Методическая разработка «Основы мастерства пианиста. Пособие для школьников»

Разделы: Дополнительное образование


План.

  1. Этапы разучивания произведений
  2. Основные установки при домашних занятиях.
  3. «Ключи» для входа в мастерскую настоящего музыканта.
  4. Как не сбиться с пути в постижении и реализации замысла композитора в любом музыкальном произведении. Практические советы.
  5. Как не бояться сцены.

Эта работа мала по объему, но я постаралась её наполнить самой важной информацией, посчитав этот формат наиболее удобным в повседневной работе учеников. Все недостающие знания, рассуждения, расшифровки, уточнения и т.д. можно найти в больших и известных трудах маститых педагогов.

1. Этапы разучивания произведений

Этапов разучивания произведений достаточно много. Традиционно он делится на:
1.Ознакомительный.
2. Этап проучивания.
3.Этап закрепления навыков.
4.Концертное исполнение. И это всё правильно. Но …

Надо понимать, что ученикам весь объём разучиваемого материала сложно охватить за один раз. И я предлагаю поэтапное знакомство с произведением и, соответственно, и проучивание тоже поэтапное. У каждого ученика свой темп работы, он зависит от его сил, знаний, терпения и внимания. «Не спеши», - говорю я ученику, давай «рассмотрим» это и это, предлагая проиграть разные части произведения отдельными или двумя руками. Настанет момент, когда он захочет сыграть всё от начала и до конца и будет тренироваться в этом. Но до этого необходимо всё же пройти несколько предварительных этапов знакомства с нотным текстом. Я не говорю, что именно в таком порядке, но как пример предлагаю вот что:

  1. Первое: Если видишь, что произведение для тебя слишком сложное или оно тебе не нравится, то сразу скажи об этом своему преподавателю.
  2. Знакомство с началом произведения. Игра под счёт отдельнымируками и потом только двумя. Целесообразнее воспользоваться не обычным просчитыванием по долям, например, 1и 2и 3и 4и, а считать пульсацией более мелкими длительностями. В размере 4/4 считать восьмыми и это будет 12345678 восьмых или для удобства заменить их на 12341234 восьмых в одном такте. И так можно заменить счет на более мелкий в любом размере. Если в произведении есть шестнадцатые, то пульсация будет ими.
  3. Знакомство с фактурно трудным местом произведения. Выбирай это место «на свой взгляд». Постарайся дать себе точный расклад аппликатуры, который позволит играть удобно, без ошибок. Скорее всего вариантов такой аппликатуры будет несколько, пока найдётся наиболее подходящий. Но «кто ищет, тот всегда найдёт», говорит нам пословица. Важно понимать, что аппликатура проверяется в быстром темпе, если темп произведения быстрый. Сделай пометки в тексте выбранной аппликатуры. Но учить необходимо как раз в медленном или среднем темпе, в том, на который у тебя хватит внимания играть без ошибок. Постепенно переходи к игре в более быстром темпе. Прислушивайся к своим ощущениям в руках. Не должно возникать напряжения, пальцы не задирай и не играй толчками. Старайся вести звуки ровно, на динамике, выделяя интонацией сильные доли и фразировку. В длинных пассажах немного «опирайся» на первые звуки в группировках нот.
  4. Чтение с листа первой страницы. Работа над первой страницей текста. Или можно начать с половины страницы. Основная нагрузка начального этапа-это знакомство с текстом. Но ведь там, в тексте, еще так много всего-штрихи, динамика, аппликатура, дополнительные указания, всё сразу невозможно углядеть и учесть. Так вот, еще раз повторю- начни с главного-с ритма. Именно ритм собирает музыку в единое целое. Затем проверь пальцы, займись этим аспектом работы. Пока ты это учишь, то незаметно начнёшь добавлять штрихи и динамику. И вот постепенно начнёт вырисовываться музыкальный образ с характерными ему чертами. Внимательно всматривайся в текст. Очень часто ученики кроме нот ничего не видят, поэтому помни о множестве указаний в тексте и старайся их не пропускать мимо своего внимания.
    1. Важные моменты: учись видеть в конце предложений разрешения, они всегда играются по правилам (разрешение- это переход неустойчивой ноты в устойчивую, устойчивая при этом играется тише и на снятии руки); по такому же правилу играются парные лиги (две ноты под лигой, вторая будет тише и «легче» первой); синкопа должна иметь разрешение, поэтому после синкопированной ноты играй тише, как бы продолжая мелодию, а не начиная заново; помни, что каждый штрих (легато, нон легато и стаккато ) имеет свою градацию, то есть, может исполняться в разной степени выраженным в зависимости от смысловой направленности его применения; качество исполнения штрихов в наибольшей степени зависит от активной работы кончиков пальцев; не забывай про свободу движения рук и запястья; следи за устойчивостью и цепкостью кончиков пальцев (снимая их как бы под ладошку); концентрируй внимание на качестве звучания. Педаль, если она указана, учат, как правило, «по левой руке». (С партией левой руки).
  5. Работа над второй или последующей страницей текста напоминает работу над первой страницей, правда продвигаться эта работа будет уже немного быстрее. Долго на этом этапе не задерживайся, пробуй проигрывать произведение целиком от начала до конца, отмечая про себя что удалось и где не удалось сыграть без ошибок. Проанализируй причину ошибок. Начни работать над этими местами отдельно. Лучше проучивать такие места сразу предложением или хотя бы фразой.
  6. Работа над окончанием произведения. Окончание регулярно, на любом этапе работы над произведением, надо учить отдельно. Это необходимо с психологической точки зрения. Уж что, что, а окончание сыграешь всегда. Звучание окончания всегда должно быть убедительным по характеру, поищи это в своей игре.
  7. Повторное прохождение в медленном темпе отдельных частей произведения, с более углубленной проработкой качества игры. Этот этап необходим для того, чтобы избежать заигрывания. Бывает так, что выученное произведение начинают бездумно просто повторять и так повторяют, пока вдруг не запнутся на каком-нибудь месте и не знают, что играть дальше. Поэтому всё делаем осмысленно, вспоминаем задачи на каждый «отрезок» текста, не торопясь закрепляем выученность текста.
  8. В среднем или медленном темпе играть произведение от начала до конца. Осуществить отдельное проучивание появившихся при этом ошибок. Не все дети способны играть в медленном темпе. Для этого нужны «хорошие» уши, которые смогут терпеливо всё это слушать. В основном все торопятся, ведь чем быстрее сыграешь, тем быстрее выучишь, и меньше потратишь на это времени, так им кажется. Но всё почти наоборот. Сыграть в медленном темпе-это значит всё разгладить «утюжком», навести порядок в знаниях текста и приучить к порядку свои пальцы. А потом пожалуйста, можешь сыграть и подвижнее и тренироваться играть в нужном темпе.
  9. Определить в полной ли мере реализована кульминация., чего «много» и чего «не хватает». (Найди, что такое кульминация. В большом произведении их может быть несколько, но одна - главная).
    1. Дело в том, что кульминация наиболее яркая часть произведения и она должна быть таковой. Иногда в ней не хватает яркости или напряжённости, присущей, ей и это смазывает впечатление от всего произведения в целом. Знай, что кульминации бывают и тихие, но это гораздо реже. Важно отработать «переходы» между частями, если их несколько. Музыка должна «перетекать» через паузы, через ферматы, через контрастное звучание, но не останавливаться. Всё должно быть «вплетено» в общий замысел. Большую роль в этом играют ритмическая организация и умение слушать себя, погружаться в музыку.
  10. Стараться чаще играть произведение целиком от начала до конца без остановок.
  11. Этот этап уже готовит нас к выступлению. Возникает отдельная необходимость тренировки проигрывания произведения целиком и лучше при гостях или других слушателях.
  12. Прослушать рекомендации преподавателя, принять это к сведению. Хорошо запомнить темп исполнения. Перед началом игры быстро настроиться на образ произведения.

2. Основные установки при домашних занятиях

2.1. Первое: проверь посадку за инструментом. Замечено, что если на уроке в школе стул специальный и можно его для удобства поднимать или опускать, то дома многие не следят за этим и часто сидят ниже положенного уровня и потом удивляются зажатым плечам и «корявым» движения рук.

2.2. Вспомни, что любое произведение можно учить методом прибавления. То есть выучил(а) два такта, прибавь третий. И вот ты уже знаешь три такта. И т.д. Но имей в виду!, учить методом прибавления можно с любого места в произведении. Также будь готов(а) к многократному повторению одних и тех же мест, особенно трудных. Пойми, что повторять по несколько раз это нормально, потому что должны привыкнуть пальцы, должна «привыкнуть» голова к тому, что ты играешь. Также можно и нужно поучить отдельными руками, хотя бы не долго, но стремясь, чтобы звучало как отдельное по выразительности произведение. Педаль, если она необходима в произведении, учится с левой рукой. В трудных местах можно на время уменьшить количество нот в аккордах или в мелодии, затем через какое- то время «вернув их на место» и обязательно смени темп на более медленный и проиграй так несколько раз, проверяя не затесалась ли какая - нибудь ошибка в тексте, в штрихах, или в ритме.

2.3. Проверь какими пальцами ты играешь с теми, что указаны в нотах. Если совсем не получается, то скорее всего дело в неудобной аппликатуре. Спроси совета у преподавателя или посиди и поиграй разные варианты пальцев, пока не найдешь удобный, позволяющий играть без ошибки. Если ты действительно выбрал(а) правильные пальцы, то вскоре ты забудешь о неудобстве и ошибке в этом месте.

2.4. Во время разучивания на любом этапе не «стучи» просто по клавишам, даже если это кажется тебе музыкальным, а пробуй искать интонацию, оценивай рисунок мелодии, наличие пауз. Старайся придать им определённый характер и черты. Для этого у тебя как правило есть подсказки в виде слов, знаков, темпа и т.д. Попробуй придать всему этому значение и найти им своё место в общем звучании. Если встретил(а) длинную лигу, не спеши сразу всё под ней играть связно, но найди под ней более мелкие мотивы и фразы. Следи, чтобы руки были свободными и «лёгкими» в передвижении, а пальцы устойчивыми и цепкими!

2.5. Используй для проучивания знакомые тебе способы или приёмы, помогающие улучшить качество твоей игры. Их несколько: проучить на стаккато; на нон легато; проучить на другой динамике(громкости); примени ритмические варианты, например, 4 ноты четвертями и 4 ноты восьмыми независимо от ритма пьесы, который присутствует в произведении (спроси у преподавателя как этим пользоваться или придумай сам(а)); с акцентами через ноту (громко -тихо и так чередовать); в пунктирном ритме; с остановками; поучи на «легато» там, где написано «стаккато» и наоборот, то есть смени штрих, «поиграй» на крышке пианино, подключив своё воображение, будто играешь по клавишам, поучи где форте на пиано и наоборот. Поучи движением «в клавиатуру», поучи прикосновением «из клавиатуры». Найди объединяющие движения. Да помни про запястье, оно не должно быть «сковано». Потому что когда рука движется на клавишу, то есть вниз, то запястье становится в момент прикосновения к клавише упругим, а вот при снятии или движении руки вверх оно всегда абсолютно свободное, таким образом не мешающее движению пальцев, а помогая им. Да, и не забудь соблюдать аппликатуру, иначе всё пойдёт «на смарку».

* Вполне нормально, если ты с первых проигрываний не сможешь определить форму произведения. Умение определять форму приходит постепенно. Это как озарение: вот ты играешь, играешь, и вот видишь, что началось повторение, или что-то похожее на предыдущий материал. Знай, что это «пошло» второе предложение или эта сменилась часть и «вернулась» тема или появилась какая-то новая, отличающаяся от предыдущей, мелодия. А музыка состоит из частей, как правило 2х или 3х, каждая из которых может повторяться, и также и в самых крупных произведениях - симфониях и концертах, только части там побольше и сложнее устроены. Лучше почитать немного о музыкальных формах или спросить у преподавателя. Можно основное о формах сказать в нескольких словах. Зрительно это видно по тексту, особенно в детских пьесах, но всё же чтобы это видеть, нужно потренироваться. Главное помнить, что со сменой части, в музыке тоже что-то очень меняется. Например, тональность, тема (мелодия), штрих, и т.д. Может поменяться лад, характер, потому что значение у частей разное. Также учись «рассматривать» вертикаль звуков и таким образом находить гармонии, это уже будет высокой степенью осмысления музыки, потому что гармонии- это основа ее строения. (В понимании гармоний тебе поможет учитель).

2.6. После предыдущих пунктов у тебя неизбежно начнёт получаться если не всё, то почти всё. И всё это потому, что при поэтапном разучивании вступает в силу закон перехода количества в качество. И всё сложное в исполнении становится простым и вполне доступным и позволяет перейти к завершающему и главному этапу - творческому исполнению, когда сомнения уходят и появляется уверенность и все силы направлены на раскрытие образа и эмоций, заложенных в произведении. Это значит, что ты поработал(а) на 5!

3. «Ключи» для входа в мастерскую настоящего музыканта

3.1. В двух словах: нужен чёткий внутренний посыл (команда) и смелые движения. Смелые движения будут при активном мышлении и «включённости» слуха. Именно для этого нужна тренировка.

3.2. Тренировать себя на видение сразу двух рук при игре своим «внутренним взором», осуществляя таким образом контроль. (При этом можно даже не смотреть на клавиатуру).

3.3. Исполняя тот или иной «кусок» музыки, надо иметь ввиду определённую задачу, конкретное намерение по звуку и ритму. Меняется музыка - меняются задачи. Всё должно быть постепенно. Не надо торопить события.

3.4. Надо понимать, что «вычистить» текст от ошибок получается не сразу, а где-то на втором или третьем этапе. Для этого используй методы в пункте 2.4 и проигрывание в медленном темпе.

3.5. Пренебрежение выучиванием пальцев даёт сбои в самых неожиданных местах и наоборот, их выучивание даёт гарантии безошибочной игры.

Надо понимать, что для быстрой, техничной игры, понадобится быстрое «отбрасывание» пальцев после взятия звука, оно похоже на сбрызгивание с пальцев воды. Таким образом обеспечивается игра «леджьеро» (легко). Ведь чем быстрее отскочит палец, тем быстрее он сможет извлечь следующий звук.

4. Как не сбиться с пути в постижении и реализации замысла композитора в любом музыкальном произведении. Практические советы

4.1. Для начала прослушай несколько произведений композитора, чьё произведение выбрано для выучивания. Это нужно для того, чтобы приблизиться к пониманию стиля композитора, познакомиться с ним. Но можно этого и не делать, а попробовать самому(самой) разобраться что к чему, это тоже очень интересно. Можно почитать немного о стиле данного композитора, что ему больше присуще и чаще всего именно у него встречается. Не надо пугаться «умных» слов. А непонятное предложение с непонятными словами прочитать еще раз. Или прочитать на следующий день. И так постепенно смысл начнёт «раскрываться» и приходить понимание. И еще можно выяснить в каком веке жил композитор и в какой стране. И так постепенно будет складываться понимание композиторских стилей.

4.2. Чтобы избежать грубой однообразной игры, стоит после первого проучивания поиграть произведение на пиано, хорошо прислушиваясь к каждой интонации. Чем разнообразнее игра, тем лучше, ведь и сами композиторы к этому стремятся. Они используют для этого множество штрихов, динамику от самой тихой до самой громкой, разные акценты, синкопы и замедления темпа. В общем, много всего. Поэтому помни, что даже при повторе одной и той же музыки надо сыграть её чуть-чуть, но по -другому, не делать очень точного повтора как под копирку, и это будет правильно с точки зрения развития музыки. Развитие - это всегда изменение. Развитие в музыке - это её изменение. (Вспомни, как даже при повторе в каком-нибудь менуэте, надо первый раз сыграть громко, а при повторе тихо). Самые большие изменения бывают в средней части. В ней может появиться новая мелодия, если это трёхчастная форма, или почти до неузнаваемости изменится прежняя или прежние темы, если это сонатина (симфония или концерт). Постарайся для себя точно выяснить и запомнить где что меняется и в какую сторону (в смысле характера). Если ты будешь для себя уточнять какими средствами композитор задумал сделать эти изменения, то это и будет грамотным подходом к разучиванию и даст большой задел для творчества (для обдумывания как лучше сыграть то или иное место).

5. Как не бояться сцены

5.1. Надо натренировать свою психотворческую волю. Для этого чётко научись видеть задачи, которые в каждом произведении свои и над которыми ты работал(а). Не надо менять эти задачина новые во время исполнения на сцене. Ты и так удивишься, как по- новому звучит твоя музыка, даже если ты будешь всё играть, как всегда. Так «работает» сцена, у неё свои законы. На исполнителя действует в целом атмосфера зрительного зала и всех слушателей. Но постарайся «не поддаваться», веди свою линию, слушай и думай в привычном режиме, и даже больше слушай…, будь сильным внутренне, ведь ты и твоя музыка- вы уже друзья, у вас есть своё «взаимопонимание», «доверие». Этого нельзя пока сказать о тех слушателях, которые сидят в зале, хотя теоретически они тоже друзья исполнителя, но такого взаимопонимания с ними пока нет. Но, опять же, это до того момента, пока ты не начал(а) играть, не проявил(а) себя через свою игру. Поверь и не сомневайся, что все твои слушатели тебя любят и желают тебе только добра. Это придаст тебе спокойствия и не позволит твоему вниманию отвлекаться на них. Подумай, что ты и твоя исполняемая музыка- вы одни в зале, в том «зале», где уже живут звуки и твои фантазии, - они в «зале» твоего воображения.

5.2. Желательно постараться досконально выучить произведение, что называется «вдоль и поперёк». Да, бывает, что недостаёт времени для твёрдого выучивания произведения и оно на сцену выносится как говорят «сырым», как бы еще не совсем доученным. Много сомнений тогда возникают у ученика, и самый неприятный момент, когда появляется страх. Так вот, чтобы этого не происходило, я дам несколько подсказок. Проверь на практике, помогают ли они, а потом можно и порассуждать нам на эту тему. У тебя наверняка найдутся свои выводы и доводы и интересные «находки» и дополнения к этой теме. С удовольствием готова их выслушать. А теперь к советам. - Вернись к пункту 2 в данной методической работе, почитай и пойми, что залог успеха заложен в самых первых шагах разучивания произведения. И твоя задача не тратить время даром, а идти верным и надёжным путём. Потому что, понимая, что происходит в произведении, ты не чувствуешь страха.

5.3. Иметь смелость выражать своё мнение на сцене, не допуская даже мысли о чьей-то критике или недовольстве. Выступление на сцене, это акт самозабвенный, волшебный. Умение «отдаться» музыке или как говорят «погрузиться в нее» и есть залог успеха. Потому что именно в таком состоянии возможно, как любое мелкое или едва уловимое, так и конкретное, явное, выражение содержательной стороны произведения. Смотря с этих же позиций иногда помогает совет представить себя одного (одной) в зале и играть как бы в одиночестве, тогда действует закон «если понравится тебе, то понравится и слушателю» или «что услышишь в музыке сам, то услышит в ней и слушатель».

5.4. И самое главное - не останавливайся при ошибке, играй дальше как ни в чём не бывало и прямо забудь об ошибке, не начинай её как-то анализировать, это ты обязательно сделаешь потом, после концерта. А во время исполнения любая ошибка пусть станет твоим другом, я правда не шучу, не думай о ней как о катастрофе и что из-за неё всё не удалось или надо вообще остановиться, нет… Всё удалось, а она, эта ошибка, была помощницей, чтобы ты потом посмотрел(а) на это место отдельно и обратил(а) внимание на трудность в этом месте. Эту трудность можно также убрать как ты убирал(а) её в любых других местах. Но просто это место еще не проучил(а). Поэтому перед экзаменами или зачётами делают прослушивания или дополнительные концерты, специально, чтобы их обнаружить, эти «слепые» места и проучить их получше.

Понимаете, в чем дело, любые знания, которые вы получаете от преподавателей, надо по-хорошему «присвоить», то есть любые знания необходимо проверить, проанализировать и приспособить к себе, сделав их уже как бы своими, со своими выводами, подробностями и обоснованиями. Эти знания вы можете потом формулировать своими словами и применять уже частенько сами, без подсказок преподавателя. А для этого и надо заниматься.

Успехов!