Я работаю по этой теме и мне бы хотелось с вами поделиться опытом. В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
Дети с удовольствием и активно откликаются на предложение стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Поэтому мы сначала изучаем приемы сочинения сказок: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.
Сказка играет очень важную роль в формировании нравственных качеств ребенка. И с самого начала необходимо обратить внимание на гендерный подход сказки. Что касается пола, то все сказки способствуют формированию мужских и женских черт характера.
Сказками для формирования черт человеческого характера являются, например, «Три поросенка», «Колобок». Они показывают метод борьбы за человека. В сказке «Три поросенка» дается успешный сценарий победы над вышестоящим соперником, а в сказке «Колобок» содержится самое важное предупреждение об условиях, при которых вы можете быть побеждены, о соблюдении правил безопасности. На основе этих рассказов можно объяснить мальчику типологию врага и сценарии борьбы и победы над врагом. В противостоянии с одним соперником нужны силы, с другим - осторожность и осмотрительность, с третьим - надежная команда, с четвертым - тактическая беседа. Истории, имеющие мужской характер, содержат три важные для мальчика идеи: во-первых, правильное восприятие действительности, во-вторых, понятие врага и безопасности, и, в-третьих, желание победить врага. Они символически дают мальчику знания о стратегии и тактике борьбы с врагом. Сильное прикрытие, объединенные силы, удача, знание и использование собственного преимущества и слабостей противника - вот ингредиенты успеха.
Но сказки - «Маша и медведь», «Хаврошка», «Морозко», «Гусиные лебеди» помогают сформировать женские черты характера. В этих сказках обязательно есть мужской характер. Героиня строит с ним отношения по-разному. Она либо ввязывается в спор, готовится к счастливому браку, либо помогает ему. Эти сказки помогают девушке понять, что значит быть женщиной. В этих сказках девушка получает определенные знания о жизни героинь. Первое - найти достойного партнера, то есть выбрать лучшего. А выбор связан с умением прислушиваться к своему сердцу, которое скажет: кто достоин, любящий, верный, всегда готовый помочь.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок - и положительные и отрицательные - прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия.
Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.
Главное средство воспитания - литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребенке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребенка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющих простой сюжет. Например «Алёнушка и братец Иванушка, «Крошечка-хаврошечка», «Волшебная дудочка».
Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям, понять скрытые мотивы поведения героев. Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.
В подготовительной группе продолжаю пополнять литературный багаж сказками. Когда запас сказок, которые дети знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.).
Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:
- знакомство с содержанием сказки;
- вовлечение детей в деятельность;
- инсценировка сказки
Методы ознакомления со сказкой:
- чтение;
- рассказывание;
- дидактические игры;
- литературные викторины
Приемы формирования восприятия сказки:
- выразительность чтения;
- повторность чтения;
- выборочность чтения;
- драматизация и театрализация сказки;
- просмотр иллюстраций
Этапы работы со сказкой
- Знакомство детей с русской народной сказкой - чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций - с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
- Эмоциональное восприятие сказки детьми - пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок - с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
- Художественная деятельность - отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании - позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
- Подготовка к самостоятельной деятельности - разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок - метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Также эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи. Один из признаков настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни случилось в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, с которыми столкнулись герои, были необходимы для того, чтобы сделать их сильнее и мудрее. Таким образом, сказки являются эффективным средством формирования нравственных качеств личности и национальных черт характера.
Литература
- Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А.Каирова. - Омск: Русь, 2009. - 48 с.
- Артюхова И.С. Ценности и воспитание / И.С.Артюхова // Педагогика, - 2009. - № 4. - С. 181-183.
- Антипова Е.А. Театрализованные представления в детском саду.