Сценарий мероприятия к Международному дню школьных библиотек

Разделы: Организация школьной библиотеки


СЛАЙД 1 (международный день школьных библиотек)

Презентация

Сегодня наше мероприятие посвящено «Международному дню школьных библиотек». Этот праздник появился в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. Международный день школьных библиотек отмечается во многих странах ежегодно в четвертый понедельник октября. В 2008 году на смену одному праздничному дню пришел Месячник школьных библиотек. Теперь каждая организация может выбрать любой подходящий день для проведения праздника и мероприятий. Появился праздник Международный день школьных библиотек в календаре множества стран не случайно. Он призван привлечь внимание общественности к школьным библиотекам: их оснащению, обеспечению современной литературой в достаточном количестве.

СЛАЙД 2 (эмблема дня библиотек)

Эмблема Международного Дня Школьных Библиотек представляет собой цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне раскрытой книги. В России Международный месячник школьных библиотек впервые провели в 2008 году. В тот год была заложена основа традиционной программы месячника. В нее вошли съезды школьных библиотекарей, презентации профессии «педагог-библиотекарь», чествование ветеранов библиотечного дела, многочисленные мероприятия для школьников (конкурсы, конференции, выставки, сборы книг) и их родителей и учителей. Главным событием месячника в России остается Форум школьных библиотекарей, который проходит в Михайловском (это Пушкинский заповедник в Псковской области). Праздник способствует сохранению прекрасных традиций чтения и воспитанию в детях чувства любви к «живой» книге. Набирающие обороты электронные устройства, хранящие миллиарды пикселей информации, не в состоянии передать шершавость книжных страниц, запах пыльных старых учебников и аромат свежей типографской краски. День школьных библиотек отмечают во всем мире. Но не стоит забывать, что замечательный день школьных библиотек - это не только профессиональный праздник книговедов, библиотекарей, это праздник и всех тех, кто любит книгу!

Готовясь в дню школьных библиотек, мы провели опрос среди учащихся нашей школы, что такое для них школьная библиотека? ВИДЕООПРОС

Обобщая все услышанное, можно сказать, что школьная библиотека - это конечно школа, библиотека, много разных книг, обязательно учебники, учащиеся и учителя и конечно, библиотекарь.

СЛАЙД 3 (из чего состоит школьная библиотека)

Предлагаю поговорить сегодня об этих составляющих школьной библиотеки.

Юмористическая сценка

И начать нашу беседу - хочу я с вопроса: кто из вас знает, что такое отрочество? Когда-то в России был такой возраст отрочество. Недаром Лев Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность». В самом главном нашем Академическом словаре написано, (открыть словарь) что отрочество - «возраст между детством и юностью».

По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних - в шесть лет: они уже и младших нянчат, на огороде и во дворе родителям по-взрослому помогают. А приходилось встречать и таких, у кого оно и в 40 лет еще не кончилось.

Вот в словаре Даля про отрочество сказано, (открыть словарь) более четко - это пора (хорошее, между прочим, слово) «от 7 до 15 лет».
Должна вам сказать, что этот период - самый важный в жизни человека.

Почему, спросите меня вы?

В это время складываются привычки. Хорошие или плохие, но на всю жизнь. Совершаются благородные поступки - потому что тяга к добру еще не задавлена, не скорректирована корыстными или еще какими-нибудь расчетами. Принимаются важные решения. И некоторые люди следуют тому, что решили в отрочестве, всю свою жизнь.

В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги - или не прочитываются уже никогда.

Слышали вы, что существуют ЗАКОНЫ ЧТЕНИЯ?

СЛАЙД 4 (три закона чтения)

Первый: нет книг, которые читать - рано.

Второй: есть книги, которые читать - поздно.

И третий: именно в отрочестве надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить - и после этого отказаться от чтения всякой чепухи, которой сейчас везде - навалом.

Поясню первый закон. Никто не скажет вам заранее, что именно вам читать рано. Потому что - у всех по-разному! Одному - рано, а другому - в самый раз. А его ровеснику до самой старости будет рано: читает - и не может понять, что к чему. Если вам рано читать эту книжку - вы сами же первый это и заметите. И отложите ее до лучших дней - или будете читать с пропусками. Ну, и что? Ничего не потеряете и ничего не приобретете.
Со вторым законом дело обстоит серьезнее.

Да, есть такие книжки, которые надо прочесть именно лет в 12, в 14, 16…

Во-первых, только в этом возрасте вы получите от нее стопроцентное удовольствие. А во-вторых - создадите себе заделье (то есть нужный запас) на будущее. Это же здорово - перечитать когда-нибудь на отдыхе «Приключения Тома Сойера»! Я знаю людей, которые перечитывали эту книжку своего детства - несколько раз: в 25 лет, потом около сорока лет и так далее. Но я не встречала таких, кто уселся читать ее первый раз в 40 лет. Во-первых - некогда. Во-вторых - и в голову не придет. А в-третьих, если и возьметесь - вряд ли будете читать взахлеб. Так, полистаете с легкой улыбкой. «Жаль, - скажете, - что в детстве не попалась.»

В общем, поленился в свое время - проиграл на всю жизнь.

Ведь только в детстве: если дружба - то навсегда, если драка, то до первой крови, если любовь - то вечная. Благородству мы учимся у 3 мушкетеров, верности принципам - у 2 капитанов, а герои Джека Лондона ведут нас к цели. Прочитанные книги живут в нас - мыслями, поступками, принципами. А значит - нам под силу то, во что мы так сильно верим в детстве: бороться, искать, найти и не сдаваться.

Включить ролик с песней Высоцкого

(Владимир Семенович Высоцкий - советский поэт, актер театра и кино, автор исполнитель песен, автор прозаических произведений и сценариев, Лауреат Государственной премии СССР. Легенда и кумир миллионов)

Интеллект развивается только на сложных задачах, не на Гарри Поттере (хотя их читать школьникам конечно же интересно). А вот понять героев Пушкина, Гоголя, Толстого, Лермонтова, Чехова - это задачка на миллион даже для взрослого. И пусть школьник не поймет! И пусть плюется. Зато его мозги будут шевелиться - именно в этом и заключается цель. В школе ДОЛЖНО быть трудно. В школе нужны и ненавистные логарифмы, и малопонятная квантовая физика, и органические соединения, и Достоевский, иначе процент тупости среди населения перейдет все разумные границы.

И естественно, что развитие интеллекта происходит через принуждение. Только преодоление трудностей дает развитие. Если каждый день вы будете поднимать килограммовую гирю, не повышая нагрузки, мышцы так и останутся дряблыми, а тело - рыхлым.

Многие начинают читать классику к 30, но это уже слишком поздно. Мозг уже сформировался и в некотором роде закостенел. Иными словами, если вы тупы в 17 лет, к 30 вы не поумнеете, нечего и тешить себя такой надеждой...

«Гаджеты - это круто, интернет - это огромные возможности. Однако если бесконечно залипать в ленты соцсетей, то проблема клипового мышления и прочие когнитивные искажения неизбежны. Для тренировки мозга нужно читать классику - Толстого, Бунина, Тургенева, Островского. Даже если трудно, непонятно и засыпаешь на третьей странице. но заставлять себя читать классические произведения, чтобы мозг не высох».

Современное общество действительно сильно отличается от описываемого классиками XVII, XVIII, XIX, и даже XX века. Нам чужды проблемы крестьян и господ, мы далеки от пышных балов и дуэлей. Нам сложно представить, каково жилось людям тогда, но мы всегда можем прочувствовать радость или трагедию литературного героя. Писатели затрагивают вечные темы: любви, дружбы, верности и предательства, отваги и трусости, любви к Родине и природе, эгоизме и самопожертвовании. Эти темы не устареют никогда. Они могут вызывать согласие или возмущение, но вряд ли оставят читателя равнодушным, в каком бы времени он ни жил.

Даже не понимая до конца нюансов произведения, вы всё равно учитесь анализировать, чувствовать, сопереживать, думать, отстаивать свою точку зрения, расширяете кругозор и обогащаете словарный запас. Молодые люди и девушки, даже отстраняясь внешне от классических произведений, внутренне всё равно пропускают каждую книгу через себя. Они находят в них ответы на волнующие вопросы, которые сами никогда не зададут взрослым или сверстникам.

СЛАЙД 5 (чтение книг - модель поведения человека)

Чтение книг задаёт модель поведения человека, а чтение книг классиков даёт универсальные подсказки для жизни на все времена.

Давайте вернёмся к шелесту страниц, читайте, читайте и перечитывайте великих классиков. Литературные классические традиции в нашей стране имеют очень глубокие корни, и наша задача, библиотекарей, их возрождать и поддерживать.

СЛАЙД 6 (слова академика Лихачева)

Профессия библиотекаря - самая консервативная в мире, и, как знать, может именно это и спасает нас в тяжелые времена. Верность традициям, память о старых добрых временах всегда живет в наших сердцах, и мы, имеем право сказать, «Ну вот, опять страна без нас не может».

Кто же такие они - библиотекари?

Библиотекарь - это уникальная профессия, а в какой-то степени даже в чём-то загадочная. Библиотекари - сподвижники поддержки и развития чтения. Они стремятся создать необходимые условия для читателей: комфорт, техническое оснащение, духовное общение, справочно-информационное обслуживание, интеллектуальный досуг.

Библиотекарь должен быть усидчивым, спокойным, уравновешенным человеком, способным долго сохранять концентрацию при выполнении однотипных монотонных действий. Он также должен располагать развитыми коммуникативными навыками, аналитическими способностями.

Самое главное свойство его души - бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память - ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находится та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

Кроме любви к книгам должна еще быть и любовь к людям. Активность в работе, желание осваивать новые технологии, уверенность в собственных силах. Библиотекарь быть доброжелательным, отзывчивым, с которым легко и приятно общаться. Никогда не помешает чувство юмора.

Современный библиотекарь - это библиотекарь, повседневная деятельность которого полна поиска и новаторства. Он должен быть человеком активным, самостоятельным, иметь аналитический ум, анализировать свою работу и планировать функционирование библиотеки как современного учреждения.

В библиотеке трудятся особенные люди: творческие, креативные, инициативные специалисты с разносторонними навыками и умениями...

Это особая каста, здесь не задерживаются случайные люди.

Хочу рассказать вам о ветеранах библиотечного труда нашей школы.

В свое время и они были молоды и полны энергии, вдохновения, любви к профессии и своим читателям. Годы мало изменили их. Они все также молоды душой, активны, энергичны и красивы.

СЛАЙД 7 (Анна Николаевна)
СЛАЙД 8 (фотографии с Анной Николаевной)
СЛАЙД 9 (Людмила Сергеевна)
СЛАЙД 10 (Ирина Михайловна)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ СЛАЙД (с Днем школьных библиотек)

Школьный библиотекарь

Библиотекарь - это не призванье,
А состояние особое души...
Библиотекарь школьный в утро раннее,
Как и ребята на урок всегда спешит.

Конечно, он не маг и не волшебник,
Но иногда способен удивлять,
Достав из ниоткуда вдруг учебник,
Который просто негде было взять.

Он проведёт, как надо все уроки
И выручит, лишь кто-то заболел,
Он не забудет встречи, даты, сроки,
Перелопатит за день массу дел.

Его присутствие обычно незаметно,
Его отсутствие заметно сразу всем,
В духовном смысле - человек совсем не бедный,
Но это не решает всех проблем…

Он, как учитель, делает немало,
Его ж работу многим не понять
Но до сих пор зовут техперсоналом,
Конечно, не желая обижать.

Он очень скромный и совсем не строгий,
Не ждёт особых почестей, похвал,
Идёт своей стезёй, своей дорогой,
Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.