Дидактическая кукла как многофункциональное пособие в работе логопеда

Разделы: Логопедия


Дидактическая кукла выступает участником коррекционного процесса, другом, который может заинтересовать детей и улучшить эффективность работы.

Куклу можно использовать для работы по формированию звукопроизношения, и придумывать ей разные имена, в зависимости от задачи на данном этапе работы:

  • автоматизация и дифференциация звуков речи (например, Лола - на звук Л, Рая - на звук Р и Лора - дифференциация звуков л-р т.д.)
  • формирование слоговой структуры слова (Таня - 1 тип ССС, Наташа - 2 тип ССС и т.д.)
  • развитие лексики и грамматики
  • развитие артикуляции и правильного дыхания
  • для запуска речи у неговорящих детей.

1. Отработка первой слоговой структуры слова

Можно использовать для неговорящих детей, для запуска речи

Цель: учить произносить слова первой слоговой структуры.

Материалы: кукла, кукольный домик, слова 1 тип ССС.

- Сегодня к нам пришла кукла Таня! Таня живет в доме. Какой у Тани дом? (красивый, большой) какого он цвета? (красный). Крыша какая? (зеленая).

Таня сегодня так торопилась в гости, что разбросала свои вещи. Поможем Тане убрать все на места и назвать, что у Тани дома.

Далее ищем предметы (1 тип ССС), называем, убираем по инструкции.

У Тани дома ванна, вода, пена, боты, кеды, ноты, вата и другие слова.

Если ребенок неговорящий, можно расставлять предметы в доме, отрабатывать слова туда-сюда.

Если ребенок говорит, можно отработать предлоги на, в, под. (клади вату на стол, кеды под стол, ноты на стул и т.д.)

Так же можно использовать членов семьи. Слова деда, баба, папа, мама. Соня и т.д., проговаривая: у Тани есть мама. У Тани есть папа.

2. Автоматизация звуков речи

Звук Р.

Цель: автоматизация звука Р во фразе.

Материалы: кукла, коробка, слова на звук Р.

- Сегодня к нам пришла кукла Рая. Она такая озорница! Спряталась от нас!

Ищем куклу Раю. Она спряталась в коробке. Где Рая спряталась? (Рая спряталась в коробке)

- Верно. Рая принесла нам подарки. Посмотрим, что у Раи в коробке?

Далее достаем из коробки предметы со звуков Р. И проговариваем предложения: У Раи в коробке робот. У Раи в коробке макароны, и т.д.

3. Выполнение артикуляционной гимнастики

Материал: музыкальная колонка.

Цель: формирование артикуляционного уклада для произнесения звуков речи, развитие чувства ритма.

Так с ней можно выполнять веселую артикуляционную гимнастику под музыку. Слушаем музыку, если ритм в музыке поменялся, выполняем движение языком. Меняется ритм - меняется упражнение для развития артикуляции. С ней дети легко входят в контакт, раскрепощаются и с удовольствием отрабатывают даже самые сложные упражнения!

4. Развитие воздушной струи

Игры на развитие дыхания: помоги Лене подмести дорожку.

Материал: кукла, кинетический песок, слова на звук Ль.

Цель: формировать правильную направленную воздушную струю, автоматизация звука Ль в словах.

Наступила зима. Сегодня ночью была вьюга. У Лены около дома замело дорожку. Дуй на дорожку, ищи слова со звуком Ль. Называй их.

5. Игры на развитие грамматического строя речи

Что делала - что сделала?

Материал: кукла, кастрюля, тарелка, ложка, половник, чашка.

Цель: формировать понятие изменение глаголов по временам, закреплять лексическую тему «Посуда».

Выполняя различные действия с куклой, говорим, что она делала потом законченное действие: что она сделала?

  • Варит - сварила,
  • мешает - помешала,
  • ест - съела,
  • наливает - налила.

Таким образом с дидактической куклой можно придумать массу интересных игр на развитие речи. Кукла - незаменимый помощник в работе логопеда и является многофункциональным пособием!