Внеурочное занятие по краеведению «История Петергофской дороги»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Краеведение

Ключевые слова: Санкт-Петербург


Пояснительная записка

Внеурочное занятие проводится как заочное путешествие и является вводным в серии занятий и экскурсий по краеведению Кировского и Красносельского районов Санкт-Петербурга с выездами к памятникам и объектам на территории бывшей Петергофской дороги, ставшей благодаря Петру I историческим культурным феноменом Северной столицы (Приложение 1).

Цель мероприятия: Раскрыть понятие «Петергофская дорога».

Задачи мероприятия:

  • Познакомить учащихся с историей возникновения, исторической необходимостью и историческими особенностями Петергофской дороги
  • Познакомить учащихся с значимыми историческими событиями, связанными с Петергофской дорогой.
  • Расширить и углубить знания учащихся об архитектуре 18 - 20 веков на примере сохранившихся объектов Петергофской дороги
  • Познакомить учащихся с географическими особенностями данной местности.

Ожидаемые результаты учащихся (для урока, внеурочного занятия, классного часа):

Личностные:

  • воспитывать уважение к истории родного края;
  • сформировать активную жизненную позицию;
  • продолжить воспитание чувства патриотизма;
  • воспитывать чувство бережного отношения к историческому наследию родного района.

Метапредметные:

  • развивать интерес к изучению истории родного края;
  • развить логическое мышление и речь учащихся;
  • продолжить формировать умение слушать.

Предметные:

  • расширить и углубить знания учащихся об архитектуре 18-20 веков на примере сохранившихся объектов Петергофской дороги;
  • совершенствовать навыки устной речи, выразительного чтения и навыки работы с историческими документами;
  • формировать целостное представление об истории родного города.

Средства проведения мероприятия: Проектор мультимедиа, демонстрационная доска для показа презентации, фотографий и видео.

Сценарий мероприятия (урока, внеурочного занятия, классного часа)

I. Организационный момент. Приветствие

II. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашего города

1. В 1703-1704 годах, после основания Петербурга возникла необходимость защитить крепость и молодой город с моря. Для этого у острова Котлин в Финском заливе строится крепость Кроншлот. Император наблюдает за постройкой крепости и вынужден часто ездить морем, а в бурную и ненастную погоду - половину дороги сушей. Так и появляются первые путевые дворцы - Петров двор (Петергоф), и, чуть позднее - дом в Стрелиной мызе (мызой называли в то время небольшое земельное владение).

Стали приходить в Петербург торговые суда из Европы, стали появляться в иностранных журналах первые описания Петербурга - понадобилось оформить морской въезд в город. И лучшего места, чем береговой уступ не найти. Вот по указу императора в 1710 году раздаются придворным участки земли вдоль дороги - от Екатерингофа до Ораниенбаума. Участки располагались прямо по береговому уступу, что позволяло разместить дворцы на возвышенности. Они должны были быть прекрасно видны с моря и еще за полдня пути предупреждать путешественника о том, что он приближается к одной из прекраснейших столиц мира. Со временем Петергофская дорога становится сорокакилометровой системой приморских императорских резиденций и частных усадеб, цепи дворцов, садов и парков, протянувшейся вдоль южного побережья Финского залива.

2. Петродворец - всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль. Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.

Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица - Петербург.

Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа. Фонтаны Петергофа не используют в своей работе насосы и вообще не тратят электроэнергию благодаря этой особой водоподводящей системе. Уже более 300 лет она служит источником питьевой воды для местного населения.

3. Парк Александрия - это дворцово-парковый ансамбль, расположенный восточнее Нижнего парка Петергофа, а своей северной частью выходящий на берег Финского залива. С 1830 по 1917 годы парк Александрия был резиденцией четырех поколений династии Романовых.

4. Парк Знаменка и дворцовый ансамбль в Петергофе, созданный архитекторами Боссе, Штакеншнейдером, Эрлером для императорской фамилии. До настоящего времени сохранились дворец, выполненный в стиле необарокко, Петропавловская церковь, Конюшенный двор, кухонный корпус, оранжереи.

5. Путевой Дворец Петра I в Стрельне - одна из самых ранних построек петровского времени в пригородах Петербурга, сохранившаяся до наших дней. В этом скромном доме в Стрельне Пётр I останавливался по пути в Кронштадт, Ораниенбаум и Петергоф. Бело-жёлтое деревянное здание - это единственное, что осталось от загородной усадьбы, автор которой неизвестен.

Первоначально государь хотел построить свою парадную фонтанную резиденцию именно в Стрельне на месте нынешнего Константиновского дворца, но позже выбрал Петергоф. В 1711 году Петр I дал указание генерал-губернатору Петербурга А.Д. Меншикову построить в «Стрелиной мызе пару изб для приезду», а «также сделать скотной и птичей двор» и «маленькую сажелку для рыб». Приказ государя был выполнен, и, кроме дворца, появился огород и пасека, сад и пруд, в котором разводили лосось и карпов для царского стола. Здание чудом сохранилось в годы войны. Сейчас там располагается музей.

6. Троице-Сергиева пустынь - святыня династии Романовых. Монастырь был основан во время правления императрицы Анны Иоанновны как филиал Троице-Сергиевой лавры. Сюда пешком ходила паломницей из Зимнего дворца импертрица Елизавета Петровна. Здесь говел перед пасхой в. кн. Константин Константинович. Некрополь герцогов Лейхтенбергских и принцев Ольденбургских.

7. Новознаменка парк и усадьба, менявшие неоднократно владельцев и сохранившиеся с середины 18 века, пример загородной усадьбы елизаветинского барокко.

8. Александрино - одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 года. Затем усадьба, как и многие другие неоднократно меняла владельцев. Названа по имени последнего дореволюционного владельца - А.Д.Шереметева. После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М.Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей. Сегодня здесь размещается детская художественная школа.

Как и многие усадьбы Петергофской дороги, дача Сиверса получила свое название благодаря одному из многочисленных своих владельцев. В архитектурном облике здания фантастическим образом слились николаевский классицизм и сталинский ампир, так как во время войны усадьба сильно пострадала, восстанавливалась советскими реставраторами. Сейчас здесь расположен ДК Кировец.

Нарвские Триумфальные ворота - памятник победоносному возвращению русской гвардии из Заграничного похода 1813 - 1814 годов, расположенный на юго-западе Петербурга, в историческом районе Нарвской заставы. Созданы по проекту В.П. Стасова в 1827-1834 годах в качестве долговечной замены первоначальным, деревянным Нарвским воротам, созданным в 1814 году по проекту Дж.Кваренги и располагавшимся несколько севернее. Нарвские ворота В.П.Стасова представляют собой классическую однопролётную триумфальную арку, общей высотой 31 метр, вдохновлённую лучшими образцами древнеримской монументальной архитектуры. Пилоны ворот украшены скульптурными группами, изображающими древнерусских воинов и Гениев Славы, аттик венчает колесница аллегории Победы - крылатой богини с лавровым венком в правой руке и пальмовой ветвью в левой.

III. Транспортное развитие Петергофской дороги

1. В 1850 гг. начался расцвет железнодорожного строительства в Российской империи. Уже 21 июля 1857 года открылось движение по Петергофской железной дороге. Одна за другой возникают железнодорожные станции с красивыми вокзалами Лигово, Сергиево, Петергоф, Ораниембаум. В Санкт-Петербурге пассажиров встречал Балтийский вокзал.

2. Пассажиры трамваев № 36, 52 и 60 регулярно проезжают вблизи кирпичного здания оригинальной архитектуры на проспекте Стачек, 91А. Это одно из самых старых зданий в округе - бывшая Княжевская подстанция Ораниенбаумской электрической железной дороги, постройка 1915 года. ОЭЖД была первым в России проектом пригородных электропоездов. Дорога была построена видными российскими инженерами с помощью бельгийских акционеров. В 1918 году дорога была национализирована и переименована в Ораниенбаумскую электрическую линию (Оранэлу). В 1929 году Оранэла была присоединена к городской трамвайной сети. Дорога частично работала даже во время Великой Отечественной войны. В 2017 году был проведён капитальный ремонт трамвайной линии, пущены современные составы.

Здание бывшей подстанции отреставрировано, ныне в нём расположен музей Оранэлы и клуб "Энергия".

IV. Во время Великой Отечественной Войны дорога становится местом ожесточенных боевых действий

Здесь в сентябре 1941 года замкнулось на 900 дней блокадное кольцо. Ценой неимоверных усилий и тысяч жизней врага удалось остановить в нескольких километрах от города. Петергоф, Стрельна, Урицк (Лигово) оказались в оккупации. Линия фронта проходила в районе Полежаевского парка. Многие усадебные постройки Петергофской дороги были полностью разрушены. После войны лишь незначительная часть их была восстановлена. А в местах боевой славы были установлены памятники и мемориалы, чтобы сохранить память о событиях и людях, совершивших подвиг.

V. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Время не стоит на месте. Строятся новые здания, старые разрушаются или бережно сохраняются. У нас есть возможность не просто узнать об истории Петергофской дороги, какие события разворачивались на том или ином месте, но и прийти на это место. Многое, что мы видим каждый день в нашем районе, будь это здание или трамвай, хранит в себе много интересного. Ведь это наша история!

Приложение

Список литературы

  1. Встречи на Петергофской дороге (материалы краеведческой конференции) - СПб: ЦБС Кировского района, 2016.
  2. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. - С.П-б: «Европейский Дом», 2001.
  3. Природное и историко-культурное наследие Красносельского района: материалы историко-краеведческой конференции/ сост.С.В.Костышина. - Санкт-Петербург: Администрация Красно-сельского района: Координационный совет по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Красносельского района Санкт-Петербурга и краеведению, 2018.
  4. https://peterhofmuseum.ru/ официальный - сайт музея-заповедника Петергоф.