Тематическая рубрика: Средняя школа, СПО.
Цель:
- Усвоение учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных реформ;
- Выяснить причинно-следственные связи между социальной и политической ситуацией в стране на конец правления Александра I;
- Развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, анализировать и систематизировать информацию.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
1. Постановка проблемного вопроса
Прочитав 2 текста о России, ответьте на вопросы.
Документ №1. «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили» П.Я.Чаадаев.
Вопрос: Исходя из мнения Чаадаева, какова роль и место России в семье мировых цивилизаций?
Документ № 2. «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой ее нам бог дал» А.С.Пушкин.
Вопрос: Согласен ли Пушкин со своим другом?
Постановка самой проблемы: следовательно, можно предположить, что в России первой половины 19 века есть признаки успешного развития?
Успешное развитие в Европе связано модернизацией/индустриализацией.
2. Актуализация полученных знаний
- Вспомним, что такое модернизация?
- Когда и почему в российском обществе появляются первые признаки модернизации? С именем какого исторического лица связана модернизация в России?
- Назовите признаки модернизации/индустриализации в Европе?
Задание: Выберите из списка черт признаки индустриализации.
- Начало промышленной революции
- Развитие промышленности
- Использование свободного труда
- Аграрная революция
- Сохранение крепостнической системы
- Рост городов и городского населения
- Распад сословий и формирование гражданского равноправия
- Сохранение сословий
Ответ: все, кроме 5 и 8.
3. Освоение нового знания в виде самостоятельной работы с учебником
Вопрос: давайте посмотрим, сложились ли такие черты в России на начало правления Александра I?
Задание: используя параграф 1 учебника под ред. Торкунова, письменно в тетради отметьте присутствуют ли такие признаки модернизации /индустриализации в России?
Каждый признак подтвердите строчкой из параграфа.
Результат работы в виде схемы в рабочей тетради, а далее в режиме диалога поясняем каждую черту уже с опорой на исторические реалии/факты.
- Начало промышленной революции (нет, массового перехода к машинному труду не случилось)
- Развитие промышленности (изобретения не находили практического применения)
- Использование свободного труда (крепостничество)
- Аграрная революция изобретения (не находили практического применения)
- Рост городов и городского населения аграрная страна (94 % населения - крестьяне)
- Распад сословий (Сохранение сословий: дворянство-духовенство/привилегии - купечество-мещане-крестьяне + казачество) и формирование гражданского равноправия (самодержавная монархия!)
4. Рефлексия
Возвращаемся к проблеме, поставленной в начале урока.
Следовательно, можно предположить, что в России первой половины 19 века есть признаки успешного развития? И в России началась индустриализация?
Соответственно, что все ожидают от нового царя? Какие цели стоят перед молодым Александром?
Список литературы
- Учебник. История России 9 класс. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021.
- Методические рекомендации для учителя.Российская и всеобщая история 8 класс -М.:Баласс, 2013.