Законы сложных целых чисел

Разделы: Математика


Цель урока: формирование навыка применения законов сложения целых чисел.

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с законами сложения целых чисел;
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить полученные знания;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;
  • тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал для лабораторно-практической работы, листы самооценки.

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Образовательно-воспитательные задачи урока направлены на развитие творческой активности, навыков логического мышления;
развивать навыки работы в группах и выдвижение новых идей;
Дидактические задачи выполнены в полной мере.

Содержание урока

Содержание урока соответствует содержанию программы и учебника.
В общей системе уроков по разделу данный урок представляет урок - изучения новых знаний и способов действия. В структуре урока можно проследить такие этапы, как: мотивация, актуализация, целеполагание, изучение нового, организация закрепления, анализ, рефлексия.

Методы обучения

Решению триединой образовательной цели соответствуют приемы обучения и учения .

Формы обучения

Индивидуальная форма обучения, фронтальная форма обучения, групповая форма обучения.

Результативность урока

Высокая работоспособность на уроке обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы. Полученными детьми знания использовались на этапах коллективной и самостоятельной работы учащихся

Практическая направленность урока

На уроке были созданы учебно-материальные, морально-психологические, эстетические и временные групповые условия. Они благоприятствовали успешной работе

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Учащиеся были вовлечены в совершение основных мыслительных операций (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль, самооценка). Коллективно преодолевали посильные трудности, работали самостоятельно.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные действия на разных этапах урока прослеживаются в достаточной мере.

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ и наглядных пособий на уроке, способствовало более осмысленному пониманию проблем урока и сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе учащиеся самостоятельно делали выводы и оценивали свою работу. Переход от одного этапа к другому был плавным.

Педагогический стиль

Темп урока был средний. Соблюдались нормы педагогической этики.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Использованы педагогические технологии: информационные, технологии сотрудничества. Умение работать в группах: прислушиваться, желание не подвести свою команду, прийти на помощь - всё это и многое другое создавали хорошую психологическую атмосферу для работы и общения по делу.

Применение здоровьесберегающих технологий

Учитывались санитарно-гигиенические требования. Соблюдалась правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно была проведена физкультминутка (параллельное использование средств ИКТ и показ упражнений ученицей)

Технологическая карта

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

0. Подготовительный этап

Следит за деятельностью детей и беседует с теми, у кого грустные смайлики.

Дети развешивают смайлики на радугу настроений, соответствующие их настроению. Если хорошее, то веселый смайлик, если плохое - то грустный.

I. Организационный этап

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку, как математика?
Урок сегодня мы проведем под девизом: «Говори, что знаешь. Делай, что можешь. Быть чему быть.»
Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки. Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников по критериям, которые указаны в листе самооценки.

Высказывания детей.
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

2. Актуализация знаний

Вычислите (Слайд1)

Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы. (Слайд 2)

А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами.

Что за записи вы видите на слайде(слайд3);

Для чего нужны законы сложения чисел.?

Даны числа: -15; -3; -17; -25

-8; -16; 26; 28 (слайд 4)
а) назовите модуль каждого числа;
б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;
в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше;
г) найдите сумму чисел в каждом ряду;
д) назовите удобный порядок сложения целых чисел.

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно. (слайд 5)
Откройте тетради и запишите тему урока «Законы сложения целых чисел.»
Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?
Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем-то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока - 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока - 1 балл, если нет - 0 баллов.

Вычисляют, применяя законы сложения.
Положительные, отрицательные, ноль;
дробные, целые.
Сравнивать, находить модуль, складывать

Законы сложения (переместительный, сочетательный)

Отвечают на вопросы.

Складывают целые числа, проговаривают правило

формулируют тему.
Познакомимся с законами сложения целых чисел, научимся складывать целые числа, применяя законы сложения.
Записывают тему урока.
Оценивают себя и одного одноклассника.

3. Планирование действий по достижению цели

Фронтальная работа

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща? Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым вам захотелось бы поработать над решением проблемы? Как достичь цели, что для этого будем делать?
Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки.

Сообща.
Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…
Можно найти в учебнике, в интернете,…
Оценивают себя и одного одноклассника.

4. Изучение нового материала

Молодцы. Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя законы сложения целых чисел.
Выполните лабораторно-практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать законы сложения целых чисел.
Проверьте себя по учебнику на стр.53. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после законов сложения целых чисел ).
Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.

Выполняют лабораторно-практическую работу в парах, делают выводы.
Работают в четверках, сравнивают формулировки, решают примеры товарищей, оценивают.

5. Первичное осмысление и закрепление знаний

Давайте вернемся к примерам №260.
Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать? Поработайте в четверках, рассмотрите по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.
(Слайд 6)
№261(абв).
Не забывайте про самооценку.

проговаривают правило, решают пример.
ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, который выступает у доски.
Выставляют баллы.

6. Закрепление полученных знаний

1) Работа по учебнику: выполнить №262 у доски и в тетрадях.

2) Обучающая самостоятельная работа. С последующей самопроверкой (индивидуальная работа тест 13) 1 вариант - А; 2 вариант - Б

Самопроверка в парах. (слайд 7)

Учащиеся по порядку выходят к доске, решают примеры, проговаривая правило.
Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

7. «Творческое применение знаний»

Работа в группах. (слайд 8)

Найдите значение выражения:

- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1⅖

1+(-2)+3+(-4)+…………+9+(-10)

Решите уравнения:
-8+х=0;
-8+х=-10;
-8+х=-8;
-8+х=-3.

Выполняют задание в группах.
Проводят самооценку.

8. Домашнее задание. (Слайд 9)

Вы можете записать домашнее задание на выбор: решить не менее двух номеров:
П.2.5 выучить правила.
№261(где), 263(бвг), 264. и по желанию найти в интернете информацию, когда и кем были придуманы законы сложения.
Оцените выбор домашней работы: 4 балла - выбрали все; 3 балла - выбрали 3 задания из 4; 2 балла - выбрали 2 номера.

Выбирают и записывают домашнюю работу.
Оценивают свой выбор домашней работы.

9. Рефлексия

В течение всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените, пожалуйста, своего одноклассника словесно. Послушаем, как вы оценили, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.
Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?
Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, прикрепите своего улыбающегося смайлика на дереве познания. Если остались непонятными какие-то моменты - грустного смайлика.

Самооценка. Оценивание одноклассника.
Показывают с помощью сигнальных карт (смайлики) степень усвоения материала .