В связи со сложившейся экологической обстановкой в мире остро встает вопрос об экологической грамотности нынешнего и будущего поколений. Потому что именно от подрастающего поколения зависит судьба природы. Основы бережного отношения к природе закладывается еще в детстве, поэтому процесс формирования экологической грамотности необходимо начинать с младшего школьного возраста. В решении поставленной задачи важную роль играет начальная школа. Одним из основных направлений ее работы является «воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологически грамотной личности» [2].
В ГОС НОО среди основных направлений работы школы подчеркнуто, что воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру имеет большое значение в современной системе образования, в этой связи, государство ставит перед общеобразовательной школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для стабилизации возникших экологических всемирных проблем в будущем.
А это значит, что учителю необходимо показать значимость природы, воспитать бережное отношение к ней и показать, к чему может привести потребительское отношение человека к природе.
Средством достижения положительных результатов в данном направлении является проектная деятельность обучающихся, которая является совместной учебно-познавательной, творческой или игровой деятельностью, имеющей общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и направленная на достижение общего результата. В качестве основных неоспоримых достоинств проектной деятельности названы высокая степень самостоятельности, инициативности обучающихся и их познавательная мотивированность [3].
Проектная деятельность лежит в основе экологического образования, что способствует активному вовлечению обучающихся в процесс экологического просвещения и стимулирует комплексный подход в решении экологических задач, позволяет перевести обучающегося из слушателя в активного участника научного процесса нравственного облика. Формирование экологической грамотности младших школьников требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а также создания условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. Такими условиями и является проектная деятельность экологической направленности [7].
Среди множества преимуществ метода проектов, следует выделить свойство замотивировать учеников на развитие тех сторон личности школьников и творческих способностей, которые в полной мере проявятся в осуществлении как самостоятельной, так и коллективной работы, поиска нужной информации по изучаемой теме, а также получение реального конечного продукта.
Метод проектов имеет огромный ряд преимуществ для обучения подрастающего поколения, что проявляется в возможности реализовать школьником определенное запланированное целенаправленное действие, а также формировать собственный жизненный опыт по взаимодействию ребенка с окружающим миром, в котором ему надлежит провести всю свою последующую жизнь.
Особенность применения проектной деятельности в рамках осуществления экологического образования в школах имеет ряд таких преимуществ, как расширение кругозора ученика, что в полной мере позволяет ему использовать полученные знания, умения и практический опыт полученный посредствам проектной деятельности.
Участвуя в проектной деятельности, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве, а также в полной мере повышается мотивация, значимость своего труда вызывает положительные эмоции.
Включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с 1 класса. Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Часто она конкретная, узкая и задается в форме вопроса: «Как помочь птицам зимой», «Откуда в снежках грязь?», «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек ?», «Как защитить воду от Злючки-Грязючки?».
Во 2-х классах появляются самостоятельные проекты экологической направленности: «Откуда пришли комнатные растения?», «Моя безопасность», «Еда без вреда», «Живые кондиционеры», «Зимующие птицы нашего города», «Экология класса» и др.
В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот тематика некоторых из них: «Вторая жизнь упаковки», «Были о пыли», «В защиту сорняков», «Березовая роща. SOS», «Люди и мусор. Кто кого?», «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел учиться», «Экологическая обстановка микрорайона школы», «Хочу выступить в защиту …», «Сдай батарейку - спаси планету» и др.
Подробнее остановлюсь на некоторых конкретных проектах.
Экологический проект «Красная книга Донбасса»
В рамках работы над проектом учащиеся рассматривают книжные материалы и данные из сети «Интернет» о тех исчезающих видах животных, которые их наибольшим образом заинтересовали, и готовят доклад для всего класса.
При создании настольной Красной книги в классе дети изучают редкие виды животных Донбасса, основные причины возможности их исчезновения.
Основополагающий вопрос: «Как сохранить наш мир?» «Что мы можем сделать, чтобы сохранить или приумножить редкие виды растений и животных в Донбассе?»
Цель проекта: получить соответствующее представление о Красной книге России, зачем она создана, какие животные в нее входят и осуществить поиск как можно большего количества информации об исчезающих видах животных.
Задачи проекта.
- Развитие знаний о природе родного края, исчезающих видах животных. Создать условия для формирования уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, для осознания целостности окружающего мира, освоения основ экологической грамотности.
- Получение такого важного умения, как поиск нужной информации в библиотечном фонде школы, городских библиотеках и сети «Интернет».
- Развитие навыка обработки информации в виде компьютерных презентаций, творческих отчётов, стендовых докладов.
- В ходе выполнения проекта, дети учатся:
- извлекать информацию из различных источников;
- готовить рисунки и фотографии;
- презентовать Красную книгу;
- оценивать свои достижения в выполнении проекта.
Форма продуктов проектной деятельности:
- Защита проектов на открытом уроке.
- Рассказы детей по подготовленным презентациям (в письменном и электронном виде).
- Продукты проектной деятельности: буклет, настольная Красная книга Забайкальского края.
Экологический проект «Будь природе другом»
В качестве вводной части проекта учитель заявляет о том, насколько большую важность для всей планеты Земля представляют творения природы: растения и животные, и что в настоящее время данным творениям грозит большая опасность в связи с активной деятельностью человека. Именно поэтому нужно сохранять и беречь природу и ее живых обитателей, поскольку человек тоже неотъемлемая часть природы.
Цель работы: рассмотреть взаимосвязь человека и природы, определить роль природы в повседневной жизни человека, формировать полное представление о влиянии жизнедеятельности человека на природу и последствиях этого влияния, способствовать формированию знаний правил поведения на природе.
Задачи:
- Развивать способность понимать природу и бережно к ней относиться;
- Способствовать формированию навыков разумного поведения в окружающей среде;
- Развивать желание посильно восстанавливать окружающую природу, соблюдать чистоту родного края, нашей «Малой родины».
- Формировать нравственно-экологическую культуру школьников;
- Изучить все доступные информационные источники (книги, учебники, журналы, материалы сети «Интернет») по вопросам состояния и охраны окружающей среды;
- Сформулировать необходимые правила поведения человека в природе, которые всегда нужно помнить и соблюдать.
При этом, в виде гипотезы осуществляемого проекта выдвигается следующая: «если знать правила поведения в природе и соблюдать их, то мы сможем сохранить планету Земля для будущих потомков».
Объект исследования: охрана окружающей среды.
Предмет исследования: действия человека наносящие вред природе и способы сохранения окружающей среды.
Методы исследования: изучение информационных источников, подбор и изучение экологической литературы, обобщение изученного материала.
Новизна: работа направлена на экологическое воспитание школьников с целью охраны природы, стимулирует потребность ребёнка самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Практическая часть: возможность использования информации, полученной в результате работы над проектом, для сохранения природы родного края.
Продукт проекта: плакаты с экологическими знаками придуманными детьми. Плакаты с правилами защиты природы сформулированные обучающимися.
Экологический проект: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен»
Проблема: охрана природы, попытка решить «Мусорную проблему».
Актуальность проблемы проявляется в том, что именно возрастная категория учеников младших классов является наиболее важной в становлении экологической культуры и грамотности человека, поскольку именно в данный жизненный цикл ребенок начинает осознавать и ценить то, что происходит вокруг него, формирует основы нравственно-экологических позиций личности.
Проблема мусора - одна из самых актуальных проблем современности, которая касается каждого человека, и для ее решения наибольшую роль играет формирование экологически грамотного поведения у обучающихся и их родителей. При этом, в полной степени затрагиваются вопросы утилизации отходов производства и потребления.
Цель проекта: расширять и углублять знания обучающихся о взаимосвязи мира природы и деятельности человека; сформировать у обучающихся знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. В процессе углубления и расширения знаний о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру младших школьников и их бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
- Познакомить с процессом и сформировать представления у обучающихся об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.
- Спровоцировать интерес у учеников к исследуемой теме.
- Найти способ вторичного использования бросового материала.
- Развивать экологическую грамотность посредствам развития экологической культуры.
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды.
Продукты проекта: игрушки сделанные обучающимися из ненужных вещей, бросового материала.
Информационные буклеты, памятки «Это всем легко понять - мусор надо разделять».
Плакаты: «Не губите природу», «Здоровая планета», «Правила поведения в природе».
Преимуществом внедрения проектной деятельности возможно выделить тот факт, что ее применение позволит повысить интерес школьников к образовательному процессу, сформировать стойкое экологическое сознание, а также побудить учеников беречь и охранять природу и населяющий ее животный мир с надлежащим интересом и энтузиазмом [3]. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве.
Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленное использование проектной деятельности, имеющей экологическую направленность, способствует формированию экологической грамотности младших школьников.
Литература
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. - 2014. - №20144. - С. 65-69.
- Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения // Начальная школа. 2005, № 6. С. 53-55.
- Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 480с.
- Зверев И.Д., Захлебный А.Н. Экологические знания: на уроках и после уроков // Народное образование, 2006. № 2. С. 81-84.
- Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. 2012. Т. 3. № 1. С. 223-227.