Развитие у обучающихся коррекционной школы гражданственности, патриотизма, духовно-нравственных и социальных ценностей

Разделы: Патриотическое воспитание

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


В современных условиях особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым Родины.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота Родины, яв­ляется неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее - ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Наиболее сообразной будет следующая цель: духовно-нравственное и гражданско-патриотического воспитание подрастающего поколения посредством вовлечения школьников в социально значимую и нравственно-направленную деятельность; знакомство детей с пониманием смысла человеческой жизни в традиционной русской культуре, с основными правилами нравственности.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Социальное развитие нашего общества в XXI веке может успешно проходить только на основе исторической и культурной преемственности поколений: привития современному ребенку чувства патриотизма, гордости за свою родину, а также за Родину малую.

В современных условиях ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.

Патриотическое воспитание школьников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Школьный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания школьников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность педагогов в работе с детьми с ОВЗ, основана на соответствие возрасту разных формах образовательной работы со школьниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в школе-интернате.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использованием педагогических средств:

  • иллюстративных материалов,
  • художественной литературы,
  • музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства,
  • презентаций,
  • фильмов.

При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей.

Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы, трудовые десанты, участие в волонтерской деятельности.

Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края, исследовательская деятельность связанная с мемориалами. Центральным моментом является праздник, посвященный Дню Победы, оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у школьника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный человек, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Гражданско-патриотическое воспитание в современной России актуально.

События последнего времени подтвердили, что экономические проблемы, социальная дифференциация общества, утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим. Социально-экономические процессы последнего десятилетия и последовавшая за ними девальвация духовных ценностей оказали, к сожалению, негативное влияние на общественное сознание и выявили зависимость успешного решения многих жизненных проблем от уровня сформированности гражданской и патриотической позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа. В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

В том числе подготовить наших подростков к защите Отечества, через воспитание уважения к людям военных профессий. Эти задачи решаются совместными усилиями образовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования, конечно, же, семьи.

Патриотическое, а в отношении мальчиков и военно-патриотическое, воспитание начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все виды социального воспитания ребёнка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки детей, начиная с первых лет жизни. С началом обучения детей в школе, семья не сотрудничает с образовательным учреждением по данному направлению. Поэтому вся обязанность по воспитанию гражданственности и патриотизма ложится на плечи школы.

Все дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны. К сожалению, с каждым днем с нами рядом остается все меньше тех, кто защищал нашу страну, нашу землю, нашу Родину. И самое большое, что мы можем сделать, это помнить о защитниках Отечества и передавать нашим потомкам память о них и их великом подвиге. Память о соотечественниках, павших на полях сражений, защищавших от врагов свой народ, с древнейших времен почиталась на Руси. Традиция эта давняя и передается от поколения к поколению. И в настоящее время наша страна встала на защиту своего народа, проживающего на территории Украины. Доблестные защитники самоотверженно сражаются против укро-нацистов, несмотря на финансовую и техническую поддержку стран блока НАТО. Мы и наши потомки до конца своей жизни будем испытывать огромное уважение к ветеранам всех войн, которое они заслужили тем, что сделали для последующих поколений.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Ушинский К.Д. считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Это направление деятельности никогда не уходило из стен нашей школы. И мы продолжаем углубленную работу в этом направлении согласно происходящим событиям и течению времени.

Основные задачи воспитания детей с ОВЗ:

  • Формирование гражданской позиции и духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к правам и свободам человека, национальной и религиозной терпимости, уважительного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
  • Создание условий для осознанного выбора профессии, получения воспитанниками практических навыков, необходимых для продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях.
  • Развитие творческого потенциала и коммуникативных компетентностей в рамках единого со пространства.
  • Сохранение и развитие традиций школы-интерната, уважительного отношения к героическому прошлому народа.
  • Воспитание и уважительное отношение к труду.
  • Воспитание ответственности и законопослушания, создание условий для профилактики асоциальных и вредных привычек у воспитанников.
  • Формирование навыков ЗОЖ и культуры питания воспитанников.

Патриотическое, правовое и духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ, направлено на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении школьника, а также воспитания у него положительных личностных качеств. Тенденции развития ребенка с особыми потребностями те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения - отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов в значительной мере носят вторичный характер. При своевременной правильной организации воспитания, возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия многие отклонения развития у детей могут быть скоррегированы.

Таким образом, в процессе всей коррекционно-воспитательной работы происходит становление начал личности школьника, которое связано с формированием адекватного поведения детей и с гармонизацией их отношений со сверстниками и взрослыми. При этом у учащихся закладываются основы таких нравственных качеств как отзывчивость, доброта и терпение, понятие о взаимопомощи, и дети приобретают практический опыт их реализации в повседневной жизни.