Изобразительная деятельность как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДШИ

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


Введение

Актуальность темы связана с острой потребностью современного образования в эффективных средствах эстетического воспитания и развития творческого потенциала детей дошкольного возраста недостаточностью современных разработок в практике, что обусловлено сложностью психологического механизма творческих процессов.

Уже в раннем детстве у детей начинает формироваться эстетическое развитие. Ребёнок с первых лет жизни переживает чувство радости при восприятии ярко окрашенных предметов, при исполнении собственных ритмических движений.

В данное время выросло внимание к проблемам теории и практики эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Образовательное учреждение призвано осуществлять полное развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием немаловажное место в работе занимает эстетическое развитие. Преподаватели образовательных учреждений стремятся уделять значительное внимание разным сторонам эстетического развития- оформлению класса, использованию художественных произведений, внешнему виду взрослых и детей. На занятиях, проводимых с дошкольниками, большая часть принадлежит занятиям, на которых учащиеся рисуют, конструируют, лепят, делают аппликации, слушают классическую музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей очень разнообразны. Это игры, занятия, мастер-классы, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа преподавателей в этом направлении формировалась на научной основе и проводилась по назначенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, возрастов.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречием: между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по эстетическому воспитанию в художественно-продуктивной деятельности и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.

В наше время проблема эстетического развития, развитие личности, формирования его эстетической культуры одна из главных задач. Эта проблема разработана довольно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. среди них Д.Н.Джона, Д.Б.Кабалевский, Б.Т.Лихачёв, А.С.Макаренко, В.С.Сухомлинский, В.Н.Шацкая и другие [7, с.104]

Цель исследования: разработать серию занятий по изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть суть понятий эстетического воспитания
  2. Выявить особенности эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания.
  4. Разработать систему занятий по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: комплекс занятий по художественной деятельности, направленный на эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Методологическая основа работы: проблемами эстетического развития детей дошкольного возраста занимались учёные: Р.Орлова, А.Суровцева, Н.А.Ветлугина, Р.М.Чумичева, Б.Т.Лихачёв, Л.Шлегер.

Методы: анализ, сравнение, беседа, наблюдение.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная программа будет способствовать эффективному уровню эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Структура итоговой выпускной работы. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

1.1. Значение эстетического воспитания

Эстетика (от греч, - "чувство, чувственное восприятие")- философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания, гармония цветов. Согласно А.Ф.Лосеву, предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась.

Эстетическими называются такие чувства, которые вызываются у нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов. Радость, печаль, возмущение, восхищение, любовь, ненависть- всё это различные формы субъективного отношения человека к действительности: эмоции и чувства. Эстетические чувства как своеобразные переживания человека возникают при восприятии специфических объектов- произведений искусства, красоты природы. Они оказывают регулирующее влияние на поведение и воздействуют на формирование общественно-политических, эстетических и других идеалов личности. Эстетические чувства помогают нам воспринимать окружающую действительность как близкую нам, делают наше существование радостным, а мир красочным.

Эстетическое воспитание- это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у дошкольников систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающих выработать истинные критерии эстетических ценностей.

Формы эстетического воспитания- это беседы и лекции на эстетические темы, кинолектории, поэтические вечера.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием искусства (литературы, музыки, театра, произведений художественно-прикладного творчества) и действительности (труда и общественной жизни, природы, быта). Влияющие на многие аспекты жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: игре, на занятиях, в быту, на праздниках и в развлечениях.

Целью эстетического воспитания является формирование творчески развитой личности, способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует активное участие в искусстве труда, в творчестве по законам природы.

Средством эстетического воспитания дошкольников является изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию. Она является самым интересным видом деятельности дошкольного возраста, она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним, свои эмоции. Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту. Красота доставляет удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает встречи с людьми приятными.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представление о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Философы-материалисты считали, что Объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. [4, с. 56]. В наше время проблема эстетического воспитания развития личности, формирования его эстетической культуры одна из важнейших задач. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джона, Д.Б.Кабалевский, В.А.Сухомлинский и другие [5, с .34].

Можно выделить основные положения, говорящие о сущности эстетического воспитания. Во-первых- это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её. В-третьих, задача эстетического воспитания- формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвёртых, развитие способности и самостоятельному творчеству, и созданию прекрасного [28, с.123].

В.Н.Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: эстетическое воспитание служит формированию творчески активной личности, способности активного эстетического отношения учащихся и произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты. Из этого определения заметно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание - это процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Эстетическое воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует у человека отношение ко всем эстетически значимых предметам и явлениям, включая искусство как его самое мощное средство. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

См. продолжение статьи