Нравственное воспитание дошкольников в условиях художественно-эстетического комплекса

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям общечеловеческие ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный поток информации, который скорее способствует размыванию моральных требований и образцов поведения. Поэтому проблема нравственного воспитания приобретает особую актуальность и значимость.

Художественно-эстетический комплекс нашего детского сада - благодатное поле для работы по этому направлению, где педагоги, грамотные и инициативные, свободны в выборе материала, форм и методов работы. На начальном этапе в этот комплекс входили различные кружки: «Мастерок», «Оранжерея», «Ладушки», «Топотушки», «У Лукоморья» и др.

Деятельность кружков в короткий срок обозначила необходимость и целесообразность создания творческого объединения детей, педагогов и родителей, где ребенок учится строить свои взаимоотношения с другими людьми, у него формируется система социальных установок и ценностей, от которых в дальнейшем будет зависеть его поведение и поступки. В итоге, стало ясно, что таким объединением должен стать театр музыкальной сказки, работающий ради полноценного развития личности ребенка. Ведь в сказке заключаются большие потенциальные возможности нравственного воздействия. Они дают эталонные представления о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо». Таким образом, произошло органичное слияние трех кружков «Ладушки», «Топотушки» и «У Лукоморья» в одну большую музыкально-театральную студию «Синтез искусств», цель которой формирование базиса личностной культуры дошкольников через развитие творческих способностей в условиях художественно-эстетического комплекса.

Работа кружка «Ладушки» под руководством Татьяны Владимировны Чучкаловой направлена на своевременное систематическое развитие певческих и творческих способностей детей, которое базируется на современных технологиях музыкально-творческого воспитания. Специально подобранный репертуар способствует формированию у детей любви к Родине, к природе, к семье. В основе деятельности кружка «Топотушки» - руководитель Аида Асхадовна Яблокова, лежит восприятие музыки и умение мимикой, жестами и пантомимикой передавать многообразие настроений, образов, воспитание морально-волевых качеств. Цель работы художественно-речевого кружка «У Лукоморья», которым на протяжении многих лет руководит воспитатель Татьяна Владимировна Морозова, развитие коммуникативных качеств посредством речевого творчества детей, которое осуществляется поэтапно на материале произведений народного творчества. Для наиболее успешной реализации плана работы студии привлекаются творческие группы декораторов, костюмеров, художников-оформителей и другие, в которые входят педагоги, родители, дети. Таким образом, студия осуществляет свою работу более 10 лет. В ней созданы условия для развития творческого потенциала, формирования музыкально-эстетической культуры всех участников образовательного процесса, обеспечения позитивного сотрудничества с семьями воспитанников и социумом.

Постановку спектаклей начинаем с подбора литературного материала. Это могут быть готовые сценарии, сказки и рассказы, авторские произведения самих педагогов, сказки и рассказы воспитанников. Они должны быть: увлекательными по содержанию, с динамичным сюжетом, проникнутыми любовью к природе, людям.

В них должно быть отражено: сострадание к ближнему и слабому, уважение к старшим, природе, отсутствие корыстности и жадности, умение простить, трудолюбие, терпение, верность слову.

По выбранному произведению пишем сценарий, а чтобы оживить его, подбираем музыкальное оформление, стихи, песни, фольклорный материал. С помощью этой системы в детском саду поставлены следующие спектакли и музыкальные сказки: «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Старая сказка на новый лад», «Пожар в лесу», «Дорога на мельницу», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Теремок», «Правила дорожные будем твердо знать» и др.

Для подготовки спектакля создается творческая группа, где главная роль отводится, прежде всего, нам, музыкальным руководителям. Мы понимаем, что все, что окружает ребенка, воспитывает его, поэтому постановка спектакля требует серьезной подготовки.

Работу с детьми и педагогами строим следующим образом: обсуждаем сценарий, характеры персонажей, обыгрываем их, учим детей держаться на сцене, разучиваем музыкальные номера, продумываем эскизы костюмов, декораций, которые должны быть мобильными, простыми в употреблении, вариативными, полифункциональными. Таким примером является конструкция «Волшебный замок». Она служит и ширмой для кукол, и воротами для выхода сказочных героев, и декорацией замка. Конструкция состоит из трех частей. Центральная имеет открывающиеся ворота, которые могут служить для сюрпризных моментов, на боковых - цветные окна. Многофункциональный замок легко разбирается. Ширма удобна в использовании, как взрослым, так и детям, органично вписывается в декорации и удачно дополняет интерьер.

Год от года совершенствуются артистические костюмы, создаются новые. К созданию костюмов привлекаются не только работники ДОУ, но и родители. Так, в театральной костюмерной имеется в наличии большое количество костюмов, в которых использован природный материал, русский народный орнамент, а также различные технологические приемы шитья, помогающие передать образ определенного сказочного героя, театрального персонажа.

Опыт показал, что деятельность в рамках музыкально-театральной студии не простое развлечение; его воспитательное значение намного шире, ведь дошкольный возраст - период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Наша многолетняя практика доказывает, что именно музыкально-театральная деятельность располагает возможностями воздействовать на детей целым комплексом средств художественных образов (персонажи, оформление, слово, музыка, танец), которые вместе взятые помогают раскрыть природные данные, заложенные в каждом из них, легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияют на развитие художественного вкуса.

Можно уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет человек, какие основы мы заложили в сознание детей. В нашем детском саду это осуществляется в процессе деятельности студии «Синтез искусств», благодаря объединению сил и сотрудничеству, высокому мастерству и профессионализму всего педагогического коллектива.