Улица в деревне или двор в городе … Стайки ребят разного возраста… «Классики» на асфальте, «Третий лишний», «Казаки-разбойники», «Жмурки»…
Такую картину редко встретишь сегодня. Остались только теплые воспоминания из советского детства. А ведь подвижные игры не только обеспечивали веселое и интересное времяпрепровождение, но имели большое значение для развития нервной системы детей и таких качеств, как ловкость, выносливость, смелость, внимание. Игры объединяли мальчиков и девочек, учили находить общий язык с ребятами разного возраста, учили договариваться и соблюдать правила игры в команде.
Вернуть детские традиции и повысить игровую культуру мы решили на уроках физкультуры, знакомя учеников с играми разных народов. В нашей школе учатся ребята многих национальностей: русские, калмыки, дагестанцы, чеченцы, украинцы, белорусы - каждый может представить на уроке свою игру. Постепенно география игр расширилась и вышла за пределы России. Интересно было не только играть, но и находить сходство сюжетов во многих играх разных народов, классифицировать их, добавлять что-то новое, учитывая особенности современного мира. И, конечно, самым большим достижением стала самостоятельная организация детьми подвижных игр на переменах, после уроков на стадионе и даже в выходные дни во дворе.
Теперь мы с удовольствием делимся своим опытом на открытых уроках, конференциях, мастер-классах. Предлагаем и вашему вниманию разработку одного из уроков-знакомств с национальными играми, проведенного для учителей района в 7 классе.
Цель урока: ознакомить учащихся с подвижными играми разных народов.
Задачи урока:
- Образовательные: дать учащимся знания по проведению подвижных игр, которые они сумеют перенести в обыденную жизнь и с пользой применить в других видах деятельности.
- Оздоровительные: охранять и укреплять здоровье, повышать умственную и физическую работоспособность.
- Воспитательные: формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями, активность, самостоятельность.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь:
- Ленточки 15 штук;
- Палки деревянные;
- Скакалка;
- Маты;
- Обручи;
- Мячи.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель выходит к ребятам. Дежурный: «Класс, стройся!»
Сдача рапорта. Приветствие.
Учитель. А теперь попрошу вас подойти ко мне, вот моя рука! - учащиеся подходят, кладут свои ладони на ладонь учителя.
- Физкульт!.. - восклицает учитель.
Ученики подбрасывают свои ладони вверх и произносят:
- Привет!
Тема урока, определение целей.
Учитель. Ребята, мы с вами живем в большой многонациональной стране. Как она называется? (Россия)
Есть у нас и малая Родина - какая? (Калмыкия)
Люди каких национальностей проживают на территории России? (Ответы детей)
Молодцы! А вы знаете, что в России проживает 190 народов и у каждого народа свои обычаи и традиции. Как вы думаете, на уроках физкультуры с какими народными традициями мы можем познакомиться? (Ответы учеников)
Правильно. Ребята, сформулируйте тему нашего урока. (Ответы учеников)
Да, сегодня мы с вами приобщимся к культуре игр разных народов, познакомимся с подвижными играми, которые вы сможете использовать с друзьями в свободное время. Итак, тема урока: «Калейдоскоп национальных игр».
II. Разминка
- Актуализация знаний по технике безопасности.
- Разминочный бег.
- Упражнения.
Учитель: Внимание! Класс! Равняйсь! Направо, за направляющим, в обход по залу шагом марш.
1) Ходьба на носках, руки в стороны. (Следить за осанкой, спина ровная)
2) Ходьба на пятках, руки за голову. (Следить за осанкой)
3) Ходьба в полуприседе, руки за спину. (Соблюдать дистанцию)
Учитель:
- Внимание! За направляющим бегом марш! (2 круга)
- Внимание! Бег с заданиями: с высоким подниманием бедра («Руки вперед-вниз!» «Бедро поднимать до угла 90º!») (1 круг)
- Бег без задания.
- Внимание! Захлестывание голени («Туловище прямо!» «Выполнять как можно чаще!») (1 круг)
- Бег без задания.
- Внимание! Приставные шаги («Спина прямая!» «На каждый шаг выпрыгивание вверх!») (1 круг)
а) правым боком
б) левым боком
- Бег без задания.
- Внимание! Восстановление дыхания. Шагом - марш! Раз - вдох! Два - выход!
Ученики становятся в одну шеренгу, рассчитываются - 1,2,3, выходят вперед.
III. Общеразвивающие упражнения
- И. п. - стойка ноги врозь, руки на пояс
1-наклон головы вправо («Темп медленный, движения не резкие, спина прямая!»)
2-влево
3-вперед
4-и. п.
-И.п.- ноги на ширине плеч, руки опущены вниз, круговые вращения прямыми руками на 1-4 вперед, на 1-4 назад, повтор 4 раза
-И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью
1-2 - рывки руками перед грудью.
3-4 - рывки прямыми руками в стороны.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову
1- наклон туловища вперед
2- и.п.
3- наклон туловища назад
4- и.п.
5- наклон туловища влево
6- и.п.
7- наклон туловища вправо
8-и.п.
И.п. - стойка руки перед грудью в замок
1-4 круговые движение кистевыми суставами вправо
5-8 то же влево ( Руки в локтях не сгибать)
И.П -Приседание
И.П-Перекаты.
IV. Подвижные игры
Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с играми нашей большой и малой Родины - русскими и калмыцкими. Для этого разделимся на две команды: «Олимпийцы» и «Богатыри». (Эмблемы команд в Приложении 1) «Олимпийцы», встаньте на правую сторону, а «Богатыри» на левую. Каждая команда за победу в игре будет получать фишки. (Фишки в Приложении 2). В конце соревнований мы объявим команду-победителя.
Учитель объявляет поочередно название, цель и правила каждой игры, привлекает ребят к обсуждению, организует игру.
1. Русская народная игра "Хвостик"
Учитель. Ребята, вы знаете, почему игра называется "Хвостик" (Ответы детей)
Цель игры: обучение в игровой форме видам движения (ходьба, бег).
Участникам выдаются ленты - «хвостики», которые заправляется за пояс сзади. Ленты должны свисать примерно до колена.
Ход игры. Участники должны сорвать у своих соперников ленту, в то же время пытаясь сохранить свой «хвостик». Игрок, у которого забрали «хвост», выбывает. Победит та команда, чьи «хвостики» остались целыми, хотя бы один.
Раздается свисток. Команды строятся по своим местам. Учитель подводит итог. Ребята, какие качества характера вырабатывает эта игра? (ловкость, развивает координацию движений.)
2. Калмыцкая народная игра «Загони овец в кошару»
Учитель. Ребята, почему так называется игра? (Ответы учеников). Да, калмыки - степные жители, поэтому разводят овец. И игры, конечно, тесно связаны с их деятельностью.
Цель игры: развитие силы, ловкости, внимания и сообразительности.
Ход игры. Играющие разбиваются на 2 команды. Раскладывают обручи (кошары) и разбрасывают мячики (овцы). По сигналу учителя начинается игра. Каждая команда по одному шарику-овце загоняет в обруч-кошару. Победит та команда, в чьей кошаре окажется больше овец.
Раздается свисток. Команды строятся по своим местам. Учитель подводит итог.
3. Старинная русская игра "Удочка"
Игра проводится в разных вариациях и встречается у многих народов.
Цель: совершенствование координационных способностей, укрепление мышц ног.
Ход игры: играющие стоят в кругу, в центре круга - учитель. Он держит в руках скакалку. Учитель вращает ее по кругу над самым полом (землей), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы скакалка не задела ног. Описав скакалкой 2-3 круга, учитель делает паузу, подсчитывает количество задевших за нее и дает указания по выполнению прыжков.
Раздается свисток. Команды строятся по своим местам. Учитель подводит итог.
4. Калмыцкая народная игра "Петушиный бой"
Цель игры - развитие силы, ловкости, внимания и сообразительности. (Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий с борьбой в стойке.)
Ход игры. Стоя на борцовском ковре, участники игры делятся на 2 равные команды, выстраивающиеся напротив друг друга разомкнутыми на расстояние вытянутой руки шеренгами. По сигналу педагога все участники сгибают левую ногу и хватают ее левой ладонью за стопу, оставаясь стоять на одной правой ноге, а правую руку сгибают в локте и закладывают за спину. Из этого исходного положения соперники в каждой противостоящей паре начинают толкать плечом друг друга, передвигаясь скачками на правой ноге и используя хитроумные обманные движения до тех пор, пока один из них не заставит противника опереться на вторую ногу или опрокинет его на ковер. За достижение этого игроку присуждается одно очко.
Импровизированный бой повторяется несколько раз, с поочередной сменой опорной ноги.
Выигрывает команда, участники которой наберут большую сумму очков.
Учитель подводит итоги игры. Ребята, а какие качества характера вырабатывает эта игра? (Развивает силу, ловкость, внимание, сообразительность.)
5. Калмыцкая национальная игра «Перетягивание палки»
Два игрока садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями. В руки они берут палку (можно веревку, ремешок или просто держаться за руки). При этом одна рука находится в середине палки, другая с краю. По сигналу игроки начинают тянуть друг друга, стараясь поднять соперника па ноги. Выигрывает тот игрок, которому удается поднять противника на ноги. Выигравший имеет право продолжить игру со следующим игроком.
Учитель подводит итоги игры.
6. Игра народов Севера "Белые медведи"
Учитель. Ребята, приглашаю вас в небольшое путешествие на Север.
Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.
Ход игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем". Побеждает последний пойманный игрок.
Раздается свисток. Команды строятся по своим местам. Учитель проводит игру на внимание: подними правую ногу, дотронься левой рукой до правого уха и тд)
Учитель. Подведем итоги соревнований.
Учитель. Поздравляю победителей! Ребята из другой команды, не отчаивайтесь, не сдавайтесь, и у вас все получится. Впереди вас ждет много побед. Самые сильные люди - это те, которые не сдаются в даже самых сложных битвах. А теперь улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.
V. Домашнее задание
Учитель. Ребята, я прошу каждого из вас к следующему уроку самостоятельно найти, подготовить и провести понравившуюся вам игру.
VI. Подведение итогов урока
Учитель. Ребята, чему был посвящен урок? Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Как вы думаете, удалось нам достигнуть этой цели? Что вам больше всего понравилось сегодня на уроке? (Ответы учеников)
Учитель. Дорогие ребята! Спасибо вам за активную работу на уроке. Я рада, что вы были моими учениками. Вы сегодня отлично справились с заданиями, всем за урок ставлю пятерки. И очень надеюсь, что, познакомившись с традициями разных народов, вы всегда будете с уважением относиться к людям любой национальности и к их культуре. А теперь попрошу вас подойти ко мне, вот моя рука! - учащиеся подходят, кладут свои ладони на ладонь учителя.
- Физкульт!.. - восклицает учитель,
Ученики подбрасывают свои ладони вверх и произносят:
- Ура!
Для гостей урока учитель подготовил буклеты с описанием народных игр. (Приложение 3)