Корригирующая гимнастика - это разновидность лечебно-оздоровительной гимнастики, которая проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопии. В период роста детского организма применение корригирующей гимнастики дает наиболее положительный результат.
Условия для проведения корригирующей гимнастики:
- Продолжительность занятия 35-40 мин;
- Выполнение комплекса специальных упражнений;
- Желание и терпение
Корригирующая гимнастика оказывает:
- Общеукрепляющее воздействие на организм ребенка;
- Осуществляет своевременную профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата;
- Способствует укреплению мышц туловища;
- Воспитывает и закрепляет навык правильной осанки;
- Формирует правильный свод стопы;
- Развивает и совершенствует двигательные навыки детей.
Корригирующая гимнастика направлена на исправление осанки. Средства корригирующей гимнастики - это разнообразные общие развивающие упражнения, то есть специальные гимнастические упражнения и подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах. Все корригирующие упражнения проводятся в положении, когда позвоночник находится в наименьшем статическом напряжении: лежа на животе, спине, с использованием подкладок.
Симметричные упражнения
Симметричные упражнения - это физические упражнения, при которых сохраняется серединное положение позвонков. Электромиография показывает, что при сколиотическом изгибе активность мышц по обеим сторонам от позвонков неодинакова. Таким образом, сохранение срединного положения позвоночника, сопротивление его отклонению в сторону более сильных мышц будет вызывать более сильное напряжение в ту сторону, где мышцы ослаблены. То есть, симметричные по характеру выполнения физические упражнения мышечного тонуса асимметричны. При этих упражнениях происходит постепенное выравнивание мышечного тонуса, исправляется асимметрия, ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура, которая возникая на противоположной стороне сколиотической дуги.
Асимметричные упражнения
Эти корригирующие упражнения позволяют подобрать исходное положение и мышечную тягу соответствующих мышц на конкретный участок позвоночника. Необходимо варьировать положение и плечевого пояса, угол отведения рук или ног, можно точно подобрать ассиметричные упражнения для уменьшения по максимуму деформации во фронтальной плоскости. Упражнения должны быть строго индивидуальны, т.к. непродуманное использование этих упражнений приводит к прогрессированию заболевания и деформации.
Упражнения на растягивание
Этот цикл упражнения применяется для воздействия на изменённый связочно-суставной аппарат с потерей эластичности. Сложность активных упражнений заключается в том, чтобы избегать болевых или неприятных ощущений. Упражнения растягивания - это маховые движения, упражнения, где увеличивается амплитуда при помощи специального инвентаря. Разновидность упражнений в растягивании - это упражнения в самовытяжении при дефектах осанки и сколиозах.
Упражнения на равновесие
Упражнения выполняются при дефектах позвоночника для тренировки вестибулярного аппарата и уменьшенной плоскости опоры, изменениях положения головы, туловища, в стойке на одной ноге и способствует формированию и закреплению правильной осанки.
Упражнения на расслабление
Данные упражнения выполняются с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Конечно, расслабление сложно для ребенка, требуется определенный двигательный опыт, умение напрягать мышцы. Обязательное физиологическое условии произвольного расслабления - это удобное исходное положение. При выполнении этих упражнений достигается снижение тонуса не только скелетной мускулатуры, но так же и гладкой мускулатуры внутренних органов в зоне сегментарной иннервации. В расслабленных мышцах процесс восстановления происходит быстрее после напряжения, поэтому упражнения на расслабление - прекрасное средство восстановлении нарушенной координации и нормализации мышечного тонуса. Расслабляющие упражнения очень эффективны при дефектах позвоночника, для выравнивания тонуса мышц позвоночника, восстановления координацией движений и воздействия на ЦНС. При необходимости можно использовать валики или другие дополнительные приемы, облегчающие произвольные, расслабления: встряхивания, маховые движения.
Упражнения для укрепления мышечного корсета
К этим упражнениям относятся такие, которые применяются для развития мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища. Их применяют для восстановления и наращивания общей силовой выносливости указанных мышц. Для выработки мышечного корсета необходимо использовать и статические напряжения. Например, работу мышц в изометрическом напряжении, так как это обеспечивает быстрое наращивание мышечной массы при дефектах позвоночника.
Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки
Для формирования навыка правильной осанки ведущее место имеет ощущение положения собственного тела в пространстве, которое ребёнок получает за счет импульсации в ЦНС с рецепторов, которые расположены в мышцах и связках. Необходимо обращать внимание на расположение тела в исходном положении. Без чёткого мысленного и зрительного представления невозможно формирование правильной и красивой осанки. Поэтому дети должны видеть правильную осанку не только на рисунках, фотографиях и т.д., но и на занятиях.
Физические упражнения прикладного характера
При дефектах позвоночника применяют большинство физических упражнений прикладного характера: ползание, прыжки, метание и т.д. Прыжки при некоторых нарушениях осанки и при сколиозах, когда амортизирующая защитная функция позвоночника снижается, прыжки следует применять с большей осторожностью. Нужно учитывать возраст, пол, силу мышц, подвижность позвоночника. Необходимо помнить, что при отсутствии навыка мягкого приземления гимнастические или спортивно-игровые упражнения оказывают неблагоприятное воздействие на больной позвоночник, усиливая его деформацию. Поэтому детей с данным заболеванием следует обучать мягкому приземлению после прыжков. Чем хуже подготовлен ребенок, тем глубже он должен приседать после прыжков и ни в коем случае не оставаться в этом положении, а тотчас выпрямиться.
При занятии любым видом физической культуры нужно узнавать у тренеров или инструкторов о том, какие упражнения можно использовать как элементы корригирующей гимнастики. А родителям внимательно следить за развитием детей, чаще обращаться к учителям физической культуры или тренерам, если ребенок занимается в какой-то спортивной секции, с просьбой о дополнительном контроле, так как многие виды спорта без своевременной коррекции фигуры и физического развития могут еще и навредить, чем принести пользу.