Классный час для старшеклассников "Вирус сквернословия"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование

Ключевые слова: сквернословие


Цель: формирование культуру речи, культуры поведения любовь и уважение к родному языку.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с факторами, связанными со сквернословием, влияющими на наше здоровье, настроение и здоровье окружающих нас людей.
  • обучать методам правильного выражения своих мыслей.
  • коррекция памяти, внимания и мышление учащихся.
  • воспитывать уважение друг к другу, к своему здоровью.

1. Подготовительная работа

  • Провести анкетирование среди учащихся: «Твое отношение к сквернословию»
  • Плакаты, отражающие данную проблему:
  • «Мат укорачивает жизнь»
  • «Сквернословие вредит здоровью»
  • «Речь - это показатель ума». Сенека
  • «Каков человек, такова его и речь». Сократ

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие называется «Вирус сквернословия». Мы поднимем самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность. Сегодня "матом" разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим «целебная трава»,-
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой с собою нету сладу,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова, пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождаюшие слезы,-
Горькие слова, слова-полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить.
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый.
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!
Ирина Слесарева

К большому сожалению, в нашей школе тоже живет вирус сквернословия. Подвержены этому вирусу не только мальчики, но и девочки.

Опасайтесь, этой болезни! Ведь недаром говорят: "Речь - это показатель ума". Не стремитесь казаться глупее, чем вы есть на самом деле.

Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Что такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

Как вы думаете, почему подростки в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? (ответы детей)

Мат используется для:

  • Бедный словарный запас.
  • Самоутверждение в компании сверстников.
  • Казаться взрослым.
  • Скрыть собственную слабость.
  • Показать отсутствие страха.
  • Демонстрация агрессии.
  • Оскорбление и унижение других людей.
  • Пренебрежительное отношение к окружающим.

Знаете ли вы, что согласно результатам исследований:

а) среди учащихся 71% используют при общении со сверстниками нецензурную лексику,

б) 59% преподавателей школы сталкивались со сквернословием и непристойными жестами.

в) результаты анкетирования.

2. Теперь поговорим о корнях сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Предки пугали демона скверной бранью, а ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие, призывая себе на помощь демонов зла.

Увы, мат все больше и больше входит в обиходный лексикон россиян. Трудно поверить, что еще «какие-то» двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кобаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Проводились эксперименты: поливали растения водой, над которой матерились, и той, над которой говорили добрые слова, и это отражалось на всхожести семян. Те семена, над которыми матерились, не прорастали либо плесневели, а те, над которыми говорили добрые слова, прорастали лучше.

Таким образом, эксперименты проводились в разных странах и разными людьми, но все показывают одно: зло разрушает структуру воды, а добро улучшает.

А ведь человек состоит на 80-90% из воды. Страшно представить себе, что происходит с человеком, когда его ругают, матерят. Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

Дидактические игры: «Приятные слова». «Комплимент»

1. «Приятные слова»

Цель: развивать речь, умение говорить приятное друг другу.

Педагог обсуждает с детьми, какую роль в нашей жизни играют приятные слова: они помогают успокоить того, кто чем-то расстроен, подбодрить того, у кого что-то не получается, просто улучшить настроение. Можно вспомнить и поговорки: «Доброе слово и кошке приятно», «Ласковое слово как теплое солнышко», «Хорошим словом можно спасти, а плохим убить».

После обсуждения воспитатель предлагает детям сказать друг другу несколько приятных слов. Например: «Ты нам очень нравишься, мы тебя любим, ты очень хороший(ая), красивый(ая), добрый(ая) и так далее».

В эту игру можно играть в парах или, сидя по кругу и передавая мяч, говорить приятные слова всем сразу.

2. Игра «Комплименты»

Цель: Повысить самооценку ребенка

Задачи: Помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Форма работы: групповая.(10-15 человек)

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 3-5 минуты.

Содержание

Стоя в кругу, все берутся за руки.

Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…».

Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!»

Упражнение продолжается по кругу.

После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

Отношение государства к сквернословию:

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (штраф от 500 до 1,5 тыс. руб.) или административный арест на срок до пятнадцати суток. А сейчас ответьте на вопрос:

Можно ли вы излечиться от вируса сквернословия? Каким образом?

НУЖНО

  • Развивать устную, литературную речь.
  • Читать много классическую литературу.
  • Вести здоровой образ жизни, беречь здоровье и присоединиться к авторам этих пословиц.
  1. Как называется наше занятие?
  2. С какими пословицами мы познакомились?
  3. Что мы узнали о сквернословии?

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Давайте будем надеяться, что проведенный сегодня нами, классный час принесет нам положительный результат и те привыкшие к сквернословию молодежь задумаются.

Анкета "Твое отношение к сквернословию»"

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
а) стала привычкой.
б) символ взрослости.
в) недостаточный словарный запас.

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
а) от злости.
б) из-за неуважения к людям.
в) стала привычкой.

3. Как часто ты произносишь эти слова?
а) почти каждый день.
б) редко.
в) никогда не использую.

4. В каких ситуациях это происходит?
а) во - время ссоры.
б) когда плохое настроение.
в) вообще не использую.

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?
а) неловкость.
б) храбрость.
в) мне иногда станет легче.

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
а) чувство отвращения.
б) невоспитанность.
в) низкая культура.

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
а) стыдно за него.
б) ничего не чувствую.
в) обычный повседневный разговор.

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
а) от парней.
б) от девушек.
в) от взрослых.

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?
а) не хочу, потому что, это не культурно.
б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слов.
в) пусть используют, когда надо.

Анкета "Сквернословие в моей жизни"

Класс_______ «___»

Пол м / ж

  1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
  2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
  3. Как часто ты произносишь эти слова?
  4. В каких ситуациях это происходит?
  5. Как ты думаешь, плохо это или нет?
  6. Как ты думаешь, приятно ли другим людям, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
  7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
  8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
  9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

Спасибо за откровенность!