Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того что бы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что, в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
Любая работа требует развития определённых навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста - это навык самообразования. Особенно это важно для педагога - как утверждал К.Д.Ушинский, учитель живёт до тех пор, пока учиться.
Для меня, как для учителя русского языка, план профессионально-личностного развития как педагога нацелен на получение мною таких знаний, которые бы способствовали расширению образованности в своём предмете, повышению эффективности обучения предмету, способствовали бы выработке новых педагогических приемов и методик, развитию творческого потенциала в профессиональной деятельности. Создавая модель программы профессионально-личностного саморазвития, я исходила из того, что сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Занимаясь самообразованием согласно личному плану саморазвития, мною достигнуты значительные результаты в работе, доказывающие то, что у моих учеников формируется новая система, знаний, умений и навыков.
Мотивы, побуждающие меня к самообразованию
Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, что бы мой образ формировался у них как образ «несовременного человека».
Конкуренция. Возможность быть востребованной на работе. Не секрет, что многие родители, приводят ребёнка в школу, просятся в класс конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
Общественное мнение, мне не безразлично, считать меня «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличение нагрузки в школе.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики
Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать? Интерес - это то, что задаст тонус всей самообразовательной деятельности.
Остановлюсь на тех видах деятельности в процессе самообразования, которые способствовали моему профессиональному росту как учителя.
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии
- педагогических технологий;
- решение упражнений, тестов и других заданий по своему предмету;
- посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- организация кружковой и внеклассной деятельности;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- общение с коллегами в школе, районе, в Интернете;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
В целях распространения педагогического опыта помещаю свои разработки на сайтах в Интернете.
- Интернет - универсальный источник педагогической, методической и научной информации.
- Интернет позволяет обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире
- Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе.
Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий, становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
Процесс самообразования требует от педагога постоянно:
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;
- Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом;
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Каждая деятельность бессмысленна, если нет каких-либо достижений.
Ежедневная, кропотливая, методичная работа непременно приведет к желаемым результатам.
Каковы могут быть результаты самообразования педагога:
- повышение качества работы;
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- разработка и проведение открытых мероприятий по собственным, новаторским технологиям;
Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки, и тех которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.
Следует помнить что, Образование должно быть непрерывным. На сегодняшний день существует около трех десятков терминов, относящихся к понятию "непрерывное образование". В Великобритании пользуются термином "продолжающееся образование", в США употребляют термин "образование через всю жизнь", в Швеции - "возобновляющееся образование". Используются и другие термины: перманентное образование, дальнейшее обучение, образование взрослых, последипломное образование и др.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры
Не менее важное место в самообразовании учителя занимает его личная аттестация. С каждым годом всё жёстче требования к аттестуемому. Поэтому всё большее количество учителей старается усовершенствовать методику ведения уроков, применять инновационные педагогические технологии. Учёба - это труд, и труд не лёгкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом. И сколько учитель не работает в школе, перед ним всегда стоит проблема: где найти такие формы работы с детьми, которые вызывали бы у них интерес к учёбе и заставляли мыслить: конкретизировать, сравнивать, анализировать, обобщать.
Можно сказать, что в настоящее время стремление к образованию проявляется до такой степени, как не проявлялось ещё ни в какие времена, и с каждым годом оно возрастает. Сама жизнь побуждает каждого человека вооружать себя знанием и пониманием. Закончить мне хотелось бы словами Ч.Дарвина: «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».
Желаю всем успешного саморазвития и благодарю за внимание.