Игровой метод в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: игровые методы


Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно-познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся.

А.С.Выготский и А.Н.Леонтьев выделяют три основных вида человеческой деятельности: трудовую, игровую и учебную. Все эти виды тесно взаимосвязаны между собой. По мнению многих психологов, назначение игры заключается в развитии и самореализации учащихся. Поэтому игры очень прочно и активно вошли в дидактику. Игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным её инструментом практически во всех сферах общественной жизни. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

  • развлекательную (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную (освоение диалектики общения);
  • диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры);
  • игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельностей);
  • самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);
  • социализации (включение в систему общественных отношений);
  • эстетическая (наслаждение, которое испытывается от игры).

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • В качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы;
  • Как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;
  • В качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
  • Возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

  • игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;
  • обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящий характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 90% информации;
  • игра-свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для её участников;
  • игра имеет определённый результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;
  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит только от игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;
  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностное значение;
  • состязательность-притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры, создаёт комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;
  • в игре есть некое таинство-неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает его на поиск ответа;
  • игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:

  • создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще.

По виду деятельности игры делятся на:

  • физические (двигательные);
  • интеллектуальные (умственные);
  • трудовые;
  • социальные;
  • психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

По характеру игровой методики игры можно разделить на:

  • предметные;
  • сюжетные;
  • ролевые;
  • деловые;
  • имитационные;
  • игры-драматизации.

Игры могут быть грамматические, лексические, фонетические, орфографические. Все они способствуют формированию речевых навыков.

Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создаёт возможность для перехода к активной речи учащихся. Применение игровых методов обучения помогут сделать скучную работу более интересной и привлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введение нового материала.

Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления.

Использование игры на уроке направлено на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучению говорения. Игра-универсальна, она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Тем не менее, игра не растворяется ни в одном из методов, а сохраняет свою самостоятельность и специфику, представляя собой их своеобразный синтез.

Говоря об обучении иностранному языку с применением игровой методики, достаточно интересно использовать в качестве игровой ситуации сказку. Игровой подход основан на использовании интуитивно-образного, метафорического мышления, где основной приём-это выдвижение аналогий: образных, личностных, символических, фантастических. Нужно уводить учеников в сказочную страну, чтобы изучение иностранного языка было не только полезным, но и увлекательным.

Необходимо определить задачи драматизации сказок по английскому языку:

  • тематику целесообразно связывать со страной изучаемого языка;
  • работа над сказкой должна базироваться на программном материале и подготовке, полученной учащимися на уроке.

Для этого необходимо:

  • активизировать уже изученный учениками словарный запас и грамматические формы во время конкурсных лексических, грамматических игр, загадок, кроссвордов и т.д.;
  • создавать дополнительную естественную практику для аудирования на английском языке;
  • быть доступной большинству участвующих и присутствующих для понимания;
  • дарить радость познания нового;
  • быть предельно массовой по участию школьников в подготовке и проведении мероприятия;
  • воспитывать интерес и уважение к ментальности, истории, искусству англоговорящих стран.

Сказка оказывает воздействие на эмоциональное состояние детей: снижает тревогу и негативные проявления, давая пищу для восприятия, сопереживания и общения с любимыми героями, для их собственного творчества. Используя сказки на уроках, ребята знакомятся с героями, традициями, находят общее с русскими сказками. В этом процессе важно использовать аутентичный материал. Например, с помощью сказки учитель может развивать практически все навыки и умения, научить предугадывать, рассказывать о её содержании.

Всё больший интерес вызывает использование ролевых игр на уроке для моделирования реальной ситуации общения. Используя ролевую игру, мы прививаем учащимся определённые нормы отношений, существующих среди взрослых людей (путём введения определённых разговорных клеше, устойчивых выражений, обращений и т.д.). Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через ролевую игру источником развития морали учащихся. И это очень важно.

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, стимулирует интерес к участию в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительнуюфункцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающуюфункцию.
В ролевых играх воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях, т.е. можно говорить овоспитательной функции ролевой игры.

Ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет в процессе обучения ориентирующую функцию.

Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростков, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

Технология игры состоит из следующих этапов:

  • этап подготовки (разработка сценария, составление плана проведения игры, общее проведение игры, характерные особенности действующих лиц);
  • этап объяснения (введение в игру, ориентация участников, определение режима работы, формулировка главной цели урока, обоснование постановки проблемы и выбора ситуации, работа с текстами, психологическая подготовка учащихся);
  • этап проведения (процесс игры);
  • этап анализа и обобщения (анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации).

Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. Ролевые игры легко вписываются в урок и доставляют учащимся неподдельное удовольствие.

Прием драматизации является ещё одним из эффективных средств обучения иностранному языку, так как он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию у учащихся навыков социального общения. Драматизация развивает навыки говорения и доставляет эстетическое наслаждение. Драматизация представляет собой форму совместной учебной деятельности. Межличностное взаимодействие происходит в результате совместных действий, в группах и парах. При этом реализуются основные функции общения:

  • прагматическая (взаимодействие в процессе совместной деятельности);
  • формирующая (развитие обучаемого и развитие его как личности);
  • подтверждения (познание и утверждение себя в своих собственных глазах);
  • организация и поддержание межличностных отношений (оценивание других людей и установление определённых эмоциональных отношений, которые могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • внутриличностная (диалог с самим собой).

В процессе обучения используются четыре основных типа драматизации: пантомима, импровизация, неформальная драматизация, формальная драматизация. Этот приём должен разумно сочетаться с другими традиционными и нетрадиционными формами и приёмами работы с учётом задач урока, особенностей учебной группы, содержания учебного материала. Элементы драматизации на уроке можно использовать при обучении и чтению, и аудированию. Выполнение роли определённого персонажа из художественной литературы, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение определённых операций с языком, в которых роль находит воплощение. В драматизированной игре не только увеличивается словарный запас учащихся, но изменяется их отношение друг к другу. Материал для драматизации должен соответствовать возрасту, развитию, интересам детей. Наиболее подходящим материалом для детей следует считать народные драматические игры, хороводные и другие песни с драматическим элементом, детские драматические игры, несложные драмы, темой которых являются различные деятельности человека; импровизация бытовых сценок, столь любимых детьми (игры в доктора, в торговлю и т.д.); наконец, свободное воспроизведение знакомых и любимых сказок (драматизация в узком смысле слова).

От этого материала можно постепенно переходить к инсценировкам сказок, народных песен, стихотворений, индивидуальной поэзии, и вообще подходящего повествовательного материала, свободное воспроизведение исторических и географических сюжетов, разыгрывание готовых детских пьесок, и, наконец, разыгрывание пьес, сочиненных самими детьми. Подобные уроки формируют самостоятельность мышления учащихся, положительное отношение к изучению иностранного языка. Уроки с использованием элементов драматизации способствуют созданию благоприятного климата в классе, помогают учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Такие уроки являются источником получения новой интеллектуальной и эстетической информации, что заметно обогащает личность учащихся. Поэтому важно, чтобы такие уроки стали для школьников приятным занятием.

Использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, так как каждый ученик в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. Ролевые игры и использование приёмов драматизации воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть «одной командой», постоянно помогая и поддерживая друг друга. Незнание определённой лексики или грамматики одним участником игры будет мешать успешному ходу данной игры, и от этого будут страдать все остальные её участники. Поэтому при грамотной организации уроков учителем ученики всегда будут готовиться особенно тщательно, не желая подводить своих товарищей.

Использование игр на различных ступенях обучения не только помогает в изучении иностранного языка, но и выполняет определённую роль в переходе учащегося на новую, более высокую ступень психического развития.

Литература

  1. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969. - 278 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1998. - 198 с.
  3. Гальскова Н.Д, Никитенко З.Н. Организация учебного процесса по иностранному языку в начальной школе//Иностранные языки в школе. - 1994. - №1. - С. 17-45.
  4. 4.Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение: Теория, практика и перспективы игрового общения. - М., 1992. - Ч.I. II. - 231 с.
  5. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Посвещение, 1991. - 223 с.
  6. Игры-обучение, тенинг, досуг…/ Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994. - 198 с.
  7. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
  8. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе. - №4, 1989.С. 14-16.
  9. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - Мн.: ТетраСистемс, 2003.-175 с.