Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
1. Организационный момент
|
Доброго вам дня, хорошего настроения и отличных оценок, присаживайтесь.
- Проверим готовность к уроку
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
|
Личностные: проявлять
познавательные
потребности и учебные
мотивы.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками.
|
2. Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации.
Мотивация к деятельности
|
Создание проблемной ситуации
Задание 1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы
Глядя на пугающие картины пандемии Covid-19, разворачивающиеся при помощи соцсетей и СМИ, перед глазами всего мира, можно подумать, что данные организмы существуют только для того, чтобы поставить человечество на колени и уморить как можно больше людей. За прошедшее тысячелетие болезни, порождаемые этими «чудовищами» унесли бесчисленное множество жизней. Некоторые убивали значительную часть планеты: жертвами испанского гриппа в 1918 году стали от 50 до 100 миллионов человек, еще 200 миллионов умерли от оспы в 20 веке. Нынешняя пандемия Covid-19 лишь очередной случай из бесконечных серий нападений смертельных организмов на человечество. Большинство из нас, если бы нам вручили волшебную палочку, избавились от данных организмов.
О чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? (О вирусах)
Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.
Почему до сих пор эпидемии вирусных инфекций приводят к заболеваниям миллионов людей, почему человечество не может побороть ВИЧ инфекцию?
Анализирует проблемную ситуацию.
Почему с вирусами - возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему.
Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Какую цель ставите перед собой на уроке?
Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему).
Цель: знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов
|
1. Работают в парах с текстом задания
1. Обсуждают информацию по прочитанному тексту, Определяют тему урока.
2. Ставят проблему. Почему с вирусами - возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
3. Для решения проблемы необходимо знать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов.
4. Обсуждение целей урока.
|
Регулятивные: контроль,
коррекция, осознание
качества и уровня усвоения.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задач; решение
проблемы и его обоснование.
Коммуникативные: с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
задачами и условиями
коммуникации.
|
3. Планирование деятельности
|
Прочитать задание 2.
Составить план деятельности по изучению вирусов.
Задание 2. Будучи студентом российский ботаник Д.И.Ивановский в 1887 году поехал на Украину для изучения заболевания табака, наносившему большой урон сельскому хозяйству юга России. Листья табака покрывались сложным рисунком, участки которого растекались, как чернила на промокашке и распространялись с растения на растение. Итоги поездки были доложены Д.И.Ивановским в 1888 году на заседании Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей. Ивановский высказал мысль, что болезнь табака, названная «мозаичной» в 1886 году, представляет не одно, а два совершенно различных заболеваний табака. Одно из них рябуха - грибковое заболевание, а второе - неизвестного происхождения. Продолжались дальнейшие исследования заболевания. Ивановский изучал больные листья под оптическим микроскопом, предполагал бактериальную инфекцию, но никаких признаков наличия бактерий не было. Пропущенный сок листьев через фильтры, заражал растения. «А может они такие маленькие, что их нельзя обнаружить?» Ивановский называл организмы «фильтрующимися» бактериями.
Ставим проблему: Почему не смог обнаружить Д.И.Ивановский вирусы в фильтрате?
|
Для решения проблемы предлагают план изучения вирусов.
1. Причина кроется в строении вирусов.
2. Размножение вирусов.
3. Вирусные инфекции.
|
Познавательные: развитие логического мышления;
развитие навыков исследования, навыков решения проблемных ситуаций, закрепление навыков работы в парах, группах, самооценки
Коммуникативные:
формирование владения монологической и диалогической формами речи
Регулятивные: планирование последовательности действий
|
4. Поиск решения проблемы
|
Организует поиск решения.
Задает общее направление поиска.
Вовлекает детей в процесс.
Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы.
Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в реализации поиска.
Групповая работа.
Класс делится на три группы.
1 группа «Строение вирусов».
Внимательно изучите текст учебника "Общая биология" на стр. 101-102. «Строение вирусов».
Ответьте на вопросы:
1. Особенности строения вирусов.
2.Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?
Неклеточной формой жизни?
2 группа «Размножение вирусов»
Изучите рис. 47 на стр. 102. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.
3 группа «Вирусы как возбудители болезней»
Внимательно прочитайте текст на стр.102-103. Определите:
Какие организмы могут поражаться вирусами?
Какие заболевания они вызывают?
Пути передачи вирусов?
Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний.
Задание 3. Посмотреть видеофрагмент «Жизненный цикл ВИЧ».
Ответить на вопросы:
Что такое СПИД, какой вирус его вызывает? (ВИЧ).
Каковы пути передачи данного вируса?
Что из ниже предложенного списка является опасным, а что безопасным:
1. Укус комара
2. Пользование общественным туалетом
3.Поцелуй в щеку
4.Уход за больным СПИДом
5.Пользование чужой зубной щеткой
6.Нанесение татуировки
7.Прокалывание ушей
8.Множественные половые связи
9.Переливание крови
10.Укус постельного клопа
11.Плавание в бассейне
12.Объятия с больным СПИДом
|
Работают в группах. Организуют поиск решения проблем по изучению вирусов.
После завершения работы группы готовятся к выступлению. Заслушивается выступающий от каждой группы. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся.
1 группа создает модель вируса. Обозначает генетический материал ДНК или РНК, белковую оболочку капсид. Обозначают понятие неклеточные формы жизни, облигатные паразиты, не способны к самовоспроизведению вне клетки. Отсутствие обмена веществ.
2 группа демонстрирует этапы размножения. Пути проникновения вируса внутрь клетки (эндоцитоз), приспособления вируса.
3 группа «Вирусы как возбудители болезней». Роль бактериофагов в жизни человека.
После просмотра видеофрагмента
Отвечают на вопросы и соотносят безопасное и опасное действие.
|
Познавательные умения: умение давать определения понятиям,выстраивать доказательства, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно
Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Предметные умения: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий
|
5. Доказательство проблемы
|
Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска.
Почему Д.И.Ивановский не смог обнаружить вирусы под оптическим микроскопом? (очень малы, микроскоп электронный в 1930г.)
Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям.
Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами - возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
(Ответы учащихся: - Вирусы микроскопичны
Вирусы - неклеточные формы жизни
Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют
Могут долгое время находится в скрытой форме.
Оценивает результат.
|
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
|
6. Рефлексивная деятельность
|
Самоанализ
1. Выделите виды деятельности на уроке, в которых вы принимали участие.
Самооценка
- Сегодня я узнал …
- Я удивился …
- Теперь я умею …
- Я хотел бы …
|
Проводят самоанализ деятельности на уроке.
|
Познавательные умения: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные умения: формирование адекватной самооценки
Предметные умения: определение ключевых понятий.
Коммуникативные умения:
использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей
|
7. Домашнее задание
|
1. Параграф 14, ответить на вопросы после параграфа.
2. Выбрать одно из заданий:
А) написать сообщение о профилактике одного из вирусных заболеваний.
Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?
|
|
|