Конспект урока информатики в 7-м классе по теме "Основные компоненты компьютера и их функции"

Разделы: Информатика

Класс: 7


Класс: 7.

Цели урока:

Образовательные:

  • Систематизировать представление об основных компонентах компьютера, познакомиться с их функциями;
  • Обеспечить усвоение обучающимися знаний об устройстве ПК, об основных элементах системного блока;
  • Стимулировать интерес обучающихся к техническим устройствам.

Воспитательные:

  • Формирование системного мышления;
  • Повышение мотивации к изучению технических устройств;
  • Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,возрастных психологических и физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
  • Обработка необходимой информации для решения прикладных задач, связанных с реальной жизнью в обществе;
  • Ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества;
  • Интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой.

Развивающие:

  • Развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания
  • Развитие творческого воображения, умения решать нестандартные задачи, навык групповой работы
  • Развитие умения классифицировать, конкретизировать
  • Развитие практических навыков по сбору компьютера

Задачи урока:

Предметные результаты

  • Изучить устройства компьютера, обобщив их в виде схемы; продолжить формирование умений измерять количество информации, вспомнить единицы измерения (байты, КБ, МБ, ГБ);

Метапредметные результаты

  • Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах; умение находить сходство и различие при изучении понятий оперативная и долговременная память, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию;

Личностный результат

  • Формировать умения управлять своей учебной деятельностью, проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
  • Методы и методические приемы: проблемный, частично поисковый, наглядный, взаимооценка, самооценка.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: Компьютеры (5 шт), мультимедийный проектор, электронная доска, системный блок.

Подготовка материала:

  • Раздаточный материал - кроссворд;
  • Раздаточный материал - алгоритм для практического задания на ПК;
  • Комплектующие для сбора системного блока

План урока:

  1. Организационный момент и мотивация, постановка цели, определение задач (5 мин.) + (раздаточный материал для педагогов)
  2. Актуализация знаний (разгадывание ребуса)
  3. Применение полученных ранее знаний (5-6 мин.) (кроссворд-раздаточный материал)
  4. Изучение нового материала (15 мин.) (презентация)
  5. Физкультминутка
  6. Демонстрация, деятельность по систематизации знаний (10 мин.)
  7. Подведение итогов и рефлексия (2 мин.)
  8. Оценивание деятельности.
  9. Д/з (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь. У нас сегодня на уроке присутствуют гости, и мне хочется, чтобы от нашего урока у них осталось хорошее впечатление.

2. Актуализация знаний

(На первой парте расположен открытый системный блок, комплектующие, на которые учащиеся еще во время перемены обратили внимание. Учитель задает наводящие вопросы и предлагает разгадать ребус чтобы, определить тему, цель и задачи урока.)

- Вы обратили внимание, что у нас на первой парте сегодня не пусто, что вы там видите?

(Предлагают варианты ответа (системный блок, материнская плата, винчестер ит.д.)

- Правильно. Это подсказки к сегодняшней теме урока.

(Запущен проектор, второй слайд с ребусом)

- Перед вами на электронной доске ребус, в нем зашифрована тема урока. Распределите, кто какое слово отгадает и мы узнаем тему урока.

(Учащиеся отгадывают ребус, после чего записывают тему в тетрадь, учитель открывает доску, там тема)

После темы написана цель урока, задачи: (дети пытаются поставить цель для урока и задачи)

Цель: Познакомиться с основными компонентами компьютера и их функциями.

Задача: Изучить устройства компьютера.

3. Применение полученных ранее знаний

- А сейчас мы вспомним ранее изученный материал. А чтобы вам было интереснее вспоминать, мы с вами немного поиграем. Вы попробуете решить кроссворд, в закрашенных клетках кроссворда вы найдете знакомый термин. (Раздаточный материал, отгадывают кроссворд)

Кроссворд

По горизонтали

  1. Единица измерения информации равная 1024 байта.
  2. Знания которые человек получает из различных источников с помощью органов чувств.
  3. Бывает оперативная и долговременная.
  4. Устройство вывода информации на бумагу.
  5. Устройство, предназначенное для отображения информации.

По вертикали

  1. Это электронное устройство для программной обработки информации.

Какое слово у вас получилось в закрашенных клеточках? С чем работает компьютер?

- Что такое информация? (Информация для человека - это знания, которые он получает из различных источников с помощью органов чувств.)

4. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся более подробно с компьютером и его основными устройствами.

(Демонстрирую презентацию, даю под запись основные моменты.)

Основные определения, понятия

Компьютер - это электронное устройство для программной обработки информации.

Состав компьютера называют конфигурацией.

Персональный компьютер (ПК) - это компьютер, предназначенный для обслуживания одного рабочего места. По способу эксплуатации различают настольные (desktop), портативные (laptop и notebook) и карманные (palmtop) модели ПК.

Базовая конфигурация - минимальный состав компьютера, достаточный для начала работы с компьютером (системный блок, монитор (дисплей) и клавиатура)

- Какие информационные процессы вы знаете? (Хранение, обработка и передача информации)

- Какие устройства помогают человеку хранить, обрабатывать и передавать информацию? (Компьютер, телефон, планшет и т.д.)

А бывало такое, что ваша компьютерная техника выходила из строя? (Да)

Как вы поступали в этих случаях? (относили в ремонт, родители сами чинили, покупали новый компьютер)

Что необходимо знать для того чтобы чинить компьютер? (Знать устройство компьютера, знать совместимость устройств)

На представленном системном блоке, параллельно с новым материалом показываю комплектующие.

- Запишем «Внутреннее устройство компьютера»

Системный (базовый) блок - это основной узел компьютерной системы; он содержит наиболее важные компоненты, осуществляющие обработку данных. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые к нему снаружи, - внешними. Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода, обмена и длительного хранения данных, называют периферийными.

Системный блок содержит материнскую плату, накопители на магнитных и лазерных дисках, блок питания с вентилятором. Так же могут быть установлены: звуковая карта, видеокарта и др.

Материнская (системная) плата - это сложная многослойная печатная плата, на которой располагаются все необходимые компоненты для работы компьютера. Она обеспечивает обмен информацией между устройствами с помощью различных шин. На ней расположены разъемы (слоты) для подключения разных устройств: процессора, модулей памяти, адаптеров и контроллеров, соединенных системной шиной. Материнская плата осуществляет основные функции по объединению этих компонентов компьютера в согласованно работающее устройство.

Процессор (центральный процессор, ЦП) выполняет все действия по обработке информации и управляет работой компьютера. Производительность процессора зависит от его частоты и разрядности.

Тактовая частота - количество операций, которые процессор производит за секунду. Онаизмеряется в мегагерцах (МГц) и гигагерцах (ГГц):
1МГц означает выполнение 106(миллион) операций за секунду,
1ГГц - 109 (миллиард) операций за секунду.

Разрядность - длина двоичного кода, который процессор может обработать или передать целиком одновременно. Современные ПК обычно оснащены 32- или 64-разрядными процессорами; существуют процессоры с разрядностью 128 бит. Современные процессоры - многоядерные, они содержат несколько (до32) процессорных ядер в одном корпусе. Однако частота процессора намного важнее количества ядер. (Пример: Так что одно ядерный процессор с 3,6 ГГц лучше 4ядерного процессора с 1,5 ГГц.)

Основная память компьютера состоит из оперативной памяти (ОП, ОЗУ, оперативного запоминающего устройства) и постоянной памяти (ПП, ПЗУ, постоянного запоминающего устройства).

Оперативная память - это набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен (после его выключения содержимое ОЗУ теряется). (В ней сохраняются команды и промежуточные результаты, с которыми компьютер работает в данный момент.

Постоянная память - это микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе когда компьютер выключен. (Она сохраняет постоянную информацию, которая записывается лишь один раз в заводских условиях и не может быть изменена пользователем. Самой важной характеристикой памяти является ее объем. Современным программам, например, требуется оперативная память объемом 128, 256 Мбайт и больше.)

Обмен данными между отдельными элементами компьютера осуществляется через системную шину (магистраль).

Шина - это кабель, состоящий из множества проводников. Обычно шина управляется специальной программой - драйвером.

Внешние устройства (клавиатура, монитор, дисководы, мышь и др.) подсоединяются к системной шине через адаптеры и контроллеры, которые обеспечивают функционирование этих устройств.

Устройства внешней памяти называются накопителями. Они предназначены для длительного сохранения информации. (К ним относятся накопители на жестких, гибких и оптических дисках, флеш-память и др. Накопитель на жестких магнитных дисках (НЖМД, HDD - Hard Disk Drive, он же «винчестер») - основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ практически всех современных компьютеров. Одна из основных характеристик жесткого диска - емкость (количество данных, которые могут храниться накопителем; для современных устройств достигает нескольких терабайт). Гибкие магнитные диски были вытеснены компакт-дисками (оптическими дисками) и DVD, а затем - флеш-памятью (твердотельными носителями данных), которые имеют значительно большую емкость и надежность. В настоящее время существуют не только внутренние, но и внешние дисководы, имеющие удобное подключение к настольному ПК, ноутбуку, нет буку.)

Звуковая карта (звуковая плата) - это плата, которая позволяет работать на компьютере со звуком.

Видео карта (графическая плата, видеоадаптер) - устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.

Устройства ввода информации

Клавиатура - клавишное устройство для управления работой компьютера и ввода в него информации. (Сегодня существует огромное количество различных клавиатур: мультимедийные и веб-клавиатуры, эргономичные и игровые, беспроводные и гибкие, виртуальные лазерные и др. По методу подключения к системному блоку различают проводные (все чаще подключаемые с помощью USB) и беспроводные клавиатуры.)

Мышь - устройство управления манипуляторного типа. По сути, это датчик координат, определяющих положение указателя на экране. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора. Комбинация монитора и мыши обеспечивает наиболее современный тип интерфейса пользователя - графический. С помощью мыши пользователь изменяет свойства графических объектов и приводит в действие элементы управления компьютером.

Трекбол - встроенный в клавиатуру или мышь шарик, вращение которого вызывает перемещение курсора (по сути, это «перевернутая» шариковая мышь).

Сенсорная панель (тачпад) - сенсорная пластина, реагирующая на движение пальца пользователя по поверхности. Удар пальцем по поверхности тачпада воспринимается как нажатие кнопки.

Трекпойнт - специальная гибкая клавиша на клавиатуре, прогиб которой в нужном направлении перемещает курсор на экране дисплея.

Графический планшет - используется для рисования, а также для ввода рукописного текста с помощью специальной ручки.

Джойстик - рукоять с кнопкой. При вращении рукояти перемещается курсор на экране.

Сканер - устройстводляпереносапечатноготекстаиграфическихизображений (схем, рисунков, графиков, фотографий и др.) с бумаги в компьютер.

Считывающая головка неравномерно движется над изображением, а специальное устройство преобразует его в цифровые коды.

Цифровая фотокамера - устройство для ввода фотоснимков в память компьютера.

Звуковая карта и микрофон - устройство для ввода звуковой информации.

Устройства вывода информации

Монитор (дисплей) компьютера предназначен для отображения информации, передаваемой в виде сигналов от видеоконтроллера (видеокарты).

(Основным компонентом мониторов обычно является матрица жидкокристаллических (ЖК) элементов, реже - электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Перспективными моделями считаются плазменные, проекционные и OLED-мониторы (в основе которых - органические светоизлучающие диоды).

Монитор подключается к компьютеру через устройство сопряжения видеоадаптер. Основные параметры мониторов:

  • Размер экрана - длина его диагонали; измеряется в дюймах (например, 15'', 17'', 19'', 21'');
  • Разрешение (разрешающая способность) - число пикселей**по вертикали и горизонтали. Чем больше разрешение, тем выше качество изображения. Для размера экрана 17'' ЖК-монитора оптимальным считается разрешение 1280х1024 пикселей;
  • Время отклика пикселей, или инерционность - измеряется в миллисекундах (лучшие мониторы имеют значение этого параметра около 2 мс);
  • Угол обзора - параметр, показывающий, на какой угол может отклониться взгляд человека без потери им видимости изображения на мониторе.

Принтер - устройство вывода информации на бумагу. Существует множество видов принтеров; чаще всего используют два вида:

  • Струйные - изображение формируется из капель чернил (тонера), которые выбрасывает печатающая головка принтера;
  • Лазерные - изображение создается лазерным лучом на светочувствительном барабане внутри принтера. Там, где луч подсвечивает поверхность барабана, возникает электрический заряд, который притягивает сухие частицы краски - тонера. Когда барабан касается бумаги, тонер переводится на нее, затем нагревается, плавится и фиксируется на бумаге.

Плоттер (графопостроитель) - устройство печати сложных графических изображений - чертежей, схем, графиков, карт, диаграмм;

Акустические колонки и наушники - устройство для прослушивания звука.

Физкультминутка

- Предлагаю немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, и повторяйте за мной:

Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем.
А потом - наоборот:
Будет вправо поворот,
Раз - хлопок, два - хлопок,
Повернись ещё разок!
Раз, два, три, четыре,
Руки выше, плечи шире!
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись

Применение полученных знаний

Как вы думаете, что входит в минимальную конфигурацию компьютера, т.е. без каких устройств он не сможет работать? (Системный блок, монитор, клавиатура)

Задание 1: Сейчас каждый из вас подойдет к компьютеру и попробует узнать: Какая конфигурация у наших школьных компьютеров (Необходимо узнать: частоту процессора, объем оперативной памяти, скольки разрядная операционная система используется). Для этого выполните одно из действий по алгоритму. (раздаточный материал)

!!! Напоминаю, что за компьютером сидим правильно: спинки ровные, ноги стоят на полу , образуют угол в 90 градусов. Глазки расположены на расстоянии от монитора. Помним про технику безопасности.

Задание 2: Сейчас я вам раздам карточки с деталями системного блока и лист с таблицей, ваша задача - расположить детали в три колонки, самостоятельно дать название каждой детали. Затем мы с вами проверим, что получилось. (Раздаточный материал)

Демонстрация, деятельность по систематизации знаний

(наглядный материал: открытый системный блок)

Мы с вами познакомились с устройством компьютера в теории, предлагаю посмотреть изученное на практике. (Учитель по одной достает детали из системного блока, просит учащихся дать название, говорит особенности сборки деталей на материнской плате, предупреждает об опасности, которая может возникнуть при нарушении техники безопасности)

Подведение итогов и рефлексия

О чем сегодня шла речь на уроке?

Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?

Можно ли самостоятельно разбирать и собирать настольный компьютер?

А сейчас у вас на партах лежат сигнальные карточки красного и зеленого цвета, поднимите тот кружок, который соответствует вашему пониманию темы сегодняшнего урока:

  • ЗЕЛЕНЫЙ - если вам было интересно на уроке, все понятно;
  • КРАСНЫЙ - не понял.

Домашнее задание

Заполнить схему, с использование интернет-ресурсов, указав, что находится под каждой цифрой.

Кроссворд

Раздаточный материал

Презентация

Приложение