситуационные задачи являются важнейшим методическим ресурсом для обучения младших школьников решению жизненных задач (проблем) с помощью получаемых знаний.

Этот тип задач имеет «родословную» от методов кейс-технологий связанным общим подходом использования «ситуационного анализа»

Ситуационные задачи - это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции в процессе работы с информацией последовательно.

Ситуационные задачи близки к проблемным задачам и направлены на выявление и осознание способа деятельности. Для решения СЗ также берутся разнообразные источники информации (тексты), которые представляют собой описание продуктов человеческой деятельности. В них проявляются интересы людей, их субъективизм, а порой ложь и заблуждения.

Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:

Название. Задача должна иметь не традиционный номер, а красивое и привлекательное название, отражающее её смысл и заинтересовать тем самым обучающихся.

Личностно-значимый познавательный вопрос. Он формулируется как правило вначале задачи и обращен непосредственно к личности ученика. Часто вопросу предшествует некое рассуждение, которое помогает сфокусировать личностное обращение.

Набор текстов. Предназначен для ответа на личностно-значимый познавательный вопрос. Информация по этому вопросу может быть представлена в любом виде: фрагмент текста, таблица, график, выдержка из статьи в газете, схема, таблица, график, рисунок и т.д.

Задания к работе с данной информацией. При составлении задач применяется таксономия целей полного усвоения знаний Б. Блума, при помощи которой можно пошагово, осмысленно, преемственно двигаться к конечной цел. Таксономия представляет собой упорядоченную систему из шести последовательных целей (ознакомление - понимание - применение - анализ - синтез - оценка), которые должен реализовать педагог, чтобы добиться полного усвоения знаний учеником. Они (цели) выполняют роль «лестницы», поднимаясь по которой обучащиеся должны ответить на личностно - значимый познавательный вопрос (главный при решении ситуационной задачи). При формулировании этих шести заданий ситуационной задачи рекомендуется использовать конструктор задач петербургского ученого Л.С.Илюшина. Microsoft Word - Конструктор задач.doc (admsurgut.ru)

5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос. Он обычно предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса: это происходит, когда учащимся, например, предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.

Ситуационные задания могут выполняться как индивидуально, так и в паре или в группе, что помогает формировать коммуникативные компетенции. В группе роли распределяются следующим образом: спикер (лидер), генератор идей, секретарь, оппонент, информатор. Независимо от того, какая форма работы при выполнении ситуационной задачи использовалась, на каждого ученика целесообразно вести карточку для оценивания выполненных заданий. Карточка представляет собой систему оценивания выполненных заданий. Количественная сторона оценки отличается от привычной: каждый шаг в виде ответа ученика оценивается по трёхбалльной шкале, принятой в такого рода измерениях (0 - ответа нет; 1 - ответ на уровне утверждения без аргументации, обоснования; 2 - ответ, основанный на аргументации, обосновании). Таким образом, ученик может получить максимально сумму в 12 баллов.

Рекомендуемые критерии оценки решений задач:

  1. Предъявление способа решения;
  2. Четкая формулировка ответа - решения задачи;
  3. Логика решения (какова последовательность шагов, способствующих решению задачи?);
  4. Теоретическое обоснование решения;
  5. Широкий охват источников информации;
  6. Итоговая презентация «продукта» решения.

Проанализировав схему выполнения ситуационных заданий у каждого обучающегося, педагог делает вывод о сформированности у ученика навыков решения практических проблем и соответствующих умений, может дать рекомендации о том, какие задания ученику необходимо повторить и т.д.

Ситуационные задачи можно использовать на различных этапах урока: первичное усвоение знаний, применение и закрепление знаний, обобщение и систематизация знаний. Однако следует помнить, что ситуационная задача не может быть ежедневным, даже еженедельным инструментом обучения. В рамках одного предмета в течение учебного года таких задач может быть от 3 до 5.

Применение ситуационных задач в образовательном процессе помогает учителю решить следующие проблемы: мотивация учебной деятельности; актуализация предметных знаний и умений; интеграция знаний по различным предметам; интеграция школьных и внешкольных знаний; достижение метапредметных результатов; развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса; «проблемное» планирование образовательного процесса; подготовка к профессиональному выбору; ориентация в ключевых проблемах современной жизни, умение активно и творчески пользоваться своими знаниями.

При решении таких задач меняется характер взаимоотношений учителя и ученика. Они становятся равноправными партнёрами, так как учитель выступает не как источник верного ответа, а как помогающий или направляющий взрослый.

Источник

  1. https://studopedia.su/18_177245_model-situatsionnoy-zadachi.html
  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/389951-situacionnye-zadachi-kak-sredstvo-formirovani
  3. http://xn----btb1bbcge2a.xn--p1ai/blog/2020-04-30-1566