Предмет: русский язык.
Цель: повторить, углубить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы».
Планируемые результаты:
- Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,
- Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
- Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
- познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,
- регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и исправлений, реального действия и его результата;
- коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Задачи:
-
Обучающие:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение использовать фразеологизмы в речи;
- развить умение определять этимологию фразеологизмов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
-
Развивающие:
- развитие критического мышления обучающихся; развитие внимания обучающихся;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой работы.
-
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и индивидуальной работе;
- развитие уважения друг к другу.
Ход урока
I этап. Организационный момент, приветствие
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Пусть вам будет интересно!
Знанья пусть послужат впрок!
- Проверим готовность к уроку
II этап. Актуализация знаний
Один иностранный художник, плохо знающий русский язык, услышал в разговоре своих знакомых интересные выражения и решил нарисовать к ним иллюстрации. Вот что у него получилось. (Демонстрируются юмористические картинкис изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица», «Сесть в калошу».
Конечно, вы догадались, что именно услышал художник. Назовите эти выражения. (Ответы детей). А почему он ошибся? (Ответ). Дайте полное определение фразеологизма.
Фразеологизм - устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов, входящих в его состав.
Сегодня мы с вами продолжаем работу с фразеологизмами, и я надеюсь, что вы не попадете впросак, как этот художник. Будете работать не покладая рук, шевелить мозгами и окажетесь на высоте.
III этап. Повторение
Приготовьтесь работать в своих рабочих листах. У вас даны предложения и для каждой группы есть свои задания.
Задание 1.
«А рыбы-то у вас кот наплакал», - сказал Андрей, заглянув к нам в ведерко.
«Нет не пойдем мы за семь верст киселя хлебать! - отрезала Настя.
Саша возмутился: «Не надо мне вешать лапшу на уши!»
Болельщики кричали на трибунах: «Давай, Костя, во весь дух!»
1 группа. Выпишите из предложений фразеологизмы.
2 группа. Найдите фразеологизмы и объясните их значение.
3 группа. Найдите фразеологизмы и подберите к ним синонимы.
Проверка (Ответы учеников)
Давайте назовем используемые здесь фразеологизмы. (Ответы детей из 1 группы)
А теперь воспользуемся ответами ребят из второй группы и переделаем предложения. Посмотрим, что получилось.
«А рыбы-то у вас мало», - сказал Андрей, заглянув к нам в ведерко.
«Нет не пойдем мы так далеко! - отрезала Настя.
Саша возмутился: «Не надо мне врать!»
Болельщики кричали на трибунах: «Давай, Костя, быстрее!»
Ребята, что изменилось в предложениях? Изменился ли смысл? Нет. А что утратили предложения? Правильно! Свою эмоциональность, образность, выразительность.
Давайте вспомним, в каких стилях речи используются фразеологизмы? (Ответы)
А теперь давайте вспомним, какое задание было у 3 группы. Они подбирали синонимы. (Ответы детей из 3 группы)
А к некоторым фразеологизмам мы можем подобрать и антонимы. Давайте попробуем.
«А рыбы-то у вас кот наплакал», - сказал Андрей, заглянув к нам в ведерко. (пруд пруди)
«Нет не пойдем мы за семь верст киселя хлебать! - отрезала Настя. (рукой подать)
Саша возмутился: «Не надо мне вешать лапшу на уши!»( говорить от чистого сердца)
Болельщики кричали на трибунах: «Давай, Костя, во весь дух!» (черепашьим шагом)
IV этап. Изучение нового материала
А сейчас мы исследуем синтаксическую функцию фразеологизмов в предложении, попробуем выяснить, какими членами предложения они являются.
- Если я плохо учился, то меня всем классом тянули за уши, добиваясь, чтобы я исправился.
- Почти за минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки.
- Вот и наступило бабье лето.
- Петух, который сидел на заборе, кричал во все горло.
Коллективная работа, ответы учеников.
Вывод. Фразеологизмы могут быть разными членами предложения, весь фразеологизм в целом является одним членом предложения.
Физкультминутка
Встанем как аршин проглотили.
Проголосуем обеими руками.
Согнемся в три погибели.
Попрыгаем, как заяц.
Дадим задний ход.
Посмотрим друг другу в глаза.
Разведем руками.
А теперь руки в брюки.
Подержим нос по ветру.
Но в ногах правды нет.
Занимайте свои места.
V этап. Закрепление
А теперь выполним еще несколько интересных заданий
1 группа - лингвисты.
Задание. Соотнесите фразеологизмы с их значениями
Фразеологизм |
Значение |
хоть пруд пруди
|
|
Слова для справок: очень далеко, дружно, очень умный, дорогой, бесполезно говорить, близко, много, внезапно, постоянно ссорились, ничего не стоит, медленно, нескладно.
2 группа - зоологи.
Вспомните фразеологизмы, в которых упоминаются эти животные, запишите их.
Например: сорока - болтливый, как сорока
Животное |
Примеры фразеологизмов |
Волк
Свинья
|
Голоден, как …(волк)
-- Грязный, как … (свинья)
|
3 группа - писатели.
Напишите небольшой рассказ на тему «На перемене» с использованием фразеологизмов. (5-7 предложений)
Задание проверяется после урока
Ребята, а ведь к некоторым словам и выражениям мы можем подобрать довольно много фразеологизмов давайте попробуем!
Возьмем словосочетание бежать очень быстро
Примерные ответы
Одна нога здесь, другая там
Не чуя под собой ног
Только пятки засверкали
Во весь дух
Во все лопатки
Что есть мочи
Без оглядки
В мгновение ока
Не успеешь оглянуться
Быстрее ветра
Высунув язык
Словно на пожар
Как пуля
Со скоростью света
Во весь карьер
Во весь опор
Во всю прыть
На всех парах
На всех парусах
Сломя голову
Очертя голову
Обманывать:
водить за нос
вводить в заблуждение
парить мозги
рассказывать сказки
заговаривать зубы
пудрить мозги
морочить голову
дурить голову
полоскать мозги
рассказывать небылицы.
Вы обратили внимание, что некоторые фразеологизмы даже у нас на уроке прозвучали несколько раз, а ведь есть наоборот очень редкие фразеологизмы
Например: между четырёх глаз. (наедине с кем-либо; без свидетелей)
Попробуйте объяснить значение этого фразеологизма. (Ответы)
Другие предметы тоже могут пополнять ваши знания о фразеологизмах. Я думаю, что значение многих фразеологизмов вам знакомо и из истории Древнего мира и Средних веков. Можете вспомнить и привести примеры. (Ответы)
Авгиевы конюшни, Геркулесовы столпы, нить Ариадны, Гордиев узел, гомерический хохот, пиррова победа и прокрустово ложе. Сизифов труд, слава Герострата.
Часто мы употребляем фразеологизмы, в которых нам понятно значение всех слов, но встречаются и с неизвестными нам словами. Например: Попасть впросак. Мы знаем, что это обозначает, но что такое просак? Если перед нами встают такие вопросы, то куда мы обращаемся? (Ответы)
Правильно! К фразеологическому словарю.
А теперь давайте вспомним незадачливого художника, который все перепутал, а как вы думаете есть ли в иностранных языках фразеологизмы? Конечно, и если бы мы услышали их, то возможно тоже бы сели в галошу.
Так у немцев есть выражение Hals - und Beinbruch. Дословно переводится, как перелом шеи и ноги. А на самом деле они хотят пожелать удачи. Этот фразеологизм похож на наш «ни пуха ни пера».
Вот такой он удивительный мир фразеологизмов
VI этап. Рефлексия
Что вы узнали во время нашего урока о фразеологизмах? (учащиеся дают ответы)
Оцените себя и свою работу на уроке при помощи фразеологизмов.
Д/з: заполните рабочий лист на тему «Фразеологизмы».