Цель:
- достижение более высокого уровня профессиональной компетентности
- создать условия в соответствии с ФГОС для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного и интеллектуального потенциала, для развития самостоятельности и активности, требующих мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающих волю к победе и преодолению трудностей.
Задачи:
- Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий
- Повысить качество проведения учебных занятий по внедрению новых технологий
- Повысить мотивацию и качество знаний учащихся
- изучить нормативные документы, литературу по теме самообразования;
- обеспечить внедрение современных инновационных технологий в соответствии с ФГОС;
- совершенсивововать виды и формы диагностики и контроля в рамках темы по самообразованию
- разработать учебные, методические и дидактические материалы в рамках темы по самообразованию
- создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения математики
- создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного развития детей.
Перечень вопросов по самообразованию
- Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
- Работать созданием коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
- Распространение педагогического опыта на муниципальном региональном уровне.
- Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
- Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
- Планомерное систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса - во всех классах.
- Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
- В каждом классе, где преподаю математику, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации и качества знаний на уроках химии и биологии
- Апробация новых видов и форм диагностики
- Увеличение числа участников НОУ
- Повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий
Направления самообразования:
Основные направления
|
Действия и мероприятия |
Сроки
|
Профессиональное |
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
|
2020-2024 регулярно |
Психолого-педагогические |
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
регулярно |
Методические |
1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по математике
|
регулярно регулярно регулярно |
Информационно-технологические технологии |
1. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
|
регулярно 2020-2024 2020-2024 |
Охрана здоровья |
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
|
регулярно регулярно |
Основные этапы работы по самообразованию
Этапы
|
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.
|
март
|
Школьные и районные МО
|
Прогностический |
1. Определение целей и задач темы.
|
май
|
1.Таблица плана
|
Практический |
1. Внедрение опыта работы.
|
март
|
1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
|
|
1. Работа над темой: «Технология учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся»
|
Март 2022 - март 2023
Февраль
|
Папка разработок уроков с приложением электронного варианта. Таблица с ответами учащихся |
Обобщающий |
1. Подведение итогов.
|
2023-2024 |
1.Выступление на заседании районного МО учителей 2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.
|
Внедренческий |
Распространение опыта работы. |
2021-2023 |
1.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте
|
Реализация плана самообразования
Реализовать целенаправленную встречу ученика и учебных форм работы в пространстве учебного успеха учащихся, мне позволяет технология индивидуального стиля учебной деятельности (ИСУД) - являющаяся дидактическим ресурсом личностно-ориентированного обучения.
Чтобы эффективно использовать технологию «ИСУД» необходимо и достаточно:
- диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика;
- создать картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по уровню параметров учебного успеха ученика;
- выбирать для каждого ученика индивидуальные формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.
В современном мире наиболее актуальными становятся технологии:
- Информационно-коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс-технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
- Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
- Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как: информационные технологии, на мой взгляд, могут быть использованы на различных этапах урока математики:
- самостоятельное обучение с отсутствием или отрицанием деятельности учителя;
- частичная замена (фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала);
- использование тренинговых (тренировочных) программ;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
- использование компьютера для вычислений, построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ;
- использование информационно-справочных программ.
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя "по кирпичикам" новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа-технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Технология критического мышления
Критическое мышление - это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
Вызов |
Осмысление содержания |
Рефлексия |
Мотивационная
(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) |
Информационная
(получение новой информации по теме) |
Коммуникационная
(обмен мнениями о новой информации) |
Информационная
(вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) |
Систематизационная
(классификация полученной информации по категориям знания) |
Информационная
(приобретение нового знания) |
Коммуникационная
|
|
Мотивационная
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Основные методические приемы развития критического мышления:
- Прием «Кластер»,
- таблица,
- учебно-мозговой штурм,
- интеллектуальная разминка,
Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках:
- изучения нового материала и первичного закрепления;
- комбинированных;
В общем виде структура проблемного урока выглядит следующим образом:
- подготовительный этап;
- этап создания проблемной ситуации;
- осознание учащимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;
- выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;
- доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;
- закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях
Игровые технологии
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Какие задачи решает использование такой формы обучения:
- Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.
- Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.
- Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Обучение в игре позволяет научить: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
- стимулируется познавательная деятельность
- активизируется мыслительная деятельность
- самопроизвольно запоминаются сведения
- формируется ассоциативное запоминание
- усиливается мотивация к изучению предмета
Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме
- Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 2005.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. - М.: 2004
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. М., 2002.
- Галеева Н.Л. Технология ИСУД как средство управления качеством обучения в системе «учитель-ученик». Формирование методологической культуры учителя как средство повышения качества образования. Серия «Библиотечка руководителя» / под ред. Минько Н.Г. - 2005. М., ЮОУО.
- Нечаев М.П., Галеева Н.Л. Современный кабинет математики. Серия «Школьный кабинет». 1-е изд. - 2006; 2-е изд. - 2007. М.: «5 за знания». -
- Галеева Н.Л. Сам себе учитель: курс практических занятий по формированию успешности ученика. Серия «Методическая библиотека». М.: «5 за знания», 2006.
- Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.
Учебная исследовательская работа:
- Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках математики разработки учащимися примерных тем проектов, исследовательских работ
- Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) - проводить диагностику 1-2 раза в год.
- Изучение опыта учителей - новаторов, методистов, передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
- Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
- Творческое сотрудничество с учителями-предметниками.
- Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
- Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
- Участие в заседаниях ШМО естественно - математического цикла, педагогических советах.
- Практические выходы (доклады, рефераты) - на районной секции учителей математики, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета
- Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета
- Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
- Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
- создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте. Обобщить опыт по исследуемой теме.