Методика проведения сюжетно-ролевых игр

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка- это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Сюжетная игра может строиться как цепочка условных действий с предметами, как цепочка специфических ролевых взаимодействий, как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребёнка представлены все способы построения сюжетной игры, тем более разнообразные тематические содержания может он в неё включать, и тем больше у него свободы в самореализации.

Целью педагогических воздействий по отношению к игре должно быть формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию, реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых объединениях.

Первый принцип организации сюжетной игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.

Второй принцип организации сюжетной игры воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Комфортная жизнь ребёнка в условиях детского сада во многом зависит от того, сумеет ли он при желании развернуть совместную игру со сверстниками.

Третий принцип - начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам - взрослому или сверстнику. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.

Роль педагога должна ограничиваться лишь созданием условий для активизации игры детей. В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные составляющие: совместную игру воспитателя с детьми в процессе которой формируется новые игровые умения, и самостоятельную детскую игру, в которую воспитатель непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использовании детьми имеющихся в их арсенале игровых умений.

Исходя из выше сказанного определим:

Основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры

1. Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры

Начальный этап педагогического конструирования длительной игры наметки ее сюжета, определения игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

Приступая к разработке плана организации игровой деятельности учитывайте интересы детей, уровень развития игровых действий, способности развивать сюжет и др. Продумайте и опишите содержание игры. Спланируйте возможные направления развития сюжета. Определите игровые правила. Подготовьте все необходимые атрибуты для игры. Организуйте игровую среду. Создайте игровую ситуацию для возникновения игрового замысла детей. Организуйте ситуацию распределения ролей между детьми.

3. Ознакомление детей с планом игры совместная его доработка. План игры, который разрабатывает воспитатель, может предлагаться детям старшей и подготовительной группы. Воспитатель должен стремиться так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

4. Создание воображаемой ситуации. Это важнейшая основа начала сюжетно-ролевой игры. Педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества.

5. Распределение ролей. При распределение ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель стремиться удовлетворять игровые потребности детей, то есть каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

6. Начало игры. Вызвать у детей положительное восприятие длительной игры.

7. Сохранение игровой ситуации. Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса например : Можно организовать коллективные соревнования между небольшими группами играющего коллектива

8. Завершение игр. Педагог, разрабатывая план игры, должен наметить предлагаемую концовку, чтобы сохранить острое эмоциональное состояние и желание.

Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Так же надо отметить очень важен подбор художественной литературы, в которой есть диалоги действующих лиц с использованием профессиональной лексики.

Должна осуществляться разнообразная продуктивная деятельность (самостоятельная и совместная с воспитателем) по изготовлению атрибутов, игровых модулей, макетов по теме игры. Такая форма деятельности активизирует диалогическую речь, коммуникативные навыки развития творчества.

Сюжетно-ролевые игры длительные повремени игры. Поэтому при организации жизни детей в возрастных группах нужно учитывать:

  • проведение режимных моментов, прогулок и НОДов;
  • 2-я половина дня отводятся для игровой и тематически связанной с ней продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельности, чтение соответствующей художественной литературы;
  • образовательные задачи на всех этапах должны решаться в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе.

Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры

1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3.Выполняйте требования СанПин о режиме дня.

4.Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

5.Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.

7.Обагащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.

8.Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.

9.Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.

10.Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

11.Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».

12.В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво нескольких детей.1

13.Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре

Организация игры в 1-й младшей группе

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3-3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные игровые действия. Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне поставленной организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Задача педагога - сформировать у ребёнка к 3 годам умение развёртывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом - заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 действия в смысловую цепочку словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие начатое партнёром - взрослым, а затем сверстником.

Организация игры во 2-й младшей группе

Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером - сверстником. Задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Организация игры в средней группе

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения - залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения. Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:

1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;

2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности.

Организация игры в старшей и подготовительной группах

Для того чтобы действительно переводить детей на новую высокую ступень сюжетной игры надо хорошо представлять дальнейшую ее революцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра- фантазирование. Старшие дошкольники готовы к ее освоению. В сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение более новым сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров сверстников: обозначать для них, какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров; умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры.

Каким же образом можно сформировать эти сложные умения у детей? Оказывается, эффективным средством формирования является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения - «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового.

Вопросы к анализу игры:

  1. Начало игры: как был создан интерес к игре; соответствие выбранных приёмов возрасту детей, уровню развития игровых умений.
  2. Подготовка к игре: создаётся специально; дети действуют в воображаемой ситуации; создаётся по ходу игры. Соответствие подготовки возрастным особенностям детей.
  3. Какие воспитательные задачи решались в ходе игры?
  4. Помогали ли методы и приёмы руководства игрой развитию сюжета, игровых умений, формированию взаимоотношений детей?
  5. Были ли реализованы в ходе игры принципы гуманистической педагогики?
  6. Уровень развития игровых, отобразительных умений детей; умение использовать различные средства для воплощения образа героя (речь, мимика, жесты, элементы костюмов и т.д.).
  7. Увлечённость детей игрой, насколько был реализован индивидуальный подход к детям.
  8. Конец игры, её завершённость, к какой деятельности перешли дети после игры.
  9. Оценка воспитателем деятельности детей в игре, её соответствие возрасту, целям руководства, принципам личностно-ориентированного подхода.
  10. Предполагаемая последующая работа воспитателя над развитием игровой деятельности.
  11. Предположения, рекомендации:
  12. Критерии оценки:
  13. игра соответствует возрасту ребёнка;
  14. вовлечённость в игру (количество человек - участников игры);
  15. соблюдение алгоритма игры;
  16. эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;
  17. особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
  18. степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности

Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.

Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.

Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.

Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.

Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.

Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.

Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Возможные риски:

  1. Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.
  2. Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.
  3. Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Как избежать?

Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.

Развитие игровых умений у детей

Пример распределения роли и ролевых действий в сюжетно-ролевой игре «Путешествие на автобусе»

Водитель: ведёт машину, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их, помогает пассажирам, заправляет машину, моет машину.

Пассажир: покупает билет, выходит на остановке, общается с другими пассажирами, кондуктором.

Работник заправки: заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек.

Полицейский: регулирует движение, проверяет документы у водителя, делает замечания или помогает водителю, пассажиру.

Автослесарь: меняет колесо, устраняет неполадки.

Кондуктор: продает билеты, помогает пассажирам.

Пример возможные ролевые диалоги по поводу разворачивания сюжета в сюжетно-ролевой игре «Путешествие на автобусе»

При общении с водителем

- Полицейский с водителем: выясняет маршрут движения. Делает замечания по поводу скорости движения.

- Кондуктор с водителем: напоминает водителю об остановках, дает сигнал об остановках по требованию.

- Заправщик с водителем: спрашивает, сколько бензина необходимо залить, общаются по поводу оплаты.

- Пассажир с водителем: спрашивает у водителя том, на какой остановке выйти. Просит остановить автобус. Спрашивает о том, сколько стоит проезд, когда будет остановка.

При общении с заправщиком

- Заправщик с автослесарем: общаются по поводу поломки бензобака, количества бензина.

- Заправщик с пассажирами: советует пассажирам покинуть автобус во время заправки.

При общении с полицейским

- Полицейский с автослесарем: общаются по поводу других поломок. Выясняет, насколько сложная поломка.

- Полицейский с пассажирами: общаются по поводу правил дорожного движения, поведения в общественном транспорте.

- Полицейский с другим полицейским: общаются по рации по поводу ситуации на дороге.