Особенности формирования экологических умений детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: экологическое образование, старшие дошкольники


В настоящее время процесс по формированию экологических умений детей старшего дошкольного возраста представляет собой достаточно целенаправленный педагогический процесс. В его рамках происходит развитие экологических знаний, навыков, взглядов, а также убеждений. С их непосредственной помощью происходит обеспечение ответственного отношения к природе как к наиболее универсальной ценности.

При этом именно формированию экологических умений детей старшего дошкольного возраста отведено основное значение. Причина заключается в том, что в данном возрасте происходит формирование базиса экологической культуры личности, что в свою очередь является частью духовной культуры. В дошкольных образовательных организациях необходимо создать оптимальные условия для формирования экологических умений, так как основы мировоззрения, личностные качества ребенка формируются именно в этот период [7].

Так, экологические умение представляют собой неотъемлемый компонент экологической культуры. Сюда можно отнести способность применять уже имеющиеся экологические знания в своей практической деятельности. В случае, при котором экологические умения сформированы на недостаточном уровне, нет нужных знаний, и как следствие отсутствие возможности их использования.

Е.В.Васильева указывала на то, что экологические умения включают в себя реальное каждодневное поведение человека в природе. Оно обуславливается большой степенью экологических знаний, а также интуитивным восприятием законов природы. Помимо этого она подчёркивала роль экологического мышления, которое подразумевает способность видеть большое количество связей, которые существуют в природе, и на их основании прогнозировать ближайшие и отдаленные последствия определенных поступков [3].

По ее мнению, экологическое мышление нельзя сводить к образованию и воспитанию. Оно в определенной степени выявляется врожденными свойствами личности. При одинаковой степени образования, воспитания и культуры уровни экологического мышления у самых различных людей являются неодинаковыми.

Одним из важных показателей экологических умений детей старшего дошкольного возраста является их активное участие в определенной деятельности. В данном случае это деятельность, которая обладает экологически направленным характером, в процессе которого происходит углубление и закрепление экологических представлений и отмечается достаточно активное гуманное отношение к объектам и явлениям живой и не живой природы. Вместе с этим нужно подробно рассказать детям о том, что дикая природа полностью живет в соответствии с собственными законами [6].

Психологическая специфика отношения дошкольников к природе полностью выявляет педагогическую стратегию развития основ их экологических умений, которые представлены следующими компонентами:

  • формирование у ребенка определенного интереса к природе, растениям и т.д.;
  • освоение основных природоведческих сведений о растениях и животных;
  • приобщение ребенка к элементарному труду по становлению положительных условий для жизни живых существ и многое другое [4].

Формирование экологических умений детей дошкольного возраста огромное значение имеет становление культуры чувств, а также постоянное закрепление их в определенных жизненных ситуациях. При помощи эмоционального ощущения окружающей среды ребенок может естественно воспринимать явления и объекты, обнаруживать свои чувства. Развитие экологических умений дошкольников становится неким базисом. Это базис, который содержит в себе информацию относительно моральных, этических нормах и правилах. В результате ни становятся основным компонентом поведения в дальнейшем.

Старший дошкольный возраст является определенным возрастным этапом, в котором более активно происходит развитие основы мировоззрения ребёнка. Помимо этого происходит формирование отношение к себе, к остальным людям, а также окружающему миру в целом. В результате этого, именно в рассматриваемый временной промежуток необходимо начинать процесс формирования экологических умений.

В качестве основных задач отметим следующие:

  • Становление базиса экологического мировоззрения.
  • Увеличение уже имеющихся сведений относительно предметах и явлениях природы, а также о правилах поведения в природе.
  • Развитие любви к природе, а также бережное отношение к ней.

В процессе осуществления данных задач, каждый ребенок сможет приобрести совершенно новые знания о природе. Помимо этого его кругозор становится все больше. Он начинает учиться анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и многое другое.

Целесообразно отметить и то, то формирования основ экологических умений у детей дошкольного возраста содержит в себе следующие компоненты:

  • определение степени компетенции дошкольников в сфере окружающего мира;
  • метод, используемые для изучения;
  • формы, применяемые для формирования экологической культуры у дошкольников;
  • деятельность практической направленности, полностью нацеленная на формирование экологической культуры [2].

Наиболее значимыми формами и методами, для формирования экономических умений, применяемыми в работе с дошкольниками принято считать следующие:

  • региональный компонент. Сюда входит знание природы своего края;
  • доступность понятий;
  • взаимодействие с прочими сферами образовательной деятельности;
  • применение так называемых экологических минуток. К примеру, различные прогулки и экскурсии;
  • экологические сказки;
  • осуществление практической деятельности в природе;
  • применение дидактических игр и многое другое [5].

Помимо этого, могут быть применены следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы включают в себя игру, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

К словесным методам можно отнести рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе [3].

Традиционно экологические умения дошкольников полностью базируется на личностных достижения, а также на способности и мотивацию. Именно они уже существуют у ребенка дошкольного возраста. При этом многоплановый характер экологических умений свидетельствует о том, что они не могут включать в себя общего универсального критерия. В рамках этого целесообразно выделять системные критерии. Они представлены следующими компонентами: то, каким именно образом дети ведут себя в природе; наличие потребности в постоянном общении с ней; адекватность восприятия; проявление творчества в экологической деятельности; самостоятельность в экологической деятельности; активная позиция.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экологические умения выступают в качестве основного элемента единой культуры. Это могут быть самые различные формы осуществляемой деятельности. Помимо этого, сюда входит и экологическое сознание. Вместе с этим, именно экологические умения традиционно представлены как определенная совокупность опыта относительно взаимодействия людей с природой.

У детей в старшем дошкольном возрасте процесс взаимодействия с природной происходит исключительно на бессознательной основе. Количество знаний, которыми обладает ребенок в данном возрасте относительно экологической культуры он приобретает в семье или детском саду. Развитие основ экологических умений является непосредственным итогом воспитания. Он выражен в наличии умения достигать гармоничных отношений с окружающим миром.

Список литературы

  1. Аксенова П.В заповедном лесу: Экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2009. - №2. - С. 12-19.
  2. Африна Е.И. Исследовательская деятельность формирует общеучебные умения // Народное образование. - 2014. - №5. - С.164-170.
  3. Васильева Е.В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ // Молодой ученый. - 2017. - № 47.1 (181.1). - С. 25-32.
  4. Геберкон И.И. Формирование экологических знаний у старших дошкольников в процессе организации наблюдений // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №2. - С. 12-19.
  5. Миронов А.Г. Актуальные вопросы экологического образования дошкольников / А.Г.Миронов. - М.: Просвещение, 2015. - 340 с.
  6. Насонова С.А. Экологическое воспитание дошкольников / С.А.Насонова // Молодой ученый. - 2020. - № 11 (301). - С. 175-177.
  7. Пискунова Е.Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ // Молодой ученый. - 2017. - № 12 (146). - С. 536-539.