При обучении детей чтению я столкнулась с такой проблемой: многие дети читают и не понимают прочитанного. Над решением этой проблемы я стала работать на уроках литературного чтения.
Основной причиной появления данной проблемы, является непонимание и неосмысление прочитанного, т.к. младший школьник еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова - достаточно трудоемкая работа, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения.
Решение этой проблемы актуально, прежде всего, для самого ребенка, т.к. в процессе чтения художественных произведений у ребенка появляется возможность общения с множеством людей и, в первую очередь, с автором произведения. Благодаря такому общению - если оно полноценное - читатель сопереживает героям литературных произведений, переживает вместе с ними события их жизни, занимая определенную позицию по отношению к происходящему, к поступкам этих героев. Для этого необходимо развивать не только технику чтения, что является в данном случае необходимым средством, но недостаточным. Кроме этого, нужно аналитическое (анализ происходящего в книге) и критическое мышление (оценка позиций действующих лиц, их поступков, состояний, их индивидуальных качеств, особенностей и возможностей - в сравнении с другими и самим собой), рефлексия («Какой я? Как бы я поступил на месте героя?»). Таким образом, полноценное чтение - при благоприятных условиях - может способствовать развитию субъектной позиции ребенка (его идентичности, автономии и рефлексии), его индивидуальности. В этих обстоятельствах - на основе того, что дети анализируют те отношения, которые складываются между литературными персонажами, у них вырабатываются собственные отношения к ним, расширяются и их представления об отношениях с окружающими.
Наряду с этим, у учащихся накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций - от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров. Кроме того, чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать свои мысли (как в устной, так и в письменной форме).
К.Д.Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы «приучить дитя к разумной беседе с книгой». Чтобы решить данную задачу, учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.
Цель проекта: создать условия для развития способностей учащихся второго класса понимать смысл прочитанного в процессе уроков литературного чтения.
Задачи проекта:
- Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы, педагогического опыта с тем, чтобы выделить способы и средства развития способностей понимать смысл прочитанного у учащихся первого класса в процессе уроков литературного чтения.
- Выявить способности, необходимые для понимания смысла прочитанного.
- Определить основания для выделения уровней восприятия смысла художественных произведений; выделить соответствующие уровни (или воспользоваться таковыми, уже разработанными и описанными в литературе).
- Выявить эффективность творческого пересказа как способа развития способностей учащихся 3 класса понимать смысл художественных произведений.
- Определить, какие условия способствуют приобщению детей к чтению художественной литературы.
- Создать в классе и в семьях учащихся атмосферу и соответствующие условия, способствующие их приобщению к чтению.
Основная гипотеза заключается в следующем: использование творческого пересказа повышает уровень восприятия художественных произведений.
Содержание работы по проекту
На уроке литературного чтения мы работали с произведениями В.Драгунского. Вспоминая уже знакомые им, дети назвали рассказ «Все тайное становится явным». Мы стали анализировать, почему этот рассказ имеет такое название, все ли рассказы В.Драгунского соответствуют этому названию. В результате дискуссии возникла проблемная ситуация: действительно ли «все тайное становится явным»? В поисках ответа на этот вопрос дети в течение недели читали рассказы В.Драгунского, анализировали их (было ли тайное и раскрылось ли, стало ли явным), свои суждения записывали в тетрадь. Затем они делились своими наблюдениями, доказывали свою точку зрения.
Анализ художественных произведений предполагал оценку учащимися героев произведений, определение авторской позиции, освоение идеи произведения; говоря другими словами, анализ предполагал диалог учащихся с автором произведения. Для того, чтобы вступить в диалог с автором, ребенку самому необходимо побыть автором, погрузиться в стихию художественного творчества.
Учащимся важно не только получать знания, но и уметь применять их в новых ситуациях, при решении новых проблем. Им необходимо научиться сопоставлять и сравнивать различные точки зрения. Очень важно уделять время развитию умения связывать уже имеющиеся знания и жизненный опыт с новой информацией, упражнять в активном применении идей, размышлять над смыслом, чтобы лучше интерпретировать прочитанное.
Работая с текстами, я в первую очередь, развивала у детей критическое мышление, подбирая задание таким образом, чтобы ребенок учился размышлять. Дети учились задавать друг другу различные виды вопросов, которые помогали им осмыслить прочитанное. Каждый тип вопроса актуализирует, вовлекает в работу какую-то сторону мышления. В первую очередь, это нужно для практических целей зная, что каждый тип вопроса задействует одну из сторон мышления.
- Простые вопросы, ответы на которые требуют знания фактической информации.
- Уточняющие вопросы, которые воспитывают активного слушателя.
- Вопросы-интерпретации (задавая их, мы учим навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений).
- Оценочные вопросы (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления).
- Творческие вопросы (развивают у детей воображение).
- Практические вопросы (требуют от детей каких-то действий, умений).
Этот осмысленный подход к обучению очень важен для жизни в современном мире. Во-первых, сейчас мы имеем доступ к большому количеству информации. Во-вторых, в мире, в котором мы живем, дети должны учиться решать те проблемы, с которыми мы еще сами не сталкивались. Размышляя вместе с детьми, мы обсуждаем разные точки зрения. Например, записывая свои суждения о тайном и явном (по рассказу В.Драгунского), они понимают ценность осмысленного решения и смогут применить этот прием для осуществления выбора в других жизненных ситуациях.
Используя на уроках литературного чтения инсценирование различных видов произведений, я стараюсь воспитывать в детях, в первую очередь, активного слушателя, который стремится найти общее между своей точкой зрения и высказыванием собеседника. Кроме того, важно развивать у детей умение задавать вопросы, вести диалог, слушать собеседника, а также - умение рефлектировать, которое помогает обратить познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, свое психологическое состояние. Во время рефлексии дети сомневаются, осознают новое, учатся на ошибках своих одноклассников, делают выводы.
Проведенная работа помогла повысить интерес к литературному чтению и повысить уверенность в своих силах, развить у детей актерские способности.
Полученные результаты.
Антропологический компонент:
- У большинства учеников появился устойчивый интерес к чтению, появилось желание читать самостоятельно.
- Произошло развитие детско-взрослой и детской общности на основе читательских интересов: обогатилось общение детей друг с другом по содержанию прочитанного, на основе этого значительно улучшилась речь детей.
- Произошло развитие моей профессиональной субъектности, т.к. анализируя ситуацию, сложившуюся в классе, я нашла нетрадиционный способ для ее решения.
Организационно-деятельностный компонент.
Разрабатываются новые формы и средства работы учащихся на уроках литературного чтения.
Расширилось образовательное пространство класса благодаря:
- организации работы по подготовке с детьми классных утренников;
- подготовке и организации показа детской новогодней сказки для родителей.
Научно-методический компонент.
- Разрабатываются условия развития рефлексивных способностей детей в процессе уроков литературного чтения во втором классе.