Внедрение современных технологий в образовательный процесс на уроках математики

Разделы: Математика


Цель:

  • достижение более высокого уровня профессиональной компетентности
  • создать условия в соответствии с ФГОС для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.

Задачи:

  • Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий
  • Повысить качество проведения учебных занятий по внедрению новых технологий
  • Повысить мотивацию и качество знаний учащихся
  • изучить нормативные документы, литературу по теме самообразования;
  • обеспечить внедрение современных инновационных технологий в соответствии с ФГОС;
  • совершенсивововать виды и формы диагностики и контроля в рамках темы по самообразованию
  • разработать учебные, методические и дидактические материалы в рамках темы по самообразованию
  • создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математики
  • создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.

Перечень вопросов по самообразованию

  1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
  2. Работать созданием коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
  3. Распространение педагогического опыта на муниципальном региональном уровне.
  4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
  5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
  6. Планомерное систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса - во всех классах.
  7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
  8. В каждом классе, где преподаю математику, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение мотивации и качества знаний на уроках химии и биологии
  2. Апробация новых видов и форм диагностики
  3. Увеличение числа участников НОУ
  4. Повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки
реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей математики

2020-2024

регулярно

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

регулярно

Методические

1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по математике
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения математике
3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей естественно-математического цикла
4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
5. Выступать с докладами по теме самообразования.
6. Подготовка выступлений: подбор материала, составление презентации.

регулярно

регулярно

регулярно

Информационно-технологические технологии

1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по математике, педагогике, психологии
3. Общение с педагогами на различных сайтах

регулярно

2020-2024

2020-2024

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

регулярно

Основные этапы работы по самообразованию

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
Обзор в интернете информации.

март
2020 -
март
2024

Школьные и районные МО
Изучение литературы
Папка разработок уроков

Прогностический

1. Определение целей и задач темы.
2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3. Прогнозирование результатов.

май
2020-
декабрь
2021

1.Таблица плана
2. Выступление на заседании школьного МО учителей.

Практический

1. Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3. Работа над темой: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики»
4. Корректировка работы.

март
2021-
март
2022

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«Виды современных технологий в образовательном процессе».
2.Открытые уроки на муниципальном уровне.
3.Участие в олимпиадах, конкурсах.

1. Работа над темой: «Технология учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся»
2. Участвовать в международных конкурсах «Инфоурок» и т.п.
3. Выступление на ШМО

Март 2022 - март 2023

Февраль
2023

Папка разработок уроков с приложением электронного варианта.

Таблица с ответами учащихся

Обобщающий

1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов работы.
3. Выступление на ШМО

2023-2024

1.Выступление на заседании районного МО учителей 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
3.Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2021-2023

1.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
2. Участие в конкурсах

Реализация плана самообразования

Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) - являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.

Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно:

  • диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
  • создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
  • выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

В современном мире наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно-коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс-технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии.
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

  • Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
  • Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как: информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
    • самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
    • частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
    • использование тренинговых (тренировочных) программ;
    • использование диагностических и контролирующих материалов;
    • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
    • использование компьютера для вычислений, построения графиков;
    • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
    • использование игровых и занимательных программ;
    • использование информационно-справочных программ.

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа-технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Технология критического мышления

Критическое мышление - это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

Вызов

Осмысление содержания

Рефлексия

Мотивационная
(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная
(получение новой информации по теме)
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации)
Информационная
(вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Систематизационная
(классификация полученной информации по категориям знания)
Информационная
(приобретение нового знания)

Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Мотивационная
(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Основные методические приемы развития критического мышления:

  • Прием «Кластер»,
  • таблица,
  • учебно-мозговой штурм,
  • интеллектуальная разминка,

Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:

  • изучения нового материала и первичного закрепления;
  • комбинированных;

В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:

  • подготовительный этап;
  • этап создания проблемной ситуации;
  • осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
  • выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
  • доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
  • закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях

Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

  • Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
  • Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
  • Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность
  • активизируется мыслительная деятельность
  • самопроизвольно запоминаются сведения
  • формируется ассоциативное запоминание
  • усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме

  1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. - М.: 2004
  3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. М., 2002.
  6. Галеева Н.Л. Технология ИСУД как средство управления качеством обучения в системе «учитель-ученик». Формирование методологической культуры учителя как средство повышения качества образования. Серия «Библиотечка руководителя» / под ред. Минько Н.Г. - 2005. М., ЮОУО.
  7. Нечаев М.П., Галеева Н.Л. Современный кабинет математики. Серия «Школьный кабинет». 1-е изд. - 2006; 2-е изд. - 2007. М.: «5 за знания». -
  8. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика. Серия «Методическая библиотека». М.: «5 за знания», 2006.
  9. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

  1. Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики разработки учащимися примерных тем проектов, исследовательских работ
  2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1-2 раза в год.
  3. Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
    1. Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
    2. Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
    3. Творческое сотрудничество с учителями-предметниками.
  4. Участие в системе школьной методической работы:
  5. Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  6. Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  7. Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  8. Участие в заседаниях ШМО естественно - математического цикла, педагогических советах.
  9. Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей математики, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета
  10. Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования

  • Повысить качество преподавания предмета
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте. Обобщить опыт по исследуемой теме.