Под эвристическим заданием принято понимать такое задание в школьной образовательной практике, цель которого сводится к самостоятельному созданию учениками образовательного продукта. Для выполнения эвристических заданий требуется применение в рамках учебной деятельности эвристических способов и форм. Значительный вклад в теорию применения заданий эвристического типа внес А.Хуторской [7], который и дал определение для них определение. Задания эвристического типа являются открытыми, поэтому и результат выполнения задания заранее неизвестен даже учителю.
Одним из основных преимуществ применения заданий эвристического типа в школьной практике является то, что для их решения ученику требуется использовать свои творческие способности.
В основу эвристического задания включается проблема или существующее противоречие, они имеют непосредственное отношение к ученику и изучаемой предметной области. Есть отличие между заданиями эвристического типа и проблемным обучением. Так, при проблемном обучении учитель при помощи специальных технологий подводит учащихся к заранее известному ответу и усвоению учебного материала. Для выполнения задания эвристического типа учащемуся требуется задействовать разные качества личности.
Речь идет о когнитивных качествах личности и способности искать причины явлений, чувствовать окружающей мир и понимать происходящие в нем процессы. Также речь идет о креативных качествах личности, выраженных в способностях проявить гибкость ума, способностях прогнозирования и выражения собственного мнения по проблемному вопросу. Еще речь идет об оргдеятельностных качествах личности, выраженных в способности устанавливать цели деятельности и давать по ним пояснения, достигать целей путем планирования и организации своей деятельности [1].
Существует несколько методик для организации обучения на основе заданий эвристического типа. Так, существует метод «вживания», задача ученика сводится к переселению в какой-либо объект для осознания себя каким-то воодушевленным или невоодушевленным предметом, для представления своих ощущений и своего состояния.
В рамках учебной деятельности может использоваться метод смыслового видения. Задача ученика при постановке заданий на основе этого метода сводится к описанию предметов и явлений, формированию пространственных представлений о том, почему процессы и предметы имеют именно такие характеристики, а не другие.
В рамках школьного обучения может использоваться и метод символического видения. К примеру, ученикам может быть предложен список слов, в которых необходимо найти символьное значение, то есть, отнести их к чему-либо символическому.
Задания эвристического типа могут быть построены на основе метода образного видения. К примеру, учитель может нарисовать очертания какого-либо предмета, предложить ученикам высказать предположения о том, какой предмет или явление напоминают изображенные на доске очертания. Задания эвристического типа могут базироваться на методе гипотез. Цель такого задания сводится к построению и попыткам обосновать свои предположения в случае наступления того или иного события.
Задания эвристического типа могут базироваться и на творческих заданиях. К примеру, ученикам может быть предложено нарисовать карту нового города, дать названия улицам или же сочинить рассказ о полете осеннего листочка, сорвавшегося с дерева и унесенного ветром.
Некоторые задания эвристического типа требуют от школьников применения навыков прогнозирования. В этом случае описывается действие, задача школьников сводится к тому, чтобы спрогнозировать результат и описать его своими словами. Также эвристические задания могут быть построены на основе метода наблюдения и исследования. Суть этих заданий сводится к наблюдению за предметом или явлением, а также проведению замеров и измерений с целью получения конкретного ответа [2].
Применение эвристических заданий в образовательной практике соответствует требованиям ФГОС, более того, оно ориентировано на формирование ключевых компетенций и активацию познавательной деятельности среди учащихся. Выполнение заданий такого типа требует применения творческого подхода и в то же время применения интеллектуальных способностей.
Есть существенное отличие между традиционными и эвристическими заданиями. Уже по своему содержанию эвристические задания выглядят необычно, требуют осмысления, применения логики для решения. Эвристические задания могут даваться на уроках и в виде домашнего задания.
Давать эвристические задания для решения необходимо хотя бы по той причине, что они позволяют увидеть потенциал каждого школьника. Педагоги, которые впервые внедряют в свою практику эвристические задания, описывают замешательство и растерянность своих учеников, когда им предлагается решить необычное задание. После нескольких секунд замешательства ученики начинают озвучивать свои идеи [3].
Ценность заданий эвристического типа в образовательной практике велика, так как их решение позволяет повысить внутреннюю самооценку. Сама форма заданий является открытой, поэтому ученики свободны в выражении своих мыслей и предположений, не боятся сделать ошибку. Приветствуемая учителем инициатива среди школьников положительно отражается на открытии ими внутреннего потенциала.
По мнению педагогов, раскрыть свои способности при решении заданий эвристической формы могут даже ученики со средней успеваемостью. Чтобы стать более успешными в учебе, им как раз требуется мотивация и получение уверенности в себе, что и дает внедрение в школьную практику заданий эвристического типа.
Задания эвристического типа могут решаться как всем классом, так и с разделением учащихся на группы и команды. И, самое главное, что эвристические задания направлены на проявление и развитие творческих способностей, чего так не хватает в современных школах. Есть научный факт, согласно которому большее запоминание знаний происходит через передачу знаний другим, то есть, своим сверстникам.
При решении заданий эвристического типа выстраивается диалог между равноправными партерами - учителем и учениками. Их согласованные действия направлены на приобретение знаний и обмен результатами мыслительной деятельности.
Еще Л.С.Выготский в своих научных трудах указал на важность социального взаимодействия в рамках обучения. Это социальное взаимодействие ориентировано на развитие познавательных способностей. В исследованиях Хоу и Мерсера указывается на то, что обучение на основе принципа социального взаимодействия положительным образом отражаются на результатах обучения, на развитии коммуникативных навыков у учащихся.
Также Мерсер в ходе научного эксперимента доказал гипотезу о том, что взаимодействие со сверстниками имеет особое значение для каждого учащегося. Работа в парах или группах позволяет школьникам взаимодействовать друг с другом на равных.
Необходимо рассматривать задания эвристической формы в качестве фактора, направленного на развитие творческой личности. Современная школьная программа отличается одним существенным недостатком - учит детей мыслить по образцам и шаблонам.
Поэтому и процесс школьного обучения для детей кажется скучным и однообразным. В настоящее время в образовательных учреждениях внедряются новые педагогические технологии.
Речь идет о дифференцированном обучении и применении системно-деятельностного подхода. Как раз они предназначены для того, чтобы пробудить в школьниках интерес к учебному процессу. Эвристические задания как раз имеют в основе ту мотивационную составляющую. У Л.С.Выготского в теории педагогики в качестве разных вещей рассматривается развитие и знание. По мнению психолога, ребенок может иметь достаточно знаний, но при этом не быть развитым. Другой ребенок может быть развитым, но не иметь знаний. Именно развитие и определяет основу для приобретения знаний [6].
Эвристические задания ориентированы на новую модель воспитания школьников, способных мыслить и анализировать, способных выйти за рамки школьной программы. Современная педагогическая система постепенно меняет приоритеты. Если раньше делался упор на усложнение и увеличение объема учебного материала, то сейчас упор делается на формирование мыслительных умений, а это является необходимым условием для развития логического мышления у современных школьников. В связи с этим еще с начальных классов школы необходимо использовать в практике эвристические задания, чтобы ученики учились проводить анализ, обобщать информацию, делать сравнения между предметами и явлениями и т. д. Именно эвристические задания в младшей школе используются для развития логики и интеллекта.
Впервые идею о необходимости введения в школьную практику эвристических заданий высказал А.Хуторской [7].
Автор обратил внимание на их основное преимущество - совершенно другой подход, который требуется для решения. У заданий эвристического типа другое содержание, они креативны по своей форме. Так как заранее готового ответа для таких заданий нет, то ученик с использованием своих знаний и творческих способностей выбирает конкретную позицию, связанную с получением решения.
Регулярная работа с такими заданиями направлена на то, чтобы учащиеся могли самоопределяться. Уровень теоретической подготовки для работы с эвристическими заданиями большого значения не имеет. Обратимся к теме специфики и условий использования эвристических заданий в школьной практике.
Начнем с того, что еще в начальной школе встречаются такие ученики, которым обычная работа со школьным учебником не приносит удовлетворения. Таким детям требуется получить ответы на вопросы в разных отраслях знаний.
Эту задачу они пытаются решить чтением специальной литературы, через исследовательскую деятельность. Поэтому для начальной школы становится актуальным привитие интереса к разным наукам, чтобы приобретенные знания и умения школьниками могли быть использованы для достижения целей и планов, самоопределения в жизни. Целью эвристического обучения является получение опыта, связанного с применением разных приемов для решения задач.
Эти задачи могут быть направлены на выполнение творческой работы, на поиск нестандартных решений, на проявление креативных способностей. Эвристическое обучение имеет высокую ценность за счет того, что в его рамках происходит открытие знаний при выполнении школьниками разных задач [7].
Основу эвристического обучения составляют эвристические задания, еще они называются открытыми. Их применение на уроках одновременно направлено на решение образовательных задач и погружение школьников в среду для творчества. Эвристические задания являются учебными, как уже было отмечено выше, они направлены на получение каждым школьником личного образовательного продукта. Для выполнения эвристических заданий используются эвристические формы деятельности и способы. Для оценки подготовленных эвристических заданий можно использовать критерии, предложенные А.Хуторским [7]. Эти критерии и их характеристики приведены ниже в таблице.
Критерий оценки эвристического задания
|
Характеристика |
Зажигательность задания |
Идеальное задание должно побуждать ученика к его выполнению за счет увлекательной формы |
Практическая значимость задания |
Идеальное задание должно быть востребованным и актуальным для ученика |
Эвристичность задания |
Идеальное задание должно погружать ученика в «творческую воронку», быть направлено на свершение учеником открытия и получение им личного образовательного продукта |
Человекосообразность задания |
Идеальное задание должно иметь личное значение для учащегося, содержать предпосылки для самореализации личности |
Образовательная значимость |
Идеальное задание должно быть ориентировано на повышение уровня образовательной подготовки по конкретному предмету |
Технологичность задания |
Идеальное задание должно быть основано на применении эвристического подхода, четкого алгоритма и набора инструментов для его выполнения |
Эвристическое задание является открытым, требует для решения проявления творческого потенциала со стороны школьника. Эвристическое задание, предложенное на уроке, позволяет оживить учебный процесс за счет своей необычной формулировки, использоваться как инструмент для оценки усвоения учащимися конкретной темы школьной программы. В рамках выполнения эвристических заданий происходит получение нового знания, так как это знание выходит из открытия, а не получается учеником из готового источника.
Решение заданий требует опоры на имеющийся жизненный опыт, на знакомые примеры и ситуации. Школьник, которому предлагается решение эвристических заданий, осознает, что школа дает знания, которые пригодятся в жизни или которые уже были применены в ней. Решение эвристических заданий направлено на стимулирование учащихся высказывать свое мнение, демонстрировать свою неповторимость.
Главная ценность эвристических заданий заключается в том, что они позволяют решать образовательные задачи, только позволяют школьникам и педагогам выйти за рамки требований официальной системы школьного образования.
Эвристическое обучение позволяет школьникам добиваться положительных результатов в рамках исследовательской деятельности. Научно доказано, что занятия с применением эвристических заданий увеличиваются возможности школьников переносить уже имеющиеся знания в новую ситуацию, в которой они могут быть снова использованы. Так как решение эвристических заданий основывается на самостоятельном открытии, то это позволяет добиться от школьника его вовлеченности в учебный процесс.
Усвоение знаний школьной программы с применением в ней эвристических заданий происходит наиболее успешно, приводит к приобретению школьниками уверенности в себе и в своих силах. Эвристическая деятельность характеризуется положительным психологическим климатом за счет приветствия учителем самостоятельности и проявление креатива.
Чтобы ребенок мог проявлять познавательную активность на уроке, от учителя требуется поощрение высказываний и предположений, озвученных им. В основу эвристических заданий могут входить открытые вопросы, именно они подталкивают школьников к размышлениям и поиску разных ответов на одни и те же вопросы. Будет еще лучше, если сами дети будут ставить такие вопросы и искать на них ответы.
Было проведено научное исследование, по его результатам было доказано, что 10% людей запоминают информацию при ее прочтении, 20% людей запоминают информацию при ее написанию, а 70% людей запоминают информацию в том случае, когда сами исследуют и делают выводы.
Поэтому вне зависимости от уровня школьного образования должна вестись систематическая работа по запоминанию знаний школьной программы. Был проведен опытный эксперимент с организацией обучения на основе эвристических методов.
Цель была сведена к использованию эвристических методов, направленных на развитие творческих способностей у школьников и способностей самостоятельно вести учебную работу. Для достижения указанной цели были обозначены следующие задачи: создать условия для того, чтобы школьники осваивали знаний из курса истории и обществознания посредством визуализации исследовательских ситуаций; повысить уровень мотивации учащихся к научному познанию при проведении уроков обществознания и истории; содействовать проявлению учащимися самостоятельности и осознанию использования речевых средств в рамках коммуникации и освоения курса учебного предмета [2].
Уроки в рамках опытного эксперимента проводились с включением в них эвристических заданий, направленных на самостоятельное творчество учащихся.
Так, при изучении темы, связанной с Крещением Руси, школьникам были предложены тексты исторических документов и рисунки по теме. Задание было сведено к самостоятельной подготовке постеров на основе представленных материалов.
В результате проведения опытного эксперимента удалось достичь поставленных целей, повысить уровень успеваемости по истории и обществознанию. С учетом новых педагогических подходов к организации учебной деятельности могут быть использованы разные приемы эвристического обучения.
Так, задания для выполнения школьниками можно создать на основе приема эвристического погружения. При использовании этой формы на протяжении нескольких дней в учебном процессе доминируют задания, направленные на личностное познание школьниками явлений природы, объектов культуры и т.д. на основе использования для этого эвристических методов обучения.
Эвристическое погружение можно осуществить в конкретное событие или целую историческую эпоху. Применять эвристическое погружение в учебном процессе можно и в виде целой серии образовательных ситуаций. Также может быть использован прием деловой игры, направленный на максимальное приближение школьников к условиям реальной ситуации. Можно предложить деловые игры в форме подготовки и последующей защиты проектов, в форме задач, требующих группового решения.
При этом содержание задач может иметь самый разный характер. Деловая игра может быть организована и проведена в формате «круглого стола». При занятиях в игровой форме можно смоделировать деятельность какой-либо организации, проблемную ситуацию, характерную именно для нее.
В современной школьной программе значимое место отводится компьютерным образовательным технологиям. Поэтому интерактивные обучающие программы тоже могут включать в себя задачи, требующие решения с применением эвристических способов и приемов. В таких условиях освоение программы происходит не просто за счет знакомства с информацией и ее запоминания, но и за счет получения знаний в интерактивном формате обучения.
Чтобы школьники могли получить индивидуальные результаты, им может быть предложено создать серию снимков в мультимедийном редакторе, которые будут положены в основу нового мультипликационного фильма.
Эвристические задания могут быть предложены для выполнения в формате творческих работ. Их тип и объем могут быть различными, исходя из образовательных задач. Такие работы могут выполняться детьми прямо на уроке, направлены на проявление творческих способностей в рамках конкретной изучаемой темы. В качестве примера здесь можно привести задания, связанные с подготовкой загадок, сказок, проведением опытов по естествознанию и т. д.
Исследовательские умения могут развиваться с выполнением эвристических заданий как на уроках, так и в рамках подготовки домашних заданий. Задача учителя сводится к тому, чтобы помочь детям увидеть смысл в их исследовательской деятельности. Дети должны получить возможность реализовать собственные таланты в рамках решения ими эвристических задач.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что эвристический подход имеет большую ценность для современной системы образования. Он ориентирован на получение детьми в результате образования тех результатов, которые сейчас обозначены в образовательных стандартах.
Совсем не обязательно строить полноценное эвристическое обучение, можно сосредоточиться на внедрении его отдельных элементов в процесс школьного обучения.
Такой подход позволяет приобрести школьникам бесценный опыт, связанный с самостоятельным получением знаний, их защитой и отстаиванием перед другими участниками образовательного процесса.
Особую ценность эвристические задания имеют для естественнонаучных предметов.
К примеру, на уроке химии школьникам может быть предложена задача, связанная с исследованием состава и свойств жидкости для мыльных пузырей. После подводки к уроку учителем может быть предложено решение нескольких задач в рамках лаборатории, открытой на уроке. Исследовательские задачи могут быть сведены к установлению причин и факторов, под действием которых меняется цвет мыльного пузыря, к установлению характеристик прочности мыльного пузыря, к установлению факторов и условий, определяющих форму мыльного пузыря, к установлению идеального состава раствора для мыльных пузырей путем проведения серии экспериментов, основанных на изменении состава жидкости.
Задача экспериментов в этом примере сводится к установлению рецепта для получения самых прочных мыльных пузырей и рецепта, позволяющего получить самые прочные пузыри на основе применения подручных средств.
Для достижения экспериментальных целей в этом примере учащимся требуется проверить свойства мыльных пузырей на основе применения разных рецептов для приготовления раствора. Все результаты экспериментов с конкретным составом жидкости потребуется заносить в таблицу, чтобы потом представить результаты сравнительного анализа.
При проведении урока в таком формате важно дать понять детям, что существуют и другие рецепты для приготовления мыльного раствора, самым лучшим способом для получения идеального рецепта является метод проб и ошибок.
Перед выполнением этого задания на уроке химии между учащимися должны быть распределены обязанности. К примеру, один школьник будет выполнять эксперимент, второй школьник будет заполнять таблицу с результатами, а третий - выступать с докладом по итогам проведенного эксперимента.
Литература
- Горбунова Н.В. Педагогическое образование через призму компетентностного подхода // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2016. Т. 2 (68). № 2. С. 51-59.
- Галустян О.В. Реализация личностно-ориентированного подхода в условиях контроля учебных достижений студентов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Белгород, 2015. Т. 11. - № 18 (113). С. 242-248.
- Галустян О.В. Система полифункционального контроля профессиональной подготовки компетентного специалиста в высшей школе: дисс. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2016. 432 с.
- Галустян О.В. Современные образовательные технологии в организации учебного процесса // Информатизация образования и науки. М., 2013. № 3 (19). С. 24-34.
- Дмитриенко Н.А. Формирование компетентного специалиста в процессе обучения иноязычному общению // Молодой ученый. 2018. Т. 2. № 1. С. 83-85.
- Серякова С.Б. Компетентгосный подход в образовании: от теории к практике // Информация и образование: границы коммуникаций. Горно-Алтайск, 2016. № 3 (11). С. 121-125.
- Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Вестник Института образования человека. М., 2018. № 1. С. 1-13.