Одним из эффективных средств всестороннего развития творческой личности ребенка является театрализованная деятельность, которая близка и понятна как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:
- с художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. [3]
Театрализованная игра как один из видов игр является эффективным средством и социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Понятием «игра» объединены самые разнообразные проявления активности ребенка, которые различаются, прежде всего, характером действий и их направленностью. Следуя из этого, театрализованная игра, как один из видов игровой деятельности, оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка. [1, 3]
Связь театральной и детской игры прослеживается во многих исследованиях, где игра ребенка рассматривается как «мимическое искусство актера», «драматический или театральный инстинкт», «артистическая стилизация», «искусство ребенка», «форма примитивного драматического искусства». [2]
Младшие дошкольники также обладают способностью понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер. Это позволяет использовать театрализованную игру в нравственном воспитании детей, когда разнополярные эталоны становятся для ребенка значимыми не только при соотнесении себя с положительными персонажами, но и с отрицательными, непривлекательными (С.Н.Карпова, Л.Г.Лыскж, С.Г.Якобсон). Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношения к событиям и поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих, что квалифицируется как эмпатия, или сочувствие и содействие сверстникам и взрослым. [2, 3]
Театрализованная игра - деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. Она приносит ребенку большую радость и удивление. В ней заложены истоки творчества, дети принимают руководство взрослого, не замечая его.
Для театрализованная деятельность важным является разграничение понятий «роль» и «игровой образ». Понятие «роль» подразумевает изображение человека или животного, для которых характерны типичные проявления, а для человека - еще и вид деятельности. Игровой образ, по мнению Л.П.Бочкаревой, сам результат изображения конкретного человека в конкретной игре и в определенное время. [3, 4]
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемной ситуации в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации. [3]
Для успешной работы по формированию творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельность создается соответствующая предметно - пространственная среда: оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, декораций, созданы театральные зоны (куклы - марионетки, пальчиковый театр, пиктограммы, мимические изображения эмоций и т.д.).
Формируя творческую личность ребенка посредством театрализованной деятельностью, мы даем неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, приобщаем к духовному богатству. Результатом чего является: подавляющее число детей свободно владеют импровизационными умениями, умело используют средства театральной выразительности (мимику, жесты, движения и средства интонации, техникой кукловождения, простейшими исполнительскими навыками), активно участвуют в театральных представлениях, с удовольствием выполняют творческие задания, становятся добрее, общительнее и внимательнее друг к другу в совместной деятельности. В процессе формирования и становления творческой личности ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Список литературы
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. - №4.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
- Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. - М., 2002.10. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д.Кошелевой. - М., 1983.11. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.
- Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11.