Урок истории в 9-м классе по теме "Россия в начале XIX века"

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: Александр I


Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.

Цель:

  • Усвоение учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных реформ;
  • Выяснить причинно-следственные связи между социальной и политической ситуацией в стране на конец правления Александра I;
  • Развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, анализировать и систематизировать информацию.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

1. Постановка проблемного вопроса

Прочитав 2 текста о России, ответьте на вопросы.

Документ №1. «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили» П.Я.Чаадаев.

Вопрос: Исходя из мнения Чаадаева, какова роль и место России в семье мировых цивилизаций?

Документ № 2. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой ее нам бог дал» А.С.Пушкин.

Вопрос: Согласен ли Пушкин со своим другом?

Постановка самой проблемы: следовательно, можно предположить, что в России первой половины 19 века есть признаки успешного развития?
Успешное развитие в Европе связано модернизацией/индустриализацией.

2. Актуализация полученных знаний

  1. Вспомним, что такое модернизация?
  2. Когда и почему в российском обществе появляются первые признаки модернизации? С именем какого исторического лица связана модернизация в России?
  3. Назовите признаки модернизации/индустриализации в Европе?

Задание: Выберите из списка черт признаки индустриализации.

  1. Начало промышленной революции
  2. Развитие промышленности
  3. Использование свободного труда
  4. Аграрная революция
  5. Сохранение крепостнической системы
  6. Рост городов и городского населения
  7. Распад сословий и формирование гражданского равноправия
  8. Сохранение сословий

Ответ: все, кроме 5 и 8.

3. Освоение нового знания в виде самостоятельной работы с учебником

Вопрос: давайте посмотрим, сложились ли такие черты в России на начало правления Александра I?

Задание: используя параграф 1 учебника под ред. Торкунова, письменно в тетради отметьте присутствуют ли такие признаки модернизации /индустриализации в России?

Каждый признак подтвердите строчкой из параграфа.

Результат работы в виде схемы в рабочей тетради, а далее в режиме диалога поясняем каждую черту уже с опорой на исторические реалии/факты.

  1. Начало промышленной революции (нет, массового перехода к машинному труду не случилось)
  2. Развитие промышленности (изобретения не находили практического применения)
  3. Использование свободного труда (крепостничество)
  4. Аграрная революция изобретения (не находили практического применения)
  5. Рост городов и городского населения аграрная страна (94 % населения - крестьяне)
  6. Распад сословий (Сохранение сословий: дворянство-духовенство/привилегии - купечество-мещане-крестьяне + казачество) и формирование гражданского равноправия (самодержавная монархия!)

4. Рефлексия

Возвращаемся к проблеме, поставленной в начале урока.

Следовательно, можно предположить, что в России первой половины 19 века есть признаки успешного развития? И в России началась индустриализация?

Соответственно, что все ожидают от нового царя? Какие цели стоят перед молодым Александром?

Список литературы

  1. Учебник. История России 9 класс. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021.
  2. Методические рекомендации для учителя.Российская и всеобщая история 8 класс -М.:Баласс, 2013.