Пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики: цели и пути достижения

Разделы: ОБЖ

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности, коллективная безопасность, безопасная среда


Сегодняшний мир - это череда возрастающего числа различных аварий, катастроф и стихийных бедствий, которые являются причинами высокой смертности, длительной утраты трудоспособности. Поэтому, на фоне этих событий все большее значение приобретают проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты жизни и здоровья человека. Игнорирование или невнимательное отношение к значимости вопросов безопасности в условиях увеличивающихся темпов жизни привело к тому, что ежегодно на дорогах мира гибнут тысячи человек. В 80% этих случаев причиной является элементарное несоблюдение правил дорожного движения пешеходами и водителями. Причиной возникновения пожаров в 9 случаях из 10 является неосторожное обращение с огнем. Проблемами мирового масштаба являются рост числа заболеваний СПИДом, ковидом, алкоголизмом, наркоманией. Причиной всего этого является пренебрежение правилами культуры безопасного поведения в обществе, семье, личной гигиены и здорового образа жизни.

Культурный человек - это такой человек, у которого знание эпических принципов моральных норм превратилось во внутреннее убеждение, вылилось в нравственное чувство. Он поступает так не потому, что так надо, а потому, что не может иначе. (И.В. Дубровина).

Бурное развитие современного общества предъявляет высокие требования к образованию. Возникла потребность не только в знаниях, умениях и навыках обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и в безопасной реализации любого вида деятельности, понимания целей и последствий своих действий для окружающей природной среды и общества.

Согласно Закону ДНР «Об образовании» (Статья 38. Охрана здоровья обучающихся) «Охрана здоровья обучающихся включает:

  • профилактику и запрещение: курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
  • обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательного учреждения несут должностные лица образовательного учреждения в соответствии с законодательством ДНР и Уставом данного образовательного учреждения.

Главная идея концепции безопасной среды может быть сформулирована следующим образом: безопасность и охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить или уменьшить риск возможных неблагоприятных происшествий в учебно-воспитательном процессе. Поэтому осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер.

Формирование культуры БЖД студентов СПО представляет собой сложный и длительный педагогический процесс, детерминируемый социально - общественной необходимостью. Это значит, что важнейшей целью образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности является формирование у будущих специалистов сознания и мышления, основанного на всеобъемлющем понимании главного принципа - это безусловности первостепенности безопасности при решении любых профессиональных и личностных задач. В работах исследователей Ю.Л.Воробьева, Л.Н.Гориной, Н.А.Лызь, И.Н.Немковой - культура безопасности жизнедеятельности рассматривается как процесс подготовки к безопасной деятельности через ее формирование; Г.А.Калачева, В.Н.Мошкина - через воспитание; А.В.Буданова - через обучение.

Никакие дорогостоящие технические суперсистемы безопасности и охраны не гарантируют снижения в образовательном учреждении травматизма и смертности, если в голове у каждого не будет качественных знаний о мерах собственной безопасности, помощи и самопомощи - C.B.Петров.

Основной задачей образования и воспитания в области безопасности для студентов учреждений среднего образования является развитие способностей принятия грамотных (с точки зрения безопасности) решений при управлении производством, учебным процессом, организации деятельности коллектива, формирование профессионально значимых (с данных позиций) характеристик.

Основными составляющими процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов являются:

  • развитие мотивации безопасной жизнедеятельности;
  • воспитание личности безопасного типа;
  • обучение знаниям, умениям и навыкам в области безопасности жизнедеятельности;
  • морально-психологическая подготовка;
  • пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности;
  • информационное воздействие с использованием технических средств массовой информации, информационно-коммуникационных технологий.

Важным условием процесса формирования культуры безопасности жизнедеятельности в процессе изучения дисциплины БЖД, ОБЖ является педагогическая деятельность преподавателя, которая должна носить творческий, инновационный характер.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в общеобразовательном учреждении наиболее эффективно будет осуществляться в процессе личностно-ориентированного обучения по курсу ОБЖ, включающего в себя проектирование личностно-ориентированного содержания, применение личностно-ориентированных технологий и личностно-ориентированное педагогическое взаимодействие.

С целью реализации мер по достижению безопасной среды в учебных организациях СПО необходимо осуществлять пропаганду культуры безопасности на различных уровнях, всесторонними методами и на постоянной основе.

Обязательной оставляющей профилактики травматизма, профзаболеваний, правонарушений является пропаганда культуры безопасности всеми работниками образовательного учреждения, а не только инженером по охране труда и преподавателями безопасности жизнедеятельности.

Формами пропаганды культуры безопасности являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, фестивали, соревнования, игры КВН, экскурсии, выставки и т.п.

Методы пропаганды культуры безопасности (способы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов, лекции, беседы, консультации, личный пример старших.

Средствами пропаганды культуры безопасности служат СМИ, печатная продукция, инструкции, информационные листовки об авариях, несчастных случаях, о новых нормах, книги, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки безопасности.

Практическая реализация пропаганды культуры безопасности жизнедеятельности в ГБПОУ «Макеевский политехнический колледж» осуществляется на занятиях биологии, химии, физики, электротехники и других дисциплинах, предполагающих лабораторные работы с применением оборудования и материалов, где проводится обязательный инструктаж по ТБ и БЖД, ведется журнал инструктажей. А для того, чтобы студенты научились мыслить и действовать безопасно - на занятиях применяются интерактивные технологии, а именно - ситуационные задания и кейс-задания, позволяющие осуществить метапредметную связь нескольких дисциплин и БЖД.

Хорошее здоровье - это главное богатство для каждого человека. Только здоровый человек с хорошим здоровьем, с высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно реализовывать профессиональную и бытовую деятельность в современных условиях, отсюда - валеологический компонент культуры безопасности жизнедеятельности - как базовый механизм сохранения и укрепления здоровья человека в условиях его жизнедеятельности, осуществляемой при значительных негативных вызовах окружающей среды.

Например, на занятиях биологии, при изучении раздела Структурные и функциональные основы жизни, Тема 1. Молекулярные основы жизни, целесообразно уделить внимание рациональному питанию. Для решения этого вопроса можно использовать один из популярных методов - кейс-технологию. Небольшие кейсы (ситуационные задачи) позволят за непродолжительное время активизировать студентов и внести в занятие свежую струю творческой работы.

Пример кейс-задания.

Ситуационная задача №1

В составе колбасных изделий «Сардельки говяжьи» содержится модифицированный кукурузный крахмал, поваренная соль, стабилизатор окраски Е 250, усилитель вкуса глутамат натрия, антиокислитель изоаскорбат натрия, стабилизатор полифосфат.

Задание:

  1. Дайте развернутое обоснование каждому ингредиенту (с какой целью применяется), укажите классификационные номера вежеств, входящих в состав изделия.
  2. Какой уровень безопасности присвоен каждому продукту.
  3. Глоссарий прилагается.

Время выполнения задания - 15 минут.

Ситуационная задача №2

Мария Ивановна, женщина 70 лет. Работает техническим сотрудником в колледже. Страдает ожирением - при массе тела 120 кг, ее рост - 165 см. Мария Ивановна - сладкоежка и любит покушать на ночь колбасные бутерброды хлебом Двигательная активность слабая. Проживает в одноэтажном доме, колледж располагается рядом с домом. После работы Мария Ивановна идет в магазин, и весь день смотрит сериалы по телевизору, лежа на диване. Мария Ивановна -одинокий человек. Дети разъехались, ухаживать не за кем. Работа, еда и телевизор - это вся её жизнь. Больной себя не считает.

Инструкция:

  1. Выявите факторы риска для здоровья, имеющиеся у Марии Ивановны. Обоснуйте свой ответ.
  2. Для ответа на задание используйте глоссарий и таблицы со справочной информацией.

Время выполнения задания - 15 минут.

Данный метод предполагает творческий подход и креативность со стороны студентов, т.к. здесь важен не только конечный результат, но и сам процесс получения знаний. Разбирая кейс, обучающиеся фактически получают на руки готовое решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение в «багаже» обучающихся проанализированных кейсов, увеличивает вероятность использования готовой схемы решений в сложившейся ситуации, формирует навыки решения более серьезных практических проблем. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении обучающихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех членов группы в процесс анализа кейса.

При применении кейс-метода преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», не эмоциональностью изложения материала. Преподавателю остается только тонко «намекнуть» на то, что забота о своем здоровье - это тоже безопасная жизнедеятельность.

Критерием сформированного деятельностного компонента будут умения и навыки, применения способов защиты от опасностей в современных условиях, стремление к творческой самореализации в собственной деятельности, способность прогнозирования и создание механизмов защиты, предполагающих минимальную вероятность появления возможных опасностей.

Можно сделать вывод, что эффективность формирования культуры безопасности жизнедеятельности достигается комплексными действиями. При этом интерактивные педагогические технологии помогают осуществлять формирование культуры жизнедеятельности, дополнять любое занятие элементами активной деятельности студентов.

Список использованных источников

  1. Кайгородов П.И. Концептуальные основы интегративного курса «Основы культуры безопасной жизнедеятельности» Электронный журнал «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» Выпуск 1, 2002.Раздел 11 Педагогика, дидактика, лингвокультурология.
  2. Мошкин В.Н., Калачев Г.А. Модель процесса воспитания культуры безопасности студентов // Педагогический университетский вестник Алтая: научно-педагогический журнал БГПУ. Электронный журнал зарегистрирован в научно-техническом центре «Информрегистр», № 0229905552. Барнаул, 2006. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/, свободный.
  3. Цаликов Р.И. Культура безопасности жизнедеятельности системообразующий фактор снижения рисков ЧС. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» № 4, 2008.
  4. Ярош Н.И., Корчагина У.П. Культура безопасности жизнедеятельности. Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». СевКавГТУ, 2006.
  5. Дронов А.А. Аксиома безопасности жизнедеятельности и креативность /А.А.Дронов // материалы V международной научно-практической конференции «Образование-XXI век: формирование социально активной личности - основа развития гражданского общества». - Воронеж, 2005. - с.212-215.