Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда (из опыта работы)

Разделы: Логопедия


В современных условиях, для того чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эффективность коррекционной работы, я в своей работе на индивидуальных занятиях использую нейропсихологические упражнения.

Нейропсихология - наука, которая изучает психические процессы: память, мышление, речь, восприятие, моторику.

Нейропсихология дает возможность раскрыть причины речевых нарушений и построить цепь нарушенных связей, межсистемных взаимодействий, формируя базовые функции, необходимые для профилактики чтения и письма.

Цель - способствовать развитию речи дошкольников посредством нейропсихологических упражнений.

Задачи:

  • Развивать слухоречевое внимание детей;
  • Развивать познавательные процессы: внимание, память, речь, мышление.

Нейропсихологические упражнения, которые я использую в логопедической работе на индивидуальных занятиях.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

1. Двуручное рисование.

- Ребенок двумя руками одновременно проводит по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук). Или проговаривая чистоговорку с автоматизируемым звуком.

- Ребенок обводит одинаковые фигуры одинаковыми пальцами обеих рук одновременно и произносит автоматизированный звук.

- Ребенок обводит одинаковые фигуры разными пальцами обеих рук одновременно и произносит автоматизированный звук.

- Ребенок обводит разные фигуры одинаковыми пальцами обеих рук одновременно и произносит автоматизированный звук.

- Ребенок обводит разные фигуры разными пальцами обеих рук одновременно и произносит автоматизированный звук.

- Одновременно вести крышку по круговой дороге.

- Одновременно рисовать, обводить пальчиками узор.

- Одновременно показать и назвать букву.

- Показать букву и картинку, которая начинается на этот звук.

2. Упражнения на выкладывание одновременно двумя руками.

- Выкладывание узоров из камней по схеме.

- Выкладывание из камней букв при дифференциации звуков. Одновременно выкладываем правой рукой - Л, а левой рукой - Р и т.д.

- Выкладывание букв из палочек одновременно двумя руками.

С помощью таких нейропсихологических упражнений ребенок запоминает буквы. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение). Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, память, внимание, речь.

3. Упражнение «Собери дорожку».

- При дифференциации звуков, например С и З я ставлю перед ребенком задачу: если он услышит в слове звук С, берет камушек синего цвета левой рукой, если услышит в слове звук З - зеленый камень правой рукой. А если в слове встретятся два этих звука, то кладет камни двумя руками одновременно.

4. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Использую эту игру для дифференциации звуков, слов (если услышишь звук, слово на звук Ж - ставь ладонь, звук, слово на звук З - ставь кулак; звук, слово на звук Ш - ребро, звук, слово на звук Ж - ладонь и т.д.).

5. Упражнение «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Это упражнение можно использовать для автоматизации звуков в слогах и дифференциации звуков в слогах.

Соединить большой пальчик правой руки с остальными, и произнеси цепочку слогов СА-СО-СУ-СЫ, соединить большой пальчик левой руки с остальными и произнеси цепочку слогов ША-ШО-ШУ-ШИ, или попеременно правая рука СА, левая рука ША и т.д.

6. Нейрорифмовка.

Ребенок проговаривает слова в рифму (автоматизация или дифференциация слов), одновременно переключаясь с одного жеста на другой.

Применение нейропсихологических упражнений способствует:

  • повышению стойкости внимания, качества письма и чтения;
  • улучшению памяти;
  • синхронизации работы полушарий;
  • улучшается умственная деятельность.

Всё это способствует более эффективной коррекции звукопроизношения, развитию психических функций ребёнка, эмоциональной устойчивости и повышению общего развития.

Таким образом, использование нейропсихологических упражнений в логопедической работе с детьми:

  • Способствует формированию речевых функций, совершенствованию звукопроизношения, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма;
  • Показывает, что система работы обеспечивает коррекцию всех высших психических функций

Список литературы

  1. Веретенчева М.В. От буквы к предложению с правильным произношением: обучение грамоте / М.В.Веретенчева, Енина С.М. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 64 с.: ил. - (Нейрологопедический тренажер).
  2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное / Татьяна Григорьевна Визель. - Москва: Издательство АСТ, 2021. - 544 с.: ил. - (Высший курс).
  3. Волкова Т.А. Логонейротренажер. Увлекательная техника автоматизации изолированных звуков. 5-7 лет. - Спб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. - 48 с.
  4. Колганова В.С, Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми с 3-12 лет. - М., 2015.
  5. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2013.
  6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. М., 2018.