Практическое применение технологии цифровой сторителлинг для достижения метапредметных результатов в процессе обучения английскому языку.

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


В Федеральных Государственных образовательных стандартах особо оговаривается интегративная цель обучения иностранному языку - формирование коммуникативной компетенции школьника. Эти же коммуникативные умения в ФГОС третьего поколения конкретизированы в содержании учебного предмета по годам обучения. Основными подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный.

Совокупность перечисленных подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основной школы, использования новых педагогических технологий, в том числе и технологии цифрового сторителлинга.

Многие ученые причисляют цифровой сторителлинг к педагогическим технологиям. Так, по мнению Н.В.Маняйкиной, Е.С.Надточевой цифровое повествование «является технологией, т.к. включает цепочку действий, нацеленных на создание определенного продукта - digital story, т.е. цифрового рассказа...» и способствует «… решению как практических (языковых) задач, так задач воспитательных»[4].

Л.И.Горохова в статье Технология digital storytelling (цифровое повествование) считает, что основным продуктом применения данной технологии является цифровой рассказ - мультимедийное произведение, которое может содержать фотографии и другие графические изображения, видео- и аудиозаписи, музыку, текст, голосовое сопровождение [3].

Рассмотрим практическое применение данной технологии в процессе создания комиксов и анимационных фильмов на уроках английского языка, т.к. по нашему мнению такая деятельность особо способствует достижению метапредметных результатов учащихся.

На уровне начального общего образования важно использовать доминирование устной речи. На данном этапе школьники не испытывают боязни общения со сверстниками, легко запоминают разговорные фразы. Эту особенность нужно использовать для преодоления языковых барьеров в будущем. Помочь в этом могут цифровые рассказы. В своей работе мы учим детей на начальном этапе создавать истории с инструментами от British Council[9]. Ученики могут создавать истории в разных жанрах: сказки, научная фантастика, детективы, приключения. Перед тем как создать свой рассказ учащиеся выполняют подготовительные упражнения, узнают новые слова и выражения, практикуются в применении грамматических структур.

На этом этапе школьники приобретают навыки индивидуальной работы. Очень важно и то, что при представлении результатов своей работы они преодолевают боязнь говорения на английском языке перед группой сверстников, то есть развивают свои коммуникативнные способности.

Таким образом, использование технологии цифровой сторителлинг помогает в формировании элементарной иноязычной коммуникативной компетенции и в расширении общего лингвистического кругозора, что является образовательными целями предмета «Иностранный язык» в начальной школе[6].

На уровне основного общего образования мы используем технологию цифрового повествования для создания комиксов и анимационных фильмов на английском языке. В ходе написания сценариев комикса учащиеся не только запоминают иностранные слова, учатся работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией, но и работать в группе, быть терпимыми и уважительно относиться к мнению окружающих. Более того, дети создают свои полноценные монологи и диалоги на иностранном языке, что очень важно. Рисование комиксов расширяет круг наблюдений учащегося, что имеет большое значение в плане общего его развития. Рисование героев, дальнейшее создание комиксов и озвучивания их в качестве элементов обучения английскому языку даёт учащемуся возможность научиться понимать отдельные слова и фразы на английском языке, уметь ответить на вопросы и выразить свое отношение к услышанному, научиться рассказывать о себе и составлять диалог на заданную тему, овладеть навыками чтения.

На всех этапах работы по созданию комиксов происходит формирование метапредметных результатов учащихся.

Этап 1. Введение и актуализация лексики, необходимой для создания комикса. Например, можно использовать разговорные клише: Know, what I'm saying?, What's up?, Everything was super-duper!, Excuse me, come again? и т.д. На данном этапе развивается умение планировать свое речевое и неречевое поведение.

Этап 2. Выбор сюжета комикса и подбор иллюстраций из фильмов и мультфильмов. Простейшие комиксы можно создавать на основе презентаций Power Point. Учащимся, которых лучше разделить на группы, предлагается выбрать сюжет комикса, иллюстрации и оформить комикс в виде презентации. При выполнении этой деятельности происходит овладение учебными универсальными коммуникативными действиями, включая умение взаимодействовать с окружающими, развитие исследовательских учебных действий, способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других[7].

Этап 3. Демонстрация проекта. На этом этапе наблюдается развитие смыслового чтения, включая умение понимать представленную информацию; обобщать и оценивать полученную при чтении информацию, определять тему, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов, выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме [7]

Этап 4. Этап рефлексии и оценки результатов. Обсуждение результатов работы в группе совместно с учителем. Здесь мы наблюдаем осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Именно для цифрового повествования можно использовать сервисы по созданию анимационных фильмов на английском языке. В нашей совместной практической деятельности с учащимися мы воспользовались сервисом Zimmer Twins at School. Работая с сервисом Zimmer Twins at School, ученики ориентированы на оперирование языковым материалом в диалогической речи. Данный сервис мы использовали при изучении темы "Exploring Space" («Исследование космоса»), УМК "Enjoy English" [2], 8 класс и темы "Superstitions" («Суеверия») УМК "Spotlight"[1], 9 класс. Учащимися были созданы мультфильмы "In Outer Space", "Zimburu", "Meeting an Alien", "Fortune Misfortune". Работу по созданию мультфильмов мы разделили на следующие этапы:

1. Подготовительный этап

  • ознакомление с ресурсом http://zimmertwinsatschool.com/
  • регистрация
  • изучение меню сайта, инструкции по созданию анимационного фильма
  • создание творческой группы (3-4 человека)

На данном этапе формируются регулятивные метапредметные результаты: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.

2. Продуктивный этап

  • создание сценария по выбранной теме, выбор персонажей, составление диалогов
  • обсуждение сценария, выбор наиболее удачного варианта
  • обеспечение соответствия письменной работы всем требованиям экранной культуры по форме организации материала.
  • создание фильма

На этом этапе деятельности происходит формирование коммуникативных метапредметных результатов, включающих речевую деятельность, навыки сотрудничества и познавательных метапредметных результатов, включающих работу с информацией и с учебными моделями, умение публично представлять результаты выполненного опыта.

3. Этап рефлексии

Для школьников создание мультфильмов - веселое и безопасное занятие, дети могут использовать свое воображение и создать свои собственные фильмы, при этом они могут не только увидеть свои достижения в изучении английского языка, но и овладеть навыками уверенного пользователя компьютера. В галерее сервиса можно посмотреть, что получилось у других участников группы. На этапе рефлексии ученики вспоминают, что они задумывали, сравнивают с тем, что получилось и отвечают на вопросы:

  • что удалось, менялся ли сценарий по ходу работы, если да, то, как именно;
  • что пытались сделать, но не получилось;
  • на что не хватило времени;
  • как можно было бы улучшить работу, если бы было больше времени;
  • каких ресурсов программы недоставало при работе (каких персонажей, их действий, предметов, фонов, звуков)[5]. Исходя из этого обсуждения, мы можем сделать вывод об осуществлении регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Опираясь на проводимые в методической науке исследования и практический опыт, мы пришли к выводу, что цифровое повествование действительно обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, является одним из важнейших инструментов в достижении метапредметных результатов.

Литература

  1. Английский язык. Английский в фокусе, 9 класс/ Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др. М.: Просвещение, 2020.
  2. Английский язык. Английский с удовольствием, 8 класс /Биболетова М.З. и др. Дрофа, 2020
  3. Горохова Л.Технология digital storytelling (цифровое повествование): социальный и образовательный потенциал. Международный научный журнал «Современные информационные технологии и ИТ-образование», [S.l.], v. 12, n. 4, p. 40-49, nov. 2016. ISSN 2411-1473. Доступно на:<http://sitito.cs.msu.ru/index.php/SITITO/article/view/149>.
  4. Маняйкина Н.В, Надточева Е.С. Цифровое повествование: от теории к практике. Статья в журнале Педагогическое образование в России, № 10 2015 С. 60-64 Издательство: Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург)ISSN: 2079-8717 elibrary_25055219_33367593.pdf
  5. Максимова И.Ю. Развитие креативной компетенции через проектную деятельность с применением икт на уроках английского языка. В сборнике Актуализация компетентностно-ориентированного подхода в современных условиях образования Материалы VII региональной научно-методической конференции. Издательство Братского государственного университета, 2015 С.134-137
  6. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ru/poop/61
  7. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]: https://fgosreestr.ru/poop/62
  8. Электронный ресурс: https://learnenglishkids.britishcouncil.org/games/story-maker-1
  9. Электронный ресурс: http://zimmertwinsatschool.com/