Пояснительная записка
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: ознакомления с новым материалом.
Технологии обучения:
- технология критического мышления,
- проблемное обучение,
- здоровьесберегающие.
Целевая группа: учащиеся 8 класса.
Оборудование:
- учебник «Биология. Человек и его здоровье», 8 класс,
- раздаточный материал для выполнения лабораторной работы по теме.
«Определение положения слюнных желез», рабочие листы, компьютер, проектор, презентация
Цель урока: усвоить характеристику процессов пищеварения в ротовой полости.
Задачи урока:
Развивающие:
Продолжить работу над формированием у учащихся
- Осмысление фактического учебного и дополнительного материала;
- Умения применять полученные знания в собственной жизни;
- Развитие умений отбирать и систематизировать материал по заданной теме;
- Развитие познавательного интереса школьников, создание на уроке ситуации успеха;
- Умение обобщать и систематизировать материал;
Образовательные:
- Создание условий для усвоения материала;
- Обеспечение установления межпредметных связей;
- Раскрыть роль органов ротовой полости в пищеварении;
- Обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
- Познакомить со строением и типами зубов
Воспитательные:
- формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
- формирование уважительного, бережного отношения к своему здоровью;
- воспитание у учащихся правил личной гигиены.
Планируемые результаты
Предметные
- раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости, распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы
- гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.
Метапредметные
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
- выявлять причинно-следственные связи;
- оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
- формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
- формирование основ экологической культуры.
Ход урока
Организационный момент
Эпиграф: «Сто болезней входит через рот».
Учитель: «Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?» (СЛАЙД 1)
Определите тему урока, отгадав ребус.
(СЛАЙД 2)
Тема нашего урока: «Пищеварение в ротовой полости». (СЛАЙД 3)
Итак, тема урока нам известна, а каковы же цели? У нас есть слова "помощники": Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. (СЛАЙД 4)
С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.
Актуализация знаний
Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и их функциями. Я предлагаю вам разгадать анаграммы и дать определения понятиям.
(СЛАЙД № 5)
Проверяем.
(Ответы учащихся)
Витамины - вещества, необходимые человеку для осуществления нормального обмена веществ и других процессов жизнедеятельности.
Пищеварение - процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом.
Питание - совокупность процессов поступления, переваривания, всасывания усвоения организмом питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.
Учитель: Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала - это ротовая полость. Поэтому наш урок и называется « Пищеварение в ротовой полости» изучать эту тему мы будем работа в группах. Для этого класс разделился на 3 команды: « Зубастики», « Анатомы», « Слюнтяи». Каждая команда получила заранее своё задание,а теперь отчёт о проделанной работе.
Усвоение новых знаний
Отчёт команды « Зубастики»
1-й ученик. Полость рта делиться на 2 отдела:
- Преддверие рта - щелевидное пространство между щеками и зубами, губы.
- Соответственно рот от зубов до глотки; в верхней части - твердое небо, сзади - мягкое нёбо, внизу - язык.
Вся полость рта выстлана слизистым эпителием. Между душками неба находятся миндалины, на верхней и нижней челюсти расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трёх пар слюнных желез. Каждый зуб - живой орган. Зуб имеет коронку, шейку, корень. Коронки выступают над десной и покрыты прочной эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество - дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью - пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Нервные окончания воспринимают давление на зуб.
(СЛАЙД №6,7)
2-й ученик. Сколько у человека зубов? У новорожденного младенца, как правило, вообще нет зубов, но очень редко рождаются дети с зубами. Обычно у здорового ребенка первые нижние зубы появляются на - 7-м месяце жизни. К одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трём годам - 20 зубов. Это молочные зубы. Болезни (особенно рахит) задерживают прорезывание зубов.
(СЛАЙД № 8)
3-й ученик. у взрослого человека 32 зуба.
Резцы, их 4, имеет долото образную коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный.
Малые коренные зубы - по 4 на каждой челюсти - расположены за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка, корень одиночный.
Больших коренных зубов на каждой челюсти по 6 (последний, названный зубом мудрости, прорезываются в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет 3 бугорка, верхние зубы имеют 3 корня, нижние - 2.
Расположение зубов можно записать следующим образом:
Верхняя челюсть: 3-2-1-2 / 2-1-2-3
Нижняя челюсть: 3-2-1-2 / 2-1-2-3
Сомкните зубы: если верхние зубы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный.
(СЛАЙД № 9)
Вопросы группе.
- Почему « зуб мудрости» так называется?
- Сколько у взрослого человека зубов?
Вывод группы.
Зубы человека меняются только один раз , поэтому надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Для этого надо меньше есть сладостей и побольше творога, овощей, фруктов, пить натуральные соки, содержащие витамины и кальций, необходимый зубам. Ежедневно утром и вечером надо тщательно чистить зубы. И, конечно, регулярно (1-2 раза в полгода) посещать врача - стоматолога для своевременного обнаружения заболеваний зубов и их лечения.
Учитель: Резцами и клыками мы откусываем кусочки пищи, коренными зубами пережевываем их, измельчаем, языком - переворачиваем. Так происходит механическая обработка пищи.
Химическая обработка пищи начинается в ротовой полости и заканчивается в тонком кишечнике. Она происходит под действием ферментов. А что такое ферменты? Ферменты образуются в слюнных железах, желудке, поджелудочной железе, кишечнике. Наряду с мелкими слюнными железами, находящихся в стенках ротовой полости и не имеющими специальных протоков, имеются три пары крупных слюнных желез, протоки которых открываются в ротовую полость.