Пищеварение в ротовой полости

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: пищеварение


Пояснительная записка

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: ознакомления с новым материалом.

Технологии обучения:

  • технология критического мышления,
  • проблемное обучение,
  • здоровьесберегающие.

Целевая группа: учащиеся 8 класса.

Оборудование:

  • учебник «Биология. Человек и его здоровье», 8 класс,
  • раздаточный материал для выполнения лабораторной работы по теме.

«Определение положения слюнных желез», рабочие листы, компьютер, проектор, презентация

Цель урока: усвоить характеристику процессов пищеварения в ротовой полости.

Задачи урока:

Развивающие:

Продолжить работу над формированием у учащихся

  • Осмысление фактического учебного и дополнительного материала;
  • Умения применять полученные знания в собственной жизни;
  • Развитие умений отбирать и систематизировать материал по заданной теме;
  • Развитие познавательного интереса школьников, создание на уроке ситуации успеха;
  • Умение обобщать и систематизировать материал;

Образовательные:

  • Создание условий для усвоения материала;
  • Обеспечение установления межпредметных связей;
  • Раскрыть роль органов ротовой полости в пищеварении;
  • Обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищи в ротовой полости;
  • Познакомить со строением и типами зубов

Воспитательные:

  • формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;
  • формирование уважительного, бережного отношения к своему здоровью;
  • воспитание у учащихся правил личной гигиены.

Планируемые результаты

Предметные

  • раскрывают особенности пищеварения в ротовой полости, распознают на наглядных пособиях органы пищеварительной системы
  • гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.

Метапредметные

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
  • выделять главные и существенные признаки понятий;
  • осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • оценивать свою работу и деятельность одноклассников.

Личностные

  • формирование ответственного отношения к учению, труду;
  • формирование целостного мировоззрения;
  • формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
  • формирование основ экологической культуры.

Ход урока

Организационный момент

Эпиграф: «Сто болезней входит через рот».

Учитель: «Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?» (СЛАЙД 1)

Определите тему урока, отгадав ребус.

(СЛАЙД 2)

Тема нашего урока: «Пищеварение в ротовой полости». (СЛАЙД 3)

Итак, тема урока нам известна, а каковы же цели? У нас есть слова "помощники": Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим. (СЛАЙД 4)

С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.

Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились с органами пищеварения и их функциями. Я предлагаю вам разгадать анаграммы и дать определения понятиям.

(СЛАЙД № 5)

Проверяем.

(Ответы учащихся)

Витамины - вещества, необходимые человеку для осуществления нормального обмена веществ и других процессов жизнедеятельности.

Пищеварение - процесс, в ходе которого поглощенная пища переводится в форму, пригодную для использования организмом.

Питание - совокупность процессов поступления, переваривания, всасывания усвоения организмом питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала - это ротовая полость. Поэтому наш урок и называется « Пищеварение в ротовой полости» изучать эту тему мы будем работа в группах. Для этого класс разделился на 3 команды: « Зубастики», « Анатомы», « Слюнтяи». Каждая команда получила заранее своё задание,а теперь отчёт о проделанной работе.

Усвоение новых знаний

Отчёт команды « Зубастики»

1-й ученик. Полость рта делиться на 2 отдела:

  • Преддверие рта - щелевидное пространство между щеками и зубами, губы.
  • Соответственно рот от зубов до глотки; в верхней части - твердое небо, сзади - мягкое нёбо, внизу - язык.

Вся полость рта выстлана слизистым эпителием. Между душками неба находятся миндалины, на верхней и нижней челюсти расположены зубы, в ротовую полость открываются выходы трёх пар слюнных желез. Каждый зуб - живой орган. Зуб имеет коронку, шейку, корень. Коронки выступают над десной и покрыты прочной эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество - дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью - пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Нервные окончания воспринимают давление на зуб.

(СЛАЙД №6,7)

2-й ученик. Сколько у человека зубов? У новорожденного младенца, как правило, вообще нет зубов, но очень редко рождаются дети с зубами. Обычно у здорового ребенка первые нижние зубы появляются на - 7-м месяце жизни. К одному году ребенок имеет 8 зубов, а к трём годам - 20 зубов. Это молочные зубы. Болезни (особенно рахит) задерживают прорезывание зубов.

(СЛАЙД № 8)

3-й ученик. у взрослого человека 32 зуба.

Резцы, их 4, имеет долото образную коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный.

Малые коренные зубы - по 4 на каждой челюсти - расположены за клыками. Коронка сдавлена спереди назад и на жевательной поверхности есть два бугорка, корень одиночный.

Больших коренных зубов на каждой челюсти по 6 (последний, названный зубом мудрости, прорезываются в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, жевательная поверхность имеет 3 бугорка, верхние зубы имеют 3 корня, нижние - 2.

Расположение зубов можно записать следующим образом:

Верхняя челюсть: 3-2-1-2 / 2-1-2-3

Нижняя челюсть: 3-2-1-2 / 2-1-2-3

Сомкните зубы: если верхние зубы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный.

(СЛАЙД № 9)

Вопросы группе.

  1. Почему « зуб мудрости» так называется?
  2. Сколько у взрослого человека зубов?

Вывод группы.

Зубы человека меняются только один раз , поэтому надо стремиться сохранить их здоровыми на всю жизнь. Для этого надо меньше есть сладостей и побольше творога, овощей, фруктов, пить натуральные соки, содержащие витамины и кальций, необходимый зубам. Ежедневно утром и вечером надо тщательно чистить зубы. И, конечно, регулярно (1-2 раза в полгода) посещать врача - стоматолога для своевременного обнаружения заболеваний зубов и их лечения.

Учитель: Резцами и клыками мы откусываем кусочки пищи, коренными зубами пережевываем их, измельчаем, языком - переворачиваем. Так происходит механическая обработка пищи.

Химическая обработка пищи начинается в ротовой полости и заканчивается в тонком кишечнике. Она происходит под действием ферментов. А что такое ферменты? Ферменты образуются в слюнных железах, желудке, поджелудочной железе, кишечнике. Наряду с мелкими слюнными железами, находящихся в стенках ротовой полости и не имеющими специальных протоков, имеются три пары крупных слюнных желез, протоки которых открываются в ротовую полость.

См. продолжение статьи