Методическая разработка интегрированного урока «Пасха» по предметам: основы религиозных культур и светской этики и технология

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: Пасха, пасхальное украшение


Срок реализации: 1 час.

Возраст детей: 10 лет.

Форма урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: развитие интереса учащихся к традициям православной культуры через знакомство и расширение кругозора об истории возникновения, традициях и обрядах празднования Пасхи.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с историей возникновения главного праздника христиан - Пасхи;
  • сформировать представления о традициях, обрядах празднования Пасхи;
  • формировать уважительное отношение к культуре своих предков;

развивающие:

  • развивать речь, логическое мышление, внимание, память;
  • развивать навыки работы с информацией;
  • совершенствовать навыки и умения работы в парах, оценки своей деятельности;

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к своей Родине, её культурному наследию;
  • развивать эстетический вкус, композиционное мышление и желание дарить радость другим делом своих рук.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формирование способности к самооценке;

Регулятивные УУД: формирование умения самопроверки и взаимопроверки;

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать и понимать других;
  • формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формирование и отработка умения согласованно работать в парах;

Познавательные УУД:

  • умение действовать по аналогии;
  • самостоятельное выделение и формулирование учебной цели.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник 4 класса «Основы православной культуры» А.В.Кураев, рисунки пасхальных яиц, ножницы, клей, цветная бумага.

I. Организационный момент

- Начать наш урок мне хотелось бы словами педагога и психолога Шалвы Амонашвили:

«Кто с улыбкой жизнь встречает,
Кто с улыбкой детей пеленает,
Кто с улыбкой проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца,
Тот, как солнце, всё согревает,
Тот улыбкой зло побеждает,
Тот великую тайну знает!
Суть улыбки - радость Творца».

Давайте и мы подарим друг другу улыбки и сохраним хорошее настроение в течение всего урока. Ведь, как известно, улыбка благоприятно влияет на здоровье, делает нас привлекательными и успешными.

- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Когда человек улыбается?» (Когда он счастлив, у него прекрасное настроение, он хочет понравиться окружающим и др.)

- Отгадайте загадку, ведь в ней речь пойдёт о дне, способном, несомненно, вызвать улыбку на ваших лицах:

День рожденья, юбилей,
Новый год и новоселье,
Торжество, когда вокруг
Царит радость и веселье.
(Праздник)

- Какие ассоциации возникают у вас при упоминании данного слова? (Государственные праздники, профессиональные праздники, семейные, церковные)

- Приведите примеры праздников каждой группы.

II. Введение в тему урока

1) Работа в парах. На каждой парте лист с кроссвордом. Нужно вставить слова.

- В поле нашего исследования будет церковный праздник, в названии которого буквы следующих понятий, изученных нами на предыдущих уроках.

1. Это слово означает умение правильно славить Бога. (Православие)

2. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют… («Аллилуйя!»)

3. Как называются люди, которые под воздействием благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь (Святые)

4. Человек, который принял учение Иисуса Христа. (Христианин)

5. Ученик Христа, распространитель Его учения, буквально посланник. (Апостол)

- Какое слово у вас получилось? (Пасха)

- Что о празднике Пасха вам уже известно? Что хотелось бы узнать?

- Определите тему и цель нашего урока.

III. Изучение нового материала

1) - Пасха, Светлое Христово Воскресение - главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа, учреждённый апостолами, его ещё называют «праздник праздников» и «торжеством из торжеств».

Русские люди связывают Пасху с весной - жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единение людей, с надеждой на будущее счастье. Семь недель до Пасхи длится Великий пост, период строгости, святости, воздержания сразу после масленичного веселия. Шестая неделя Великого поста - Вербная. Верба - растение, которое к этому времени распускает свои почки-серёжки и возвещает о приходе весны. На последней неделе перед Пасхой верующие усердно молились. Чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму. Отсюда название Чистый четверг. «В этот день мыли и украшали избу, обливались, купались, мылись в бане. Воду надо было брать рано утром, до восхода солнца. Желая увеличить очистительную силу этой воды, в неё иногда опускали серебро, чтобы жить богато». (Из романа И.Шмелёва «Лето Господне»). Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад.

Проснулась я и слышу -
Весна стучит в окно!
Капель несётся с крыши,
Везде светло-светло!
И, кажется, - не птицы,
А ангелы летят.
О том, что скоро Пасха,
Они нам говорят.
(Стихотворение Н.Горчакова «Воскресение Христово»)

- На какие даты приходится Пасха каждый год? Прочитаем об этом в учебнике на странице 41. («Это интересно!» читает ученик).

- В этом году православные отмечают Пасху 24 апреля.

2) - Вы знаете, что Иисуса осудили на смертную казнь. Это было страшное событие. Его распяли на кресте на горе Голгофа. Когда Иисус умер, земля вздрогнула, начали распадаться скалы.

Ночью, на третий день после своих страданий, Иисус Христос ожил, воскрес из мёртвых. В воскресенье утром пришли женщины с благовониями, чтобы смазать тело Спасителя. Но вместо Него увидели Ангела. Он известил о Воскресении Господнем: «Я знаю, что вы ищите распятого Иисуса, но не следует искать Живого среди мёртвых. Он воскрес. Идите и расскажите ученикам Иисуса об этом». Радость охватила людей. С тех пор мы празднуем Пасху - праздник Возрождения. Господь победил смерть и показал, что для тех, кто в Него верит и живёт согласно Его заповедям, нет ни смерти, ни ада. А вот как о чудесном воскрешении Иисуса Христа сказал А.Н.Майков. На странице 42 прочитайте самостоятельно стихотворение.

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Найдите слова, которые являют собой отражение чувства восторга и радости.

- В какой день Христос вернулся к жизни?

- Воскресенье - седьмой день недели, когда люди отдыхают от повседневной суеты, этот день очень важен для христиан. В этот день мы посещаем церковь. Этот день считается главным для всех членов семьи как день духовного очищения.

- Что означает слово воскресение?

- Обратимся за ответом к страницам учебника (стр.39 абзац 2).

- Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

- Имя Иисус Христос - значит Бог спасает. Христос именуется Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради спасения людей.

- От чего спасает людей крестная смерть Иисуса Христа?

- Обратимся за ответом к страницам учебника (стр. 40 3 абзац).

- Действительно, Иисус Христос взял на себя все грехи мира, дав возможность людям жить в мире, ладу, согласии, относиться друг к другу с любовью, уважением, добром.

3) - Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения - пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма. Это называется «крестный ход». Все поют радостные пасхальные гимны. Как звучит главный пасхальный гимн, найдём на странице 41 учебника.

Прослушивание аудиозаписи с пасхальными песнопениями

- Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба повторяется по утрам, причём и дети могут поучаствовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни: они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней Пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек, в том числе и ребёнок, может подняться и позвонить в колокола.

- Хотите услышать звон пасхальных колоколов?

Прослушивание пасхального звона колоколов

4) Работа по картине Б.Кустодиева «Христосование».

- Тема Пасхи была близка не только писателям, композиторам, но и художникам. Пасхальные традиции отразились в работе художника Б.Кустодиева «Христосование» на странице 42 учебника. Рассмотрите картину.

- Что изобразил художник?

- Что вы слышали об этой традиции?

- Какое настроение передал художник в своей картине? Какие краски ему помогли в этом? (Краски сочные, яркие создали настроение праздника).

IV. Изготовление пасхальной открытки

- Назовите главный подарок праздника Пасхи.

- Почему на Пасху принято дарить яйцо?

- После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок. Протянула Мария императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: "Христос воскрес!". Удивился император и сказал: "Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!" Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Красное яйцо - символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождение рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте Крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

- Много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - красить и расписывать яйца.

Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали разрисовывать узорами. А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

На выставке яиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками.

Для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту? (Ответы детей).

Каждый узор на пасхальном яйце имеет своё значение:

  • волнистые линии - знак воды;
  • зигзагообразная линия - это знак молнии;
  • треугольник или ромб с точкой - это символ достатка и богатства;
  • ромб - символ урожая;
  • круг - символ солнца;
  • завитки и спирали - это знак космической силы;
  • точки - знак плодородия.

Хочу испытать ваше умение украсить пасхальные яйца. На столах у вас ножницы, клей, овал в форме яйца, цветная бумага, нужно вырезать любые фигурки и украсить яйцо.

Вы своими руками сделали пасхальные открытки. Я надеюсь, что вы её подарите на праздник самому родному и близкому человеку.

V. Подведение итога

- Ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что запомнилось? Получили ли вы ответы на поставленные в начале урока вопросы?

Прекрасен праздник Пасхи, прекрасны её обычаи, но более всего прекрасен завет этого дня - любите ближнего.

Вот обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай. Я надеюсь, что вы не забудете поздравить ваших бабушек и дедушек, разделите радость с одинокими соседями. Жизнь человека очень коротка, поэтому надо спешить делать добрые дела, совершать только хорошие поступки, не делать никому зла. Воспитывайте себя в духе правды и добра, просите прощения у тех, кого вы обидели. Пасха - это праздник любви Бога и человека, это примирение и прощение. Радуйтесь жизни, цените её, посмотрите, как всё, окружающее нас, так красиво и интересно.

VI. Домашнее задание

Составить рассказ «Как мы дома празднуем Пасху».