Дидактическая кукла выступает участником коррекционного процесса, другом, который может заинтересовать детей и улучшить эффективность работы.
Куклу можно использовать для работы по формированию звукопроизношения, и придумывать ей разные имена, в зависимости от задачи на данном этапе работы:
- автоматизация и дифференциация звуков речи (например, Лола - на звук Л, Рая - на звук Р и Лора - дифференциация звуков л-р т.д.)
- формирование слоговой структуры слова (Таня - 1 тип ССС, Наташа - 2 тип ССС и т.д.)
- развитие лексики и грамматики
- развитие артикуляции и правильного дыхания
- для запуска речи у неговорящих детей.
1. Отработка первой слоговой структуры слова
Можно использовать для неговорящих детей, для запуска речи
Цель: учить произносить слова первой слоговой структуры.
Материалы: кукла, кукольный домик, слова 1 тип ССС.
- Сегодня к нам пришла кукла Таня! Таня живет в доме. Какой у Тани дом? (красивый, большой) какого он цвета? (красный). Крыша какая? (зеленая).
Таня сегодня так торопилась в гости, что разбросала свои вещи. Поможем Тане убрать все на места и назвать, что у Тани дома.
Далее ищем предметы (1 тип ССС), называем, убираем по инструкции.
У Тани дома ванна, вода, пена, боты, кеды, ноты, вата и другие слова.
Если ребенок неговорящий, можно расставлять предметы в доме, отрабатывать слова туда-сюда.
Если ребенок говорит, можно отработать предлоги на, в, под. (клади вату на стол, кеды под стол, ноты на стул и т.д.)
Так же можно использовать членов семьи. Слова деда, баба, папа, мама. Соня и т.д., проговаривая: у Тани есть мама. У Тани есть папа.
2. Автоматизация звуков речи
Звук Р.
Цель: автоматизация звука Р во фразе.
Материалы: кукла, коробка, слова на звук Р.
- Сегодня к нам пришла кукла Рая. Она такая озорница! Спряталась от нас!
Ищем куклу Раю. Она спряталась в коробке. Где Рая спряталась? (Рая спряталась в коробке)
- Верно. Рая принесла нам подарки. Посмотрим, что у Раи в коробке?
Далее достаем из коробки предметы со звуков Р. И проговариваем предложения: У Раи в коробке робот. У Раи в коробке макароны, и т.д.
3. Выполнение артикуляционной гимнастики
Материал: музыкальная колонка.
Цель: формирование артикуляционного уклада для произнесения звуков речи, развитие чувства ритма.
Так с ней можно выполнять веселую артикуляционную гимнастику под музыку. Слушаем музыку, если ритм в музыке поменялся, выполняем движение языком. Меняется ритм - меняется упражнение для развития артикуляции. С ней дети легко входят в контакт, раскрепощаются и с удовольствием отрабатывают даже самые сложные упражнения!
4. Развитие воздушной струи
Игры на развитие дыхания: помоги Лене подмести дорожку.
Материал: кукла, кинетический песок, слова на звук Ль.
Цель: формировать правильную направленную воздушную струю, автоматизация звука Ль в словах.
Наступила зима. Сегодня ночью была вьюга. У Лены около дома замело дорожку. Дуй на дорожку, ищи слова со звуком Ль. Называй их.
5. Игры на развитие грамматического строя речи
Что делала - что сделала?
Материал: кукла, кастрюля, тарелка, ложка, половник, чашка.
Цель: формировать понятие изменение глаголов по временам, закреплять лексическую тему «Посуда».
Выполняя различные действия с куклой, говорим, что она делала потом законченное действие: что она сделала?
- Варит - сварила,
- мешает - помешала,
- ест - съела,
- наливает - налила.
Таким образом с дидактической куклой можно придумать массу интересных игр на развитие речи. Кукла - незаменимый помощник в работе логопеда и является многофункциональным пособием!